RSS
12.12.2003

Хаос-хауз

информация:

Тенденция такая: в Москве складываются целые комплексы современной архитектуры. Складываются несколько более случайно, чем хотелось бы, но тем не менее.

Район между Остоженкой и Москвой-рекой, например, превращается в квартал элитной жилой архитектуры: пять-семь этажей, кирпич, осмысленные придомовые территории, интимность и тишина. Район же метро «Проспект Мира» - это, наоборот, крупные общественные здания: высокие, ярких, активных форм, из стекла и железа.

Началось это модернистское обустройство еще в конце 70-х, когда был снесен подчистую целый квартал Мещанских переулков и выстроены здания спорткомплекса «Олимпийский» и плавательного бассейна. При всей оригинальности конструктивных решений архитектурный облик их весьма зауряден: Кендзо Танге, с которого явно брали пример, сделал в Токио все тоже самое куда лучше и на 20 лет раньше. Масштаб, тем не менее, был задан и все последующие постройки словно бы подхватили олимпийскую эстафету: кто выше, быстрее, сильнее или хотя бы круглее. Это и небоскреб Российского космического агентства на улице Щепкина, и полукруг гостиницы «Олимпик-Плаза», и полусфера кинотеатра «Под куполом».

Но если их образы по-спортсменски просты, то постройки последних лет интереснее и сложнее: это и офисное здание на улице Щепкина (Александр Скокан), и гараж «Лукойла» (Геннадий Надточий), и Кобзон-центр на Олимпийском проспекте (Александр Локтев). Но новое здание Андрея Бокова еще сложнее. Сложность здесь возводится в квадрат, становясь некой самостоятельной ценностью.

У дома фактически три фасада, совершенно не похожих друг на друга. Первый - это корпус поликлинники, который здоровенной подковой охватывает двор. Второй - это три параллелепипеда, лихо врезанных друг в друга под небольшим углом. Третий - это главный вход в виде постмодернистского портала, за которым раскручивается стеклянный цилиндр входной группы. Кроме того, над входом обнаруживается стеклянный конус, а со стороны улицы Щепкина - эффектная щель, разделяющая объемы.

Любопытно то, что здание вроде бы подхватывает дух места: оно большое, современное, оригинальное. Но в отличие от всех вышеперечисленных сооружений оно совершенно не воспринимается целиком, будучи погружено в глубь квартала. Собственно, именно этим и оправдана его сложность. Со стороны улицы Щепкина мы видим эффектный полукруг, замыкающий перспективу между Космическим агентством и домом Скокана. От церкви Филиппа Митрополита, где самый лучший обзор, - конструктивистский наворот объемов. А на затесненной улице Гиляровского нам явлена сложная конструкция входа. То есть, здание по-честному отзывается на разные ситуации.

Но в то же время отсутствие цельности и монументальности как-то мучает - особенно, когда видишь по-настоящему эффектный фасад памяти конструктивизма. Героическая борьба объемов, большая полоса остекления на верхнем уровне, ленточные окна на среднем, глухой торец с тремя окошками (за одним из которых, кстати, располагается кабинет начальника моковского метрополитена Дмитрия Гаева), железные козырьки и голубой цвет, напоминающий окрас метровагончика. Все это действительно здорово, но совсем не поддержано с других сторон. И уж совсем грустно, что в «подкове» поликлинники изменился масштаб окон: в проекте вся плоскость была шикарной сеткой в духе рационализма 1910-х годов, а теперь - вялая стена, облицованная керамогранитом, с банальными квадратиками стекла.

Любопытно сравнить новую штаб-квартиру метрополитена со старой - благо она ровно напротив. Это дивный дом, построенный в 1982 году Владимиром Гинзбургом: белые структуралистские фасады, окна в мощных порталах, скругленные углы. На его фоне новый дом кажется слишком компромиссным, пытающимся сочетать слишком многое и оттого - сложным без гармонии, современным без мессиджа. Как новая схема метрополитена, утратившая былую четкость, образность и монументальность.
Комментарии
comments powered by HyperComments