RSS
31.05.2001

Арест на ордер. Крупнейшая архитектурная выставка России объявила приговор московскому стилю

  • Репортаж
  • выставка

информация:

  • где:
    Россия. Москва

Любимый московским мэром провинциальный архитектурный постмодерн с колоннами, башенками, бельведерчиками и всякими прочими рюшечками оказался арестован.

Ордер на арест московского архитектурного ордера предъявила на "Арх-Москве" новая строительная элита во главе с экспертным советом. В преамбуле к самому амбициозному проекту ярмарки "Арх-каталог 2001" член экспертного совета Григорий Ревзин вполне категорично заявил о том, что московской лужковской архитектуре наконец-то пришел конец. "Где теперь великие и ужасные начальники трехлетней давности?" - спрашивает Григорий Исаакович. И отвечает: "Они попрятались в недрах моспроектов и, если чего и строят, тщательно подделываются под прогрессивных независимых мастеров с зарубежностью во взоре... Теперь никакой другой иерархии, кроме той, которая представлена на "Арх-Москве", больше не существует. Те 39 представленных на экспозиции архитекторов и архитектурных компаний из 50 приглашенных к участию - это первые 39 номеров в иерархии современной российской архитектуры. Это выставка победителей".

Оно, конечно, победителей не судят. Но вопросы-то задать можно? Ведь так? Пока еще... Первый вопрос касается исчезновения лужковского стиля. Действительно, некоторые госархитекторы, обеспечивавшие поддержку московским властям, со сцены ушли. Но вот листаю я "Арх-каталог" 39 лучших современных российских архитекторов и обнаруживаю в нем проекты бюро "Сиас", в котором работают Г.Надточий, А. Воронцов, А. Смирнов и другие. Тщетно пытаюсь понять, чем же все-таки третья очередь комплекса "Золотые ключи" лучше очередных проектов Посохина. Все тот же размах. Все тот же силуэт загорающего ихтиозавра с зелеными бородавками-башенками по всему телу. Единственно намек на ордер отсутствует и бельведеры-беседочки сменились ползучими стеклянными арками. Значит, все-таки ордер - на арест.

Впрочем, хай-теком баловались и при власти фаворитов мэра. Дважды "победитель" нынешнего "Арх-каталога" архитектор А. Боков (отмечен в составе мастерской № 6 Моспроекта 4 и самого Моспроекта 4) замечательно бестактно впихнул неоконструктивистский бункер внутрь старой ампирной застройки (реконструкция Музея А.С. Пушкина на Пречистенке). Ни по качеству, ни по стилю многие представленные в "Арх-каталоге" проекты продвинутыми назвать нельзя. В чем же заслуга членов экспертного совета? Не в том ли, что они вовремя себя таковыми назначили? Как раз тогда, когда стало окончательно ясно, что федеральная власть прибрала к рукам не только театры, кино, музеи и средства массовой информации, но и городское строительство. Естественно, новой элитой автоматически стали те, кто состоит в оппозиции Посохину. В основном приверженцы того самого неоконструктивизма. Совсем недавно мы до одури любовались башенками и бельведерами. Героем дня был Манилов. Теперь героем стал мент. Вместо бельведеров - хай-тековская униформа и стильные металлические решетки на окнах. Здорово!

Самое любопытное, что добрая половина лучших архитекторов из каталога - концептуальные художники. Почти ничего не строящие, не желающие строить. Довольствующиеся бумажным проектированием и оригинальной репрезентацией собственных идей. Заявлять об их оппозиционности монстрам Моспроекта бессмысленно. Все равно что говорить о преимуществах игрушечной "вольво" перед настоящим "КамАЗом". Игрушечность всей затеи с "Арх-каталогом" особенно очевидна после сравнения украшенных духоподъемными текстами и фотографиями проектных стендов с реальной ситуацией на московских улицах. Вот, к примеру, площадь перед Курским вокзалом. Строительство гигантского торгового комплекса, проект которого не обременен теми знаниями стиля и той культурой, которую представляли участники "Арх-каталога". Вполне традиционный кошмар.

...Среди 39 "лучших" в каталоге присутствовал и Михаил Филиппов. Несколько лет назад в Филипповском (Б.Афанасьевском) переулке он построил прелестный особнячок в классическом стиле, чудесно вписавшийся в исторический контекст. Рядом с особнячком - церковь позднего ампира. Напротив - сквер. Уют поленовского "Московского дворика". Классике, от лица которой говорит Филиппов, обязательно нужен воздух. Пространство. Хоть площадь. Хоть дворик. Хоть сквер. Устроена она так. Антропоморфная слишком. Дышать должна. Как раз в дни работы "Арх-Москвы" особнячок Филиппова задушили окончательно. Был надстроен последний этаж огромного жилого дома, по-хозяйски заступившего на территорию уничтоженного сквера. Нимало не считаясь с визуальной экологией арбатских переулков, строит его ЗАО "Донстрой". Строит и плюет на новую элиту, "лучших" архитекторов и экспертный совет.
Чем разительнее контрасты между чаемым и видимым, тем, оказывается, больше поводов для самолюбования. Тщеславие отличало многие проекты некоммерческой части "Арх-Москвы". О зрелищности и адекватности восприятия мало кто задумывался. Галерея "Улица ОГИ" (куратор Евгений Асс) развернула какие-то персидские ковры и вполне снобистски предложила считать профессиональную архитектуру "той зоной опасности, из которой немедленно требуется найти пути эвакуации". Причем достойно откомментировать это радикальное заявление отказалась.
Журнал "Проект Россия" предлагал перепланировать квартиру в соответствии со вкусом времени. Экспозиция состояла из одних планов современных квартир, особой красотой не отличающихся. Смотреть было не на что. Проект превратился в хронику трудовых будней архитектурного бюро. Зрители зевая проходили дальше.
Приглашенные иностранцы из Англии и США выступили корректно и сдержанно. Англичане защищали экологию, проецируя на огромную прозрачную надувную подушку (кислородную?) видеофильмы на данную тему. В соответствии с модой, царившей на последней Венецианской биеннале, стены были уклеены слоганами, афоризмами, статистическими сводками, фрагментами аналитических статей. Дух биеннале царил и в павильоне американцев. Они представили фрагмент своей венецианской экспозиции прошлого года. Называется она "Архитектурные лаборатории" и является компьютерным моделированием идеальной архитектуры.
Анемичность, отличавшая многие концептуальные проекты ярмарки, повергла бы всех в уныние, если бы не несколько хитов, созданных людьми, думающими не только о своем исключительно тонком интеллекте, но и о зрителе. В отличие от заигравшихся в серьезность экспертов "Арх-каталога" Михаил Лабазов не испугался прослыть несерьезным. Выставил веселые объекты, изготовленные руками детей руководимой им студии "ДЭЗ №5". Перекрученные, дрыгающиеся, корчащиеся, словно от хохота, пестро раскрашенные стулья, вешалки, игрушки-трансформеры. Все - из подручного материала.
Лучшим некоммерческим проектом выставки официально признана экспозиция Музея архитектуры имени А.В. Щусева "Люблю твои красно-синие глаза". Это был сеанс просмотра древних архитектурных стереофотографий через красно-синие очки. Нерезкое двухмерное изображение благодаря очкам превращается в трехмерное. Площадь старой Москвы. На переднем плане - объемно - господин в котелке и с тросточкой. Трамвай едет по булыжной мостовой. Хочется дотронуться. Конечно, сеанс просмотра в черной комнате сам по себе очень увлекателен. Но значение акции тем самым не исчерпывается. Утраченная и возвращенная усилием куратора стереовыставки Ирины Коккинаки историческая точка зрения на архитектуру - самый концептуальный жест всей прошедшей ярмарки. Он напоминает о том, что архитектура - не чертеж, план, модель или камень, а образ, погруженный в пространственно-временной континуум. И оживает он не только благодаря архитектору или даже экспертному совету, а благодаря зрителю, проецирующему на архитектуру свой хронотоп, обволакивающему ее своими эмоциями, настроением. Эта "визуальная память" в конечном счете и становится высшим судьей в качественной оценке архитектуры. Ведь хорошая архитектура мыслится в ассоциациях (к примеру, напротив собора в Бурже - прекрасный рыбный ресторанчик, а во дворике Шартрского собора цветет роскошная сирень), тогда как плохой архитектуре память не дает никаких шансов. Просто стирает эмоциональный контекст.

О лучшем некоммерческом проекте "АРХ-МОСКВЫ" рассказывает его куратор ИринаА Коккинаки:

- Идея экспозиции с эксцентричным названием "Люблю твои красно-синие глаза" возникла на волне повышенного интереса к стереоскопической съемке. Зрителю предлагалось ознакомиться с 25 стереоснимками из коллекции Музея архитектуры, превращенными в так называемые анаглифы (от anaglуphos, рельеф). Развешанные в маленьком павильоне с черными стенами, уподоблявшими его архаичной фотографической камере, они составляли основную "приманку" зала. Входя в павильон, зрители с неподдельным энтузиазмом упражнялись в примерке специальных красно-синих очков, видя в них не только рабочий инструмент, предназначенный для рассматривания стереоскопических изображений, но больше - курьезный аксессуар - из области pret-a-porter. Успех совместного проекта был обусловлен уникальным характером антикварных фотографий, принадлежащих золотому фонду музея, а также особым способом их обработки, который основан на новейших возможностях цифровой техники.

Изобретенный еще в XIX веке анаглифный метод преобразования стереопар в единое изображение, не требующее для рассматривания стереоскопического прибора, широко практикуется в различных отраслях прикладной науки.

Исходным материалом выставки послужили сдвоенные снимки архитектурных и пейзажных памятников, сделанные в первой трети XX - теперь уже прошлого - века с помощью специальной фотокамеры, снабженной парными объективами. Совмещенная стереопара, окрашенная в соответствующие - красный и синий - цвета, неудобна для восприятия из-за контура, возникшего от сдвига сопряженных точек. Если надеть красно-синие очки, глаз не будет воспринимать изображение, окрашенное в цвет противоположного фильтра. В нашем сознании происходит трансформация снимка в трехмерное изображение, основанное на возможностях бинокулярного восприятия. Двоящийся контур гаснет, уступив место картинке, имеющей глубину. Меняя положение относительно фотографии, мы наблюдаем планы, которые смещаются один относительно другого по типу театральных кулис или живой изгороди, и двигаемся в пространстве снимка - слоистого, напоминающего игрушечную декорацию. Возможности анаглифа выгодно проиллюстрировал кадр, воспроизведший анфиладу залов дворца в Кускове, которая раскладывается в объемное изображение наподобие карточного домика.
Зрителям предлагалось совершить настоящую прогулку, разглядывая фотографии, которые словно "набрались воздуха". Хорошо знакомые всем объекты - соборы и монастыри Москвы и Подмосковья, городские площади и парки - возникали в иллюзорном пространстве анаглифа, похожего на голограмму и представляющего разновидность kunstschtuk - игрушки, предназначенной для созерцания и представляющей известный интерес в качестве объекта собирательства. "Аттракцион" был не лишен познавательных функций. Профессиональные стереокадры, созданные в первой трети XX века фотографами и известными зодчими И.С.Кузнецовым и С.Ф.Кулагиным, перемежались любительской съемкой, включающей занимательные жанровые мотивы.

Уникальны практически все снимки, знакомившие зрителя с памятниками, ныне утраченными, отстроенными заново или до неузнаваемости видоизмененными. Зритель имел возможность получить представление о том, как выглядели в свое время самые известные объекты: Воскресенский Новоиерусалимский монастырь с колокольней, которая погибла во время Великой Отечественной войны, павильон "Миловида" в обширном дворцовом парке Царицына, сгоревший (!) на нашей памяти, Триумфальная арка на своем прежнем месте - завершавшая перспективу Тверской улицы, Кремлевская набережная со старым Москворецким мостом, церковь Святой Параскевы Пятницы в Охотном Ряду, церковь Святого Дмитрия Солунского на Тверской, прежние Иверские (Воскресенские) ворота и т. д.

На открытии выставки состоялась презентация сайта Muar, который целиком воспроизводит материалы экспозиции, снабженные исторической справкой.
Комментарии
comments powered by HyperComments