18.05.2001
Николай Малинин //
Независимая газета, 18.05.2001
АРХИИНТЕРЕСНО. В ЦДХ - шестая выставка "Арх Москва"
- Репортаж
- выставка
информация:
-
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Тимур Башкаев; Борис Бернаскони; Владимир Коротаев; Грег Линн ; Николай Лызлов; Владимир Плоткин ; Хани Рашид ; Заха Хадид
А шестой раз "Архитектура и дизайн" стала "Арх Москвой", что должно означать приближение к самому радикальному проекту из всего выставочного пакета "ЭКСПО-парка" - "Арт-Москве". Пока, правда, вышла лишь невероятная путаница в устной речи.
А так - все те же, все - на своих местах. Справа - непременно что-нибудь британское. На сей раз - "Живой город Лондон", глобальное, многозначительное и несколько риторическое размышление о судьбах мегаполиса. В глубине - обязательно что-нибудь детское (умопомрачительные работы лабазовской студии "ДЭЗ N 5"). В 15-м зале, как всегда, слайд-программа "Школа архитектуры", на этот раз ну совсем уж некачественная, разве что Андрей Коротаев, повернувшийся "Лицом к стене", способен привлечь внимание.
В центре же экспозиции - невзирая на то, что слово "дизайн" ушло из названия - именно то, что тут под ним подразумевается: свет, паркет, табурет и прочая "коммерческая часть". Среди которой красным бриллиантом сияет диван Захи Хадид для фирмы Savaya Morony, похожий на скрученный в зверскую ухмылку рот.
Есть в этом постоянстве что-то трогательно-домашнее, но есть и метафора. Ведь "Арх Москва" это единственное место публичной репрезентации хорошей архитектуры. А чтобы в Москве ее увидеть, надо двигаться к окраинам - так и здесь. На галерке, например, проект "Переплан". Подан он довольно куце, хотя замысел Барта Голдхоорна, куратора, был абсолютно блистателен. Посредством пары планов - изначального и нового - молодые архитекторы демонстрируют, как путем сноса стен (и без переноса стояков! ) они превращают банальные "трешки" в стильные апартаменты. Чем обнаруживают косность типовой "элитки" и тайные стремления ее обитателей. Которых тут же и консультируют, причем бесплатно.
Галерея "Улица О.Г.И" попыталась развернуть в метафору один из обязательных пунктов любого проекта - наличие эвакуационного выхода. Идея Евгения Асса, куратора проекта, была остроумна, молодые архитекторы страшно увлеклись, обсуждения плавно превратились в семинары, вывод же оказался несколько обескураживающим: "профессиональная архитектура - это и есть та зона опасности, из которой надо срочно катапультироваться; пути эвакуации обнаружены участниками семинара единственно в движении души". Естественно, ни во что экспозиционно-интересное такое резюме вылиться не могло, поди таковое "движение" покажи.
А вот рядом - настоящее, правильное шоу. Музей архитектуры предлагает посмотреть на архитектуру другими глазами - выдав каждому красно-синие очки. Нацепив их, созерцаешь старые фото из коллекции Музея, превращенные умельцами из Центра "Стереокино" в анаглифы - объемные изображения. Затея древняя, только теперь картинки обрабатываются на компьютере. Невзирая на все успехи параллельных технологий - полное ощущение чуда.
Другое чудо - выставка американских студентов, ведомых Грегом Линном и Хани Рашидом. Они зовут архитекторов вернуться к самому началу, туда, где мир еще только творился. И поняв - как же это оно так хорошо вышло - стать Творцом самому. Эти работы стали хитом прошлогодней Венецианской биеннале, о чем мы подробно писали, так что сейчас просто порадуемся, что западная актуальность так быстро добралась до Москвы.
Реальная русская архитектура представлена, как всегда, проектами-номинантами на премию "Золотое сечение", но, кроме того, еще и "Арх Каталогом". Сорок лучших московских архитекторов, промеж которых затесались самарец Сергей Малахов и екатеринбургское бюро "Квадрат" (первый - с очень интересными проектами, второе - с так себе), получили бесплатно по четыре квадратных метра, с тем чтобы как-то себя порепрезентировать. Некоторые отнеслись к задаче равнодушно, выставив уже порядком полинявшие подрамники, другие же проявили экспозиционные волю и фантазию.
Эдуард Забуга сплел каркас своего нового дома из медной проволоки, "Остоженка" выставила спроектированный в Колокольниковом переулке жилой дом в виде эдакого макета-руины, Тимур Башкаев превратил свой дом в подобие светильника, Владимир Плоткин представил полноценную выставку "Фрагменты". А Николай Лызлов поступил совсем просто: построил отличный дом (магазин на Семеновской) и заказал фотографии лучшему архитектурному фотографу - Юрию Пальмину. Результат - налицо.
Отдельно отметим подвижнические усилия Виктора Хречко, директора archi.ru, устроившего в рамках выставки конкурс архитектурных веб-сайтов "Стройплощадка. Ru". Среди 25 номинантов есть сайты весьма затейливые, есть вполне информативные, есть регулярно обновляющиеся (это, собственно, три критерия, по которым они оцениваются). Другое дело, что серьезная хорошая архитектура есть только у двух бюро-участников: это мастерские Киселева и Асадова. Впрочем, надо думать, к следующему году число участников удвоится, если не утроится.
Павильон "underconstruction" Бориса Бернаскони, возведенный к "Арх Москве" перед ЦДХ, не содержит в себе ничего, но при этом содержит все. Куб как символ вечности, каркас как символ стройки, прозрачность как символ современности и т.д. И даже судьба его - построенный без соответствующих согласований, он всю неделю висит на волоске от сноса - тоже вполне символична: молодым везде у нас засаде.
Комментарии
comments powered by HyperComments
В центре же экспозиции - невзирая на то, что слово "дизайн" ушло из названия - именно то, что тут под ним подразумевается: свет, паркет, табурет и прочая "коммерческая часть". Среди которой красным бриллиантом сияет диван Захи Хадид для фирмы Savaya Morony, похожий на скрученный в зверскую ухмылку рот.
Есть в этом постоянстве что-то трогательно-домашнее, но есть и метафора. Ведь "Арх Москва" это единственное место публичной репрезентации хорошей архитектуры. А чтобы в Москве ее увидеть, надо двигаться к окраинам - так и здесь. На галерке, например, проект "Переплан". Подан он довольно куце, хотя замысел Барта Голдхоорна, куратора, был абсолютно блистателен. Посредством пары планов - изначального и нового - молодые архитекторы демонстрируют, как путем сноса стен (и без переноса стояков! ) они превращают банальные "трешки" в стильные апартаменты. Чем обнаруживают косность типовой "элитки" и тайные стремления ее обитателей. Которых тут же и консультируют, причем бесплатно.
Галерея "Улица О.Г.И" попыталась развернуть в метафору один из обязательных пунктов любого проекта - наличие эвакуационного выхода. Идея Евгения Асса, куратора проекта, была остроумна, молодые архитекторы страшно увлеклись, обсуждения плавно превратились в семинары, вывод же оказался несколько обескураживающим: "профессиональная архитектура - это и есть та зона опасности, из которой надо срочно катапультироваться; пути эвакуации обнаружены участниками семинара единственно в движении души". Естественно, ни во что экспозиционно-интересное такое резюме вылиться не могло, поди таковое "движение" покажи.
А вот рядом - настоящее, правильное шоу. Музей архитектуры предлагает посмотреть на архитектуру другими глазами - выдав каждому красно-синие очки. Нацепив их, созерцаешь старые фото из коллекции Музея, превращенные умельцами из Центра "Стереокино" в анаглифы - объемные изображения. Затея древняя, только теперь картинки обрабатываются на компьютере. Невзирая на все успехи параллельных технологий - полное ощущение чуда.
Другое чудо - выставка американских студентов, ведомых Грегом Линном и Хани Рашидом. Они зовут архитекторов вернуться к самому началу, туда, где мир еще только творился. И поняв - как же это оно так хорошо вышло - стать Творцом самому. Эти работы стали хитом прошлогодней Венецианской биеннале, о чем мы подробно писали, так что сейчас просто порадуемся, что западная актуальность так быстро добралась до Москвы.
Реальная русская архитектура представлена, как всегда, проектами-номинантами на премию "Золотое сечение", но, кроме того, еще и "Арх Каталогом". Сорок лучших московских архитекторов, промеж которых затесались самарец Сергей Малахов и екатеринбургское бюро "Квадрат" (первый - с очень интересными проектами, второе - с так себе), получили бесплатно по четыре квадратных метра, с тем чтобы как-то себя порепрезентировать. Некоторые отнеслись к задаче равнодушно, выставив уже порядком полинявшие подрамники, другие же проявили экспозиционные волю и фантазию.
Эдуард Забуга сплел каркас своего нового дома из медной проволоки, "Остоженка" выставила спроектированный в Колокольниковом переулке жилой дом в виде эдакого макета-руины, Тимур Башкаев превратил свой дом в подобие светильника, Владимир Плоткин представил полноценную выставку "Фрагменты". А Николай Лызлов поступил совсем просто: построил отличный дом (магазин на Семеновской) и заказал фотографии лучшему архитектурному фотографу - Юрию Пальмину. Результат - налицо.
Отдельно отметим подвижнические усилия Виктора Хречко, директора archi.ru, устроившего в рамках выставки конкурс архитектурных веб-сайтов "Стройплощадка. Ru". Среди 25 номинантов есть сайты весьма затейливые, есть вполне информативные, есть регулярно обновляющиеся (это, собственно, три критерия, по которым они оцениваются). Другое дело, что серьезная хорошая архитектура есть только у двух бюро-участников: это мастерские Киселева и Асадова. Впрочем, надо думать, к следующему году число участников удвоится, если не утроится.
Павильон "underconstruction" Бориса Бернаскони, возведенный к "Арх Москве" перед ЦДХ, не содержит в себе ничего, но при этом содержит все. Куб как символ вечности, каркас как символ стройки, прозрачность как символ современности и т.д. И даже судьба его - построенный без соответствующих согласований, он всю неделю висит на волоске от сноса - тоже вполне символична: молодым везде у нас засаде.