RSS
16.06.2001

Ответы Ю.Аввакумова на вопросы журнала "Интерьер + Дизайн"

информация:

  • где:
    Россия. Москва
Что потребитель подразумевает под словом "классика"?

Об этом лучше спросить у потребителя. Классика подразумевает популярное, общепризнанное, стереотипное : трёх теноров на стадионе, какие-то журналы типа "Виллы и сады", костюмированные интерьеры с колоннами, архитектуру из туристических проспектов... У одного римского автора I-го века н. э. описывается эксцентрический персонаж, без ума влюбленный во II-й век до нашей эры, окружающий себя вещами исключительно той поры. Древний Рим когда-то был абсолютно современным городом, как Нью-Йорк сейчас, и в нем водились свои хранители старины. Классика - это один из способов борьбы человечества с Альцгеймером.

А что архитектор?

В архитектурном институте, где изучают историю искусств, под словом "классика" подразумевается определенный евроцентристский набор исторических стилей и имен. Лет сто назад она заканчивалась классицизмом, сейчас конструктивизмом. А у китайцев, индусов, африканцев, индейцев есть своя классика, которую мы почти не учили.

Каковы тенденции в классике? (Что там происходит? Ампир, барокко?)

Я бы назвал минимализм. Так же как авангард делится на классический, то есть 20-х годов, и современный, так и минимализм, пройдя свою концептуальную стадию в Америке 60-х, обогатившись японским восприятием пространства, вернулся к нам как классическое, музейное явление. Люди больше узнают о других культурах, а культуры глубже проникают друг в друга.

В среде коммерсантов считается, что русский потребитель любит классику больше, чем западный, это так?

Не знаю, не уверен. Может быть, наш человек, ещё недавно лишенный собственности, любит классику истовей, он как бы ею овладевает. До цивилизованных отношений еще не близко. Западный рынок антиквариата гораздо шире и глубже нашего. Британия несколько столетий культивированно импортировала классику. Даже когда в Германии жгли книги, никто не громил усадеб, партийные лидеры собирали коллекции классического искусства. Наоборот, фашизм боролся с актуальным, "дегенеративным" искусством.

Классическая музыка застолбила себе место в современности. Можно ли то же самое сказать о жилой архитектуре и интерьере?

Давайте не путать исполнение и сочинительство. Современные композиторы не пишут музыку в стилях 18 века, разве что к историческим фильмам. На закрытии "Арх-Москвы", во дворе Музея Архитектуры играла смешная группа, молодые люди в синих блузах. Какой-то славянский джаз собственного сочинения. Это было и интересно и очень витально. А в соседнем дворе, в "Арт-рок-кафе" у Стаса Намина играла другая молодая группа, исполнявшая классику рока 60-70-х годов, то есть то, что по-прежнему любит Стас. Ни одного своего сочинения. Очень качественно. Хотя драйва, который возникает, когда ты встречаешься с творцом не было.

Востребованность классики на архитектурно-интерьерном рынке есть, а культурная востребованность?

Странный вопрос. Культура не существует без товарных отношений. Размышлять о культуре "чисто" абстрактно способны редкие философы и художники, все остальное - это рынок, где мы все потребители. А рынок систематизирует и продает продукцию, и ценит специалистов, умеющих систематизировать и продавать. Без спроса не было бы и рынка.

Почему в классическом дизайне нет звезд, нет своего Филиппа Старка?

Потому что "классический дизайн" это не проектное бюро, а магазин. Магазин может быть хорошим и не очень, как, впрочем, и бюро. Но творец, создающий новое, всегда рискует. И если выигрывает, то становится героем, звездой. А чем рискует продавец? Получить жалобу за некачественное обслуживание?

Кто, по-вашему, из современных архитекторов достойно представляет классику (в России и на Западе)?

Знаете что - любой крупный мастер представляет классику. Легко доказать, что Заха Хадид достойно представляет классику русского авангарда. Если мы говорим о живой классике. А если о мертвой - то её хорошо делает Роберт Адам. Оговорюсь ещё раз, что классику питают два источника: композиционное мастерство как творческое переосмысливание классических прототипов; и аутентичность как прочувствованное понимание старой школы, манеры, стиля.

Нужна ли классика (исторические стили до 1910-х гг.) народу или интерес к ней - признак дурного, неразвитого вкуса?

Мне не кажется, что у народа может быть дурной вкус. Этот же народ отлично, когда есть возможность, отдыхает в Париже и Венеции. Дурновкусием отличаются отдельные правители и те, кто их напрямую обслуживает. А народ, как может и чем может, компенсирует утраченное детство, историю, образование.

В чем преимущества современного стиля и его недостатки?

Чувство современного, реализованное в интерьере, дает ощущение нормальности, адекватности. Нет чужих скелетов в чужих шкафах. Легко утилизуется, трудно завещается.

Как соотносятся количественно классические и современные интерьеры?

Тех, кто работает в историзме, я думаю, столько же, сколько сексменьшинств - от 2 до 10%. А по разговорам вокруг кажется, что все 90%. Понятно, что такие разговоры - это скорее классическая реклама товара под названием "антиквариат".

Образец идеальной классической архитектуры и самой неудачной (из современных построек)?

Идеальная классическая архитектура - это аутентичная копия. Храм Христа, к примеру, очень плохая копия.

Отношение к микшированию (преднамеренное смешивание хай-тека и барокко, в одном интерьере или в одном предмете)?

Мы живем в эпоху ди-джеев, когда всё микшируется. Вопрос в том, как мешать... Жан Нувель, допустим, может легко в современный интерьер внести антикварный комодик, как он сделал это в гостинице под Бордо. Или спроектировать столовый нож для Hermes.
Комментарии
comments powered by HyperComments