RSS
15.06.2001

Классика без классиков

информация:

  • где:
    Россия. Москва
  • архитектор:
    Александр Асадов ;    Дмитрий Бархин;    Андрей Боков;    Михаил Леонов;    Николай Лызлов;    Михаил Филиппов

То, что в московской архитектуре произошли большие перемены, всем ясно, хотя пока и не всем видно. Свидетельствуют об этом результаты последних смотров "Золотое сечение", выставка "Арх-Москва", пресса. Об этом узнают и на Западе: в январе будущего года в Королевском институте британских архитекторов (RIBA) состоится выставка десяти лучших московских зодчих.

Александр Асадов, Михаил Филиппов, Андрей Боков, Николай Лызлов и другие должны будут убедить Европу, что в Москве кончилась эпоха башенок и колонн, или - большого лужковского стиля.

Но сами по себе колонны еще не есть признак дурного вкуса. Вопрос в том, как их нарисовать и какой смысл в них вложить. Тот смысл, который в них вкладывали мастера "московского стиля", понятен: колонны банка отражали его претензии стать властью, колонны новорусского особняка - мощь частного человека, колонны госучреждения намекали на восстановление порванных революцией связей. В этом смысле рецензируемые сегодня постройки недалеко ушли от того, что было пять лет назад, но они уже гораздо лучше нарисованы. С классикой перестали баловаться: отрывать капители и лепить трехколонные портики. Ее стали делать с оглядкой не на Мура, Вентури, Бофилла и других постмодернистов, а с оглядкой на Жолтовского и Палладио.

Именно такой дом, построенный Дмитрием Бархиным и Михаилом Леоновым, станет героем третьей выставки программы "Строение #", которая откроется 20 июня в Музее архитектуры. Напомним, что в результате "выставок одной постройки" МУАР пополняет коллекцию современной архитектуры, а все желающие могут подробно ознакомиться с новейшими шедеврами. Нашу рецензию на офис "Транскредитбанка" на Новинском бульваре см. справа, а фасад - вот.

Но классика - это не только грамотно нарисованный ордер. Это еще и богатство смыслов, которые заданы всей ее многовековой историей. Те же авторы - Бархин и Леонов - активно застраивают Замоскворечье классицизмом, а одна из их любимых тем - угловая ротонда. Сама по себе эта форма была довольно популярна в классической Москве: она есть во дворцах Разумовской и Татищева, в доме Голицына и в здании Благородного собрания. Но оба новостроя - в Погорельском переулке и на Кадашевской набережной - эксплуатируют вполне конкретный образ: дом графа Николая Шереметева на Воздвиженке. О том, какие это влечет за собой последствия, читайте в статье Рустама Рахматуллина.

Наконец, на следующей неделе в Музее архитектуры состоится презентация нового архитектурного журнала - "Проекта классика". Из названия ясно, что он является родным братом журнала "Проект Россия" (он действительно будет выходить с ним в одной упряжке и в том же формате), но вот вторая составляющая названия обманчива. Журнал вовсе не про желтые дома с белыми колоннами и не про Михаила Филиппова (хотя в номере есть и его статья про Венецию, и его графика, и рисунок на обложке - тоже его). Журнал - про ту архитектуру, которая сегодня не является модной. А поскольку в моде сегодня только Гери, Нувель и Заха Хадид, то можно сказать, что журнал про архитектуру вообще. Впрочем, и вышеперечисленные кумиры здесь присутствуют: самые свежие их шедевры рассматриваются в качестве "вызова", на которые авторы журнала находят "ответы" в классической архитектуре. Так, Музей Гуггенхайма в Бильбао рассматривается в первом номере как "инородное тело". Отвечают ему (в том же ракурсе) термы Каракаллы, Айя-София, палаццо Дожей и т.д. Замысел достаточно провокативный, но именно наличием большого количества мыслей журнал принципиально отличается от своих конкурентов. Об этом - интервью с главным редактором журнала Григорием Ревзиным.
Комментарии
comments powered by HyperComments