20.06.2000
Юрий Аввакумов //
, 20.06.2000
Выставка без достижений
- Репортаж
- выставка
информация:
-
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Владислав Савинкин -
мастерская:
АМ Сергей Киселев и Партнеры; Архитектурное бюро АрДепо; Меганом; Проектная группа Поле-Дизайн
Российская архитектура переживает многолетний кризис, переданный ей по наследству архитектурой советской. Наших архитекторов, в отличие от музыкантов, танцоров или спортсменов, никто в мире не знает.
Плохо известны они и у себя на родине - не то, что артисты. А очередная специализированная выставка "Архитектура и Дизайн'2000" в ЦДХ прошла с успехом, который иначе, как удивительным на этом фоне не назовешь. За неполные пять дней ее посетило более 16 тысяч зрителей - столько приходит на лучшие выставки соседней Третьяковки за месяц. Почему так? В русских сказках, как мы помним, дворцы восхитительной красоты строились не иначе, как за ночь. В реальной жизни строительство - процесс не быстрый. Простой ремонт может тянутся месяцами. На годы затянулась перестройка. Граждане постепенно отвыкают от волшебных ожиданий и готовы радоваться скромным достижениям местных проектировщиков, соизмеримым с их собственными возможностями и понятиями. А архитекторы со дизайнерами, в свою очередь, избавляются от имперских представлений о России как о родине слонов и проходят школу космополитичного профессионализма.
Борьба стилей в эпическом духе - досужее творение искусствоведов. Битва классицизма с модернизмом - такая же выдумка, как поединок Ахилла и Гектора. Гораздо чаще молодые борются со старшим поколением, таланты с серостью, и все вместе ведут борьбу за заказы. Все прочее должно оставаться в пределах нормы. Эту норму и продемонстрировала "Архитектура и Дизайн" в июне 2000-го года. Не было носителей так называемого "лужковского стиля", не было амбициозных муниципальных проектов и прочих "шагов в третье тысячелетие", зато было поколение 30-40-летних архитекторов с хорошим вкусом и дизайнеров с хорошими манерами. Кто-то из участников, вроде Alsop Architects или компании Сергея Киселева, демонстрировал западную выучку, другие, как Биоинъектор, Ардепо, Меганом или Рожденственка добавили к ней русскую конверсионную конструктивность, порадовала артистическим остроумием архитектурно-дизайнерская пара Савинкин-Кузьмин... всего 73 студии представили свои работы в коммерческой части. Действовала архитектурная консультация, где посетители выставки могли получить бесплатные советы об обустройстве собственного жилища. И этой возможностью с охотой пользовались.
Фирменный прием организатора выставки - компании Экспопарк - объединение ярмарки с некоммерческими экспозициями. На этот раз они занимали одну треть общей площади. В культурной программе - звезды 'молодого' британского искусства Бен Ланглендс и Никки Белл, работающие в жанре 'станковой архитектуры', и московские 'бумажные архитекторы', сыгравшие 'товарищескую' со своими новосибирскими коллегами, впервые выставившимися в столице, очень много фотографического материала от "Архитектурных экскурсий 1880-90х гг." И. Ф. Барщевского, снимавшего русские церкви в пейзажах среднерусской возвышенности, революционных "Агитпартпоездов ВЦИК" из коллекции П. Хорошилова (небанальное сочетание патриархального покоя с дезурбанистским движением) до современной высокотехнологичной съемки Стефана Кутюрье и Люка Бюгли. Второй год подряд "Школа Архитектуры" преподавала уроки архитектурного мастерства в слайд-программах искусствоведов, педагогов и художников В. Кирпичева, А. Ермолаева, А. Флоренского, Е. Шорбан, Б. Соколова и А. Гозака - ликбез не только рядовых посетителей ярмарки, но и ее экспонентов. Два союза архитекторов - Москвы и Берлина - демонстрировали свои успехи: наши в проектах конкурса "Золотое Сечение", немцы - в постройках своих музеев и галерей (их реализации глядятся футуристичнее наших концепций). Небольшая группа архитектурных критиков распределяла скромные премии - все находились при деле. Главный приз "Архитектуры и Дизайна'2000" - взаимный интерес проектировщика и зрителя-заказчика - поделился поровну.
Никто не провозглашал торжественно: мы победили! Know-how Экспопарка - экспозиция без пафоса. Не ВДНХ. Просто школа. Ученики неплохо сдают экзамены. В следующем году требования и результаты будут выше.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Борьба стилей в эпическом духе - досужее творение искусствоведов. Битва классицизма с модернизмом - такая же выдумка, как поединок Ахилла и Гектора. Гораздо чаще молодые борются со старшим поколением, таланты с серостью, и все вместе ведут борьбу за заказы. Все прочее должно оставаться в пределах нормы. Эту норму и продемонстрировала "Архитектура и Дизайн" в июне 2000-го года. Не было носителей так называемого "лужковского стиля", не было амбициозных муниципальных проектов и прочих "шагов в третье тысячелетие", зато было поколение 30-40-летних архитекторов с хорошим вкусом и дизайнеров с хорошими манерами. Кто-то из участников, вроде Alsop Architects или компании Сергея Киселева, демонстрировал западную выучку, другие, как Биоинъектор, Ардепо, Меганом или Рожденственка добавили к ней русскую конверсионную конструктивность, порадовала артистическим остроумием архитектурно-дизайнерская пара Савинкин-Кузьмин... всего 73 студии представили свои работы в коммерческой части. Действовала архитектурная консультация, где посетители выставки могли получить бесплатные советы об обустройстве собственного жилища. И этой возможностью с охотой пользовались.
Фирменный прием организатора выставки - компании Экспопарк - объединение ярмарки с некоммерческими экспозициями. На этот раз они занимали одну треть общей площади. В культурной программе - звезды 'молодого' британского искусства Бен Ланглендс и Никки Белл, работающие в жанре 'станковой архитектуры', и московские 'бумажные архитекторы', сыгравшие 'товарищескую' со своими новосибирскими коллегами, впервые выставившимися в столице, очень много фотографического материала от "Архитектурных экскурсий 1880-90х гг." И. Ф. Барщевского, снимавшего русские церкви в пейзажах среднерусской возвышенности, революционных "Агитпартпоездов ВЦИК" из коллекции П. Хорошилова (небанальное сочетание патриархального покоя с дезурбанистским движением) до современной высокотехнологичной съемки Стефана Кутюрье и Люка Бюгли. Второй год подряд "Школа Архитектуры" преподавала уроки архитектурного мастерства в слайд-программах искусствоведов, педагогов и художников В. Кирпичева, А. Ермолаева, А. Флоренского, Е. Шорбан, Б. Соколова и А. Гозака - ликбез не только рядовых посетителей ярмарки, но и ее экспонентов. Два союза архитекторов - Москвы и Берлина - демонстрировали свои успехи: наши в проектах конкурса "Золотое Сечение", немцы - в постройках своих музеев и галерей (их реализации глядятся футуристичнее наших концепций). Небольшая группа архитектурных критиков распределяла скромные премии - все находились при деле. Главный приз "Архитектуры и Дизайна'2000" - взаимный интерес проектировщика и зрителя-заказчика - поделился поровну.
Никто не провозглашал торжественно: мы победили! Know-how Экспопарка - экспозиция без пафоса. Не ВДНХ. Просто школа. Ученики неплохо сдают экзамены. В следующем году требования и результаты будут выше.