04.04.2011
Союз Архитекторов России, 02.04.2011
Открытое письмо архитекторов Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву
фото: http://www.welcomenn.ru
информация:
-
где:
Россия
Публикуем текст открытого письма профессионального сообщества российских архитекторов Президенту РФ Д.А. Медведеву в ответ на правительственную инициативу по использованию в России зарубежных строительных норм параллельно с национальными.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич,
Архитектурно-строительная деятельность всегда была двигателем инновационного развития экономики и общества, воплощая его культурные ценности, закладывая основы его социального благополучия. Неслучайно динамично развивающиеся страны мира ставят её в ранг государственной политики. Обладая огромным творческим потенциалом, Россия всегда имела собственную архитектурную школу, внесла неоценимый вклад в мировую культуру в эпохи расцвета классицизма, модерна, конструктивизма и нового времени.
Современная российская архитектура активно интегрирует мировой строительный опыт. Отечественные архитекторы - постоянные участники международных архитектурных форумов, осуществляют многолетнее сотрудничество с Международным союзом архитекторов.
В настоящее время разработаны проекты Постановления Правительства РФ и Указа Президента РФ по применению на территории России иностранных архитектурно-строительных проектов, разработанных по зарубежным нормам и техническим регламентам. Документы практически вводят закупку «типовых» иностранных проектов и предполагают отмену в отношении этих проектов таких обязательных правил, как соблюдение российских строительных норм и правил, технических регламентов, прохождение государственной экспертизы, осуществление государственного архитектурно-строительного надзора, регистрация в СРО, сертификация стройматериалов, импортируемых в Россию.
У профессионального сообщества российских архитекторов подобная инициатива вызывает серьезную озабоченность и тревогу за будущее архитектуры России. Национальные стандарты действуют в абсолютном большинстве государств и являются составляющей национальной безопасности; в мировой практике нет случаев применения норм различных стран параллельно с национальными.
Очевидно, что при реализации данной инициативы иностранные компании получат на нашем рынке исключительные преференции. Эти меры, по сути дискредитирующие отечественных специалистов, в кратчайшие сроки катастрофически скажутся на состоянии проектно-строительного комплекса России.
Несколько миллионов профессионалов, занятых сегодня в проектировании и строительстве, окажутся под угрозой безработицы. Мы также уверенны, что предлагаемый Правительством комплекс мер не приведет к оптимизации цен в строительстве, а напротив – существенно их увеличит. Не произойдет и трансферта новых технологий, так как предполагается только копировать ранее реализованные (и не всегда передовые) проекты. Неизбежно возникнут и правовые коллизии в случае повреждения или разрушения таких построек.
Предлагаемая фактическая отмена национальных стандартов также несет в себе угрозу потери культурной самоидентификации, неотъемлемой частью которой являются национальные архитектура и градостроительство.
Как профессионалы мы вполне осознаем несовершенство нашей нормативной базы и открыты для восприятия всего передового в мировой практике. Мы безусловно поддерживаем интеграцию в мировую систему и на практике принимаем непосредственное участие в этом процессе, однако мы убеждены в том, что это должен быть системный, последовательный и тщательно подготовленный процесс, а не шоковая терапия.
Архитекторы остро чувствуют свою профессиональную и социальную ответственность перед обществом и осознают степень влияния архитектуры не только на национальную культуру, но и на судьбу страны. В этой связи считаем необходимым разработать программу по модернизации проектно-строительного комплекса по следующим основным направлениям:
- сосредоточить усилия на разработке Национальных приложений к еврокодам, как это делается во всех европейских странах, обеспечивающих соответствие общеевропейских стандартов уникальным национальным особенностям;
- законодательно установить систему саморегулирования в проектировании на принципах, действующих в странах Евросоюза, основанных исключительно на аттестации физических лиц в сфере архитектурно-проектной деятельности;
- сократить предмет государственной экспертизы и согласований проектов для всех участников отечественного рынка, ограничившись только вопросами безопасности зданий и среды жизнедеятельности;
- в качестве промежуточного шага установить преференции для объектов «экспериментального» проектирования с отступлениями от действующих норм;
- законодательно установить полноценную систему страхования проектных и строительных рисков взамен крайне обременительных залогов и банковских гарантий, а так же компенсационных фондов саморегулируемых организаций, размер которых неспособен покрыть какой-либо существенный ущерб;
- в соответствии с общепринятой мировой практикой узаконить систему творческих конкурсов, в обязательном порядке предшествующих тендерам на закупку проектной документации по объектам капитального строительства для государственных и муниципальных нужд. Эта мера позволит поставить реальный заслон массовым коррупционным действиям, связанным с практическим правоприменением 94-ФЗ.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, мы обращаемся к Вам как к гаранту Конституции и убедительно просим прислушаться к нашему мнению, поддержать наши предложения по модернизации проектно-строительного комплекса и не допустить тотального разрушения национального рынка проектных услуг и подрыва основ культуры Государства.
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук А.П.Кудрявцев
Президент Союза архитекторов России А.В.Боков
Президент Международной академии архитектуры (отделение в Москве) Ю.П.Платонов
Президент Союза московских архитекторов В.Н.Логвинов
Комментарии
comments powered by HyperComments
Архитектурно-строительная деятельность всегда была двигателем инновационного развития экономики и общества, воплощая его культурные ценности, закладывая основы его социального благополучия. Неслучайно динамично развивающиеся страны мира ставят её в ранг государственной политики. Обладая огромным творческим потенциалом, Россия всегда имела собственную архитектурную школу, внесла неоценимый вклад в мировую культуру в эпохи расцвета классицизма, модерна, конструктивизма и нового времени.
Современная российская архитектура активно интегрирует мировой строительный опыт. Отечественные архитекторы - постоянные участники международных архитектурных форумов, осуществляют многолетнее сотрудничество с Международным союзом архитекторов.
В настоящее время разработаны проекты Постановления Правительства РФ и Указа Президента РФ по применению на территории России иностранных архитектурно-строительных проектов, разработанных по зарубежным нормам и техническим регламентам. Документы практически вводят закупку «типовых» иностранных проектов и предполагают отмену в отношении этих проектов таких обязательных правил, как соблюдение российских строительных норм и правил, технических регламентов, прохождение государственной экспертизы, осуществление государственного архитектурно-строительного надзора, регистрация в СРО, сертификация стройматериалов, импортируемых в Россию.
У профессионального сообщества российских архитекторов подобная инициатива вызывает серьезную озабоченность и тревогу за будущее архитектуры России. Национальные стандарты действуют в абсолютном большинстве государств и являются составляющей национальной безопасности; в мировой практике нет случаев применения норм различных стран параллельно с национальными.
Очевидно, что при реализации данной инициативы иностранные компании получат на нашем рынке исключительные преференции. Эти меры, по сути дискредитирующие отечественных специалистов, в кратчайшие сроки катастрофически скажутся на состоянии проектно-строительного комплекса России.
Несколько миллионов профессионалов, занятых сегодня в проектировании и строительстве, окажутся под угрозой безработицы. Мы также уверенны, что предлагаемый Правительством комплекс мер не приведет к оптимизации цен в строительстве, а напротив – существенно их увеличит. Не произойдет и трансферта новых технологий, так как предполагается только копировать ранее реализованные (и не всегда передовые) проекты. Неизбежно возникнут и правовые коллизии в случае повреждения или разрушения таких построек.
Предлагаемая фактическая отмена национальных стандартов также несет в себе угрозу потери культурной самоидентификации, неотъемлемой частью которой являются национальные архитектура и градостроительство.
Как профессионалы мы вполне осознаем несовершенство нашей нормативной базы и открыты для восприятия всего передового в мировой практике. Мы безусловно поддерживаем интеграцию в мировую систему и на практике принимаем непосредственное участие в этом процессе, однако мы убеждены в том, что это должен быть системный, последовательный и тщательно подготовленный процесс, а не шоковая терапия.
Архитекторы остро чувствуют свою профессиональную и социальную ответственность перед обществом и осознают степень влияния архитектуры не только на национальную культуру, но и на судьбу страны. В этой связи считаем необходимым разработать программу по модернизации проектно-строительного комплекса по следующим основным направлениям:
- сосредоточить усилия на разработке Национальных приложений к еврокодам, как это делается во всех европейских странах, обеспечивающих соответствие общеевропейских стандартов уникальным национальным особенностям;
- законодательно установить систему саморегулирования в проектировании на принципах, действующих в странах Евросоюза, основанных исключительно на аттестации физических лиц в сфере архитектурно-проектной деятельности;
- сократить предмет государственной экспертизы и согласований проектов для всех участников отечественного рынка, ограничившись только вопросами безопасности зданий и среды жизнедеятельности;
- в качестве промежуточного шага установить преференции для объектов «экспериментального» проектирования с отступлениями от действующих норм;
- законодательно установить полноценную систему страхования проектных и строительных рисков взамен крайне обременительных залогов и банковских гарантий, а так же компенсационных фондов саморегулируемых организаций, размер которых неспособен покрыть какой-либо существенный ущерб;
- в соответствии с общепринятой мировой практикой узаконить систему творческих конкурсов, в обязательном порядке предшествующих тендерам на закупку проектной документации по объектам капитального строительства для государственных и муниципальных нужд. Эта мера позволит поставить реальный заслон массовым коррупционным действиям, связанным с практическим правоприменением 94-ФЗ.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, мы обращаемся к Вам как к гаранту Конституции и убедительно просим прислушаться к нашему мнению, поддержать наши предложения по модернизации проектно-строительного комплекса и не допустить тотального разрушения национального рынка проектных услуг и подрыва основ культуры Государства.
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук А.П.Кудрявцев
Президент Союза архитекторов России А.В.Боков
Президент Международной академии архитектуры (отделение в Москве) Ю.П.Платонов
Президент Союза московских архитекторов В.Н.Логвинов