11.04.2011
Евгения Гершкович //
Мезонин, Май 2011
В «ОБЛО»
- Архитектура
- Объект
Банный комплекс «Крыша мира»
информация:
-
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Николай Белоусов -
мастерская:
ООО «Мастерская проект Обло»
Есть способ рубки, «в обло», много укрепляющий надежность деревянного дома: когда в вышележащем бревне вынимается чаша по диаметру нижнего венца. Так и назвал мастерскую Николай Белоусов, в свои сорок пять круто повернувшийся к дереву.
До того момента интересы архитектора лежали в несколько иной плоскости. МАРХИ, работа в ЦНИИЭПе им. Б.С.Мезенцева, множество выигранных конкурсов, проектов, увы, нереализованных, в том числе Дворцов культуры в Ульяновске и Сургуте, кукольного театра в Оренбурге, филармонии в Нижнем Новгороде, яхт-клуба в Вольске, ряда типовых кинотеатров, сберкасс и прочих общественных сооружений. Печали и радости смутных лет Перестройки не успели, однако, затронуть струн души Н.Белоусова, ибо в 1989 году тот благополучно уехал на полугодовую стажировку в Париж по приглашению архитектора Мишеля Микаэлеса, которая счастливо увенчалась участием в проектировании центра компании IBM и жилого квартала во французской столице. Как только Николай возвратился домой, сразу создал собственное бюро, а в компаньоны позвал того самого Микаэлеса. Вместе они проектировали квартал у Болотной площади, строили гольф – клуб в Подмосковье, дома и офисный центр на Большой Полянке. И, то ли груз ответственности уже стал оттягивать плечи, то ли пришло время паузы, но в 1999 году Белоусов в одночасье распускает собственную команду и уходит в мастерскую под начало архитектора Сергея Киселева. И там год, «отстоявшись в тихой гавани, за волноломами», как любит он вспоминать, «будучи подключенным ко всем системам инженерного обеспечения яхты решил, что пора отдавать концы и выходить в открытое море. И придумал себе жизнь «деревянную». Дерево манило Белоусова давно: когда в институте обмерял памятники северного зодчества, когда изучал узорчатую резьбу в путешествиях по Архангельской области. «Признаюсь, вид любой пилорамы приводил меня в трепет. Все думал: «А была б у меня своя пилорама, я уж по – другому эту доску бы распилил».
Привычка к жизни в простой русской избе привита детством, старой дачей в подмосковном поселке НИЛ. Прадед Николая академик архитектуры Владимир Николаевич Семенов еще в 1930 – е годы перевез из зоны затопления Истринского водохранилища к себе на участок деревянную избу. Потом уже и сам Белоусов устроил себе «дальнюю дачу», купив дом в заброшенной деревне Костромской области, в семи сотнях километрах от Москвы, «где грибы, ягоды и воля!».
Так вот, в 2001 году архитектор решил, что будет «продавать счастье жизни в деревянном доме». А для того нужна мастерская, где такие дома будут проектироваться с учетом традиции последующей ручной рубки. А также и площадка, где архитектор сможет объяснить мастерам, как надобно и должно «рубить». И, кроме того, строители, которые бы эти дома собирали и отделывали. Так по очереди у Белоусова возникли бюро «ОБЛО» и компания «ДЕРЕВОРУБИМ» с заводом в деревне Дмитриевское Галичского района Костромской области, где он теперь бывает дважды в месяц. Наконец-то появилась и собственная пилорама, четырнадцатиметровая, позволяющая исполнять любые, самые нестандартные мечты. На самом деле, возможности материала оказались безграничными, позволяющими создавать дома каких угодно состояний. Николай приводит аналогию: «Хороший композитор, он и из семи нот придумает любую вариацию».
В 2009 году Белоусов получил премию «Золотое сечение» за баню «Крыша мира», в формах которой видится не даже деревенский сруб, а модернистская вилла, японский чайный домик, греческий перистиль. «Местом для парения» называем автор свое творение, имея в виду ощущение полета, возникающее, когда, сидишь, скажем, на диване и сквозь прозрачные стены любуешься небом и лесом. Потом тот же проект попал в шорт - лист World Architectural Festival в Барселоне в номинации «Holiday». «Какая», спрашивают у архитектора члены жюри, англичане, «предусмотрена утилизация вашего объекта»? «Простая», отвечает, «это ж натуральное дерево. Достаточно трех дырок в кровле и через три года на этом месте будет гора, поросшая ягодником и мхом». Но если с деревянным домом обходиться грамотно и бережно, он готов простоять века. Недаром для примера Белоусов любит показать своим клиентам отлично с 1658 года сохранившуюся колокольню в селе Цывозеро Архангельской области.
Название: Архитектурная мастерская «ОБЛО»
Руководитель: Николай Белоусов
Год основания: 2001
Команда: В. Белоусов, К. Логинова, М. Мастеропуло, А. Сергеева, Н. Соловьев.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Привычка к жизни в простой русской избе привита детством, старой дачей в подмосковном поселке НИЛ. Прадед Николая академик архитектуры Владимир Николаевич Семенов еще в 1930 – е годы перевез из зоны затопления Истринского водохранилища к себе на участок деревянную избу. Потом уже и сам Белоусов устроил себе «дальнюю дачу», купив дом в заброшенной деревне Костромской области, в семи сотнях километрах от Москвы, «где грибы, ягоды и воля!».
Так вот, в 2001 году архитектор решил, что будет «продавать счастье жизни в деревянном доме». А для того нужна мастерская, где такие дома будут проектироваться с учетом традиции последующей ручной рубки. А также и площадка, где архитектор сможет объяснить мастерам, как надобно и должно «рубить». И, кроме того, строители, которые бы эти дома собирали и отделывали. Так по очереди у Белоусова возникли бюро «ОБЛО» и компания «ДЕРЕВОРУБИМ» с заводом в деревне Дмитриевское Галичского района Костромской области, где он теперь бывает дважды в месяц. Наконец-то появилась и собственная пилорама, четырнадцатиметровая, позволяющая исполнять любые, самые нестандартные мечты. На самом деле, возможности материала оказались безграничными, позволяющими создавать дома каких угодно состояний. Николай приводит аналогию: «Хороший композитор, он и из семи нот придумает любую вариацию».
В 2009 году Белоусов получил премию «Золотое сечение» за баню «Крыша мира», в формах которой видится не даже деревенский сруб, а модернистская вилла, японский чайный домик, греческий перистиль. «Местом для парения» называем автор свое творение, имея в виду ощущение полета, возникающее, когда, сидишь, скажем, на диване и сквозь прозрачные стены любуешься небом и лесом. Потом тот же проект попал в шорт - лист World Architectural Festival в Барселоне в номинации «Holiday». «Какая», спрашивают у архитектора члены жюри, англичане, «предусмотрена утилизация вашего объекта»? «Простая», отвечает, «это ж натуральное дерево. Достаточно трех дырок в кровле и через три года на этом месте будет гора, поросшая ягодником и мхом». Но если с деревянным домом обходиться грамотно и бережно, он готов простоять века. Недаром для примера Белоусов любит показать своим клиентам отлично с 1658 года сохранившуюся колокольню в селе Цывозеро Архангельской области.
Название: Архитектурная мастерская «ОБЛО»
Руководитель: Николай Белоусов
Год основания: 2001
Команда: В. Белоусов, К. Логинова, М. Мастеропуло, А. Сергеева, Н. Соловьев.