RSS
20.12.2006

Дома давно минувших дней. Не все старинные саратовские усадьбы доживут до новых владельцев

  • Наследие
Бывший особняк мукомолов Рейнеке в центре Саратова - одна из немногих старых усадеб, которые украшают город, а не наводят тоску на горожан. Фото: Юрий Набатов Бывший особняк мукомолов Рейнеке в центре Саратова - одна из немногих старых усадеб, которые украшают город, а не наводят тоску на горожан. Фото: Юрий Набатов

информация:

«А я вот, знаешь, усадьбу графа N себе недавно прикупил. После ремонта хочу в ней поселиться». «Это та, что памятник архитектуры?». «Ну да, она самая». Не исключено, что такой диалог в Саратове, как и в любом другом городе России, можно будет услышать уже через пару лет. Власти страны в ближайшем будущем могут отменить мораторий на приватизацию памятников архитектуры даже федерального значения

А это значит, что усадьбы, исторические особняки и даже дворцы станут объектами купли-продажи. В Саратове трудно пройти по центру и двух шагов, не наткнувшись на несколько памятников истории и культуры. К числу наиболее ценных зданий принадлежат бывшие дворянские и купеческие городские усадьбы. По логике вещей, именно они должны стать первоочередным предметом интереса со стороны амбициозных людей, желающих жить или работать «в истории». Между тем, выбор с каждым годом становится все меньше - самые красивые и древние дома Саратова на грани того, чтобы уйти в историю бесследно и безвозвратно.

Где стол был яств...
Саратовские исторические усадьбы - наглядная иллюстрация ситуации, когда государственная система поддержки памятников не действует, городским властям на все наплевать, а рынок показывает звериный оскал самым откровенным образом.
Одним из лучших зданий Саратова была когда-то городская усадьба князя Баратаева, потомка старинного грузинского княжеского рода. Этот дом на ул. Мичурина - редкий памятник архитектуры конца XVIII - начала XIX века. Усадьба была типичным дворянским особняком русского классицизма - с лоджией и колоннами на первом этаже и с мезонином и балконом на втором. Под горкой был разбит сад. На верхней площадке, на задах особняка, обустроили приусадебное подворье с многочисленным дворовыми службами, конюшней, каретником и флигелем управляющего.
Когда грянула революция, новые власти сначала не стали размещать в доме советские учреждения. А когда о доме вспомнили, он уже был разграблен. Еще через пару лет в бывшей усадьбе налепили внутри фанерные перегородки, навесили самодельные двери. И дом превратился в обычную советскую коммуналку.
Сейчас усадьба князя представляет собой печальное зрелище. Фасад облупился, обнажив кирпичную кладку. По стенам - трещины. Колонны, поддерживающие балкон, кажется, могут рухнуть прямо на глазах. Сам балкон показательно разгорожен пополам какими-то досочками. К одной из стен пристроены сени. Перед задней стеной сохранилась пара старых деревьев.
Если спуститься на улицу Чернышевского и направиться к Музейной площади, можно наткнуться и на другой образец бывшей усадьбы - особняк с колоннами купца первой гильдии Павла Репина, занимающий угол Чернышевского и Первомайской, мало чем отличающийся внешне от усадьбы Баратаева. Так же ободран фасад, на котором можно углядеть вывеску «Это здание - памятник архитектуры XIX века - находится под охраной государства». Правда, сохранилась старинная ограда с пузатыми колоннами и деревянные ворота. Зайдя во двор, увидите знакомую картину: дом «расклочкован» на квартирки - здесь сени, там лестничка...
Не многим лучше выглядит бывшая усадьба купеческого клана Аносовых на углу Советской и Радищева. Особняк тоже был выстроен в стиле русского классицизма - с фронтоном и колоннами по фасаду. Уже много лет там находится городской противотуберкулезный диспансер. Когда-то это была большая усадьба с фруктовым садом за высоким каменным забором. Сейчас фасад пооблупился, хотя в целом, тем более для своего возраста, здание выглядит неплохо. От прежних времен сохранился и белый декор внешних стен.

Плоды «просвещения»
Другая знаменитая усадьба находится напротив - это дом № 14 на Радищева, принадлежавший когда-то могущественной семье Шмидтов. В комплекс входил не только особняк, но и различные дворовые постройки, в которых жила прислуга. Теперь они используются под жилье и конторы.
В 1924 году особняк был превращен в Дом работников просвещения им. А.В. Луначарского. Несмотря на, казалось бы, самую что ни на есть гуманитарную сущность своего дела, новые хозяева почти угробили роскошную усадьбу.
Из внутренней отделки сохранились металлические лестницы, камины, лепнина и паркет. Но во многих местах течет крыша, да и в целом интерьер как никогда далек от своего идеального состояния.
Снаружи вид бывшей усадьбы также печален. Большой балкон с причудливым орнаментом опирается на колонны, которые весьма напоминают те, что из последних сил поддерживают балкон усадьбы Баратаева. Основание веранды было когда-то оштукатурено, но теперь от штукатурки остались одни воспоминания. В дверь, находящуюся в основании веранды, по-видимому, неоднократно варварски ломились, поскольку проем логичнее назвать проломом. Удивительно, что структуры образования, доведя памятник архитектуры до бедственного состояния, позволили себе еще и «плач Ярославны», когда новый собственник начал выселять их из здания.
И все-таки даже сейчас особняк смотрится эффектно. Надежды на его воссоздание можно связывать лишь с нынешним собственником, которым является московское ООО «Петровский дом - XXI век». По данным, опубликованным на сайте «Росбанка», эта компания входит в число его аффилированных структур, то есть относится к группе «Интеррос» олигарха Владимира Потанина.
Как рассказали «Взгляду» в пресс-службе саратовского отделения «Росбанка», усадьбу Шмидтов новый собственник хотел превратить в главный офис местного управления банка. Был даже заложен бюджет на реставрацию. Но с недавнего времени начался процесс перехода «Росбанка» под контроль французского банка Societe Generale. Поэтому все расходы, не относящиеся к основной деятельности, были заморожены. Остается надеяться, что планы по воссозданию усадьбы легендарных предпринимателей все-таки осуществятся.

На пути к руинам
А вот усадьбу на улице Московской, связанную с купеческой фамилией Парусиновых, вряд ли ждет такое светлое будущее. Когда-то домом № 51 владел ведущий маклер саратовской биржи, купец второй гильдии Владимир Парусинов. Как указывают в книге «Саратов купеческий» краеведы Семеновы, в громадном по тем временам желтом трехэтажном доме с белой лепниной и орнаментом по фасаду тоже было много дорогой мебели, люстр и больших зеркал. По периметру правой и дальней стороны двора шли хозяйственные службы - конюшни, прачечная, ледяные погреба. Главный двор был замощен гранитным булыжником, а слева на всю глубину двора тянулся фруктовый сад.
По старому дому на Московской можно до сих пор изучать типологию устройства городских усадеб дореволюционной России. Пристройка к юго-западному углу, где жила прислуга, образует П-образный курдоньер, т.е. маленький дворик со своей калиткой на Московскую, которая была сделана в толстом каменном заборе.
Теперь усадьба Парусинова и близко не напоминает о былом достатке. За ободранным фасадом скрывается еще более убогий «подъезд», в который превратилась широкая лестница парадного входа, ведущая на площадки второго и третьего этажей. Раздолбанные почтовые ящики, трещины, надписи на стенах, выбитые окна, хлам и старая мебель на лестничных площадках...
Разумеется, перечисленные здания - лишь часть многочисленных саратовских усадеб и особняков, составляющих культурное достояние города. Есть и дома с более благополучной судьбой. В хорошем состоянии одна из бывших усадеб богатейших мукомолов Рейнеке, что на улице Чернышевского, неподалеку от Радищева. Оригинальное сооружение с шестигранником-мезонином было, очевидно, недавно отремонтировано. В другом знаменитом особняке Рейнеке, расположенном за Липками, квартирует военный госпиталь. И здание по-прежнему украшает город, а не наводит тоску на прохожих. В бывшей усадьбе купца Александра Шумилина, владельца знаменитой саратовской маслобойной фабрики, располагается администрация Кировского района. Трудно распознать вокруг здания обширный хозяйственный двор с каретником, гаражом, ледниками и флигелями. Но по сравнению с другими памятниками дом выглядит неплохо.

Город, которого нет
Какая судьба уготована городским усадьбам? При некотором размышлении ответ на этот вопрос представляется очевидным. Усадьбы Баратаева, Парусинова и Репина наверняка в будущем исчезнут с лица земли. Учитывая их состояние, нельзя исключать, что рухнут сами. А скорее - будут снесены местными «инвесторами», жаждущими мест в центре под коммерческую застройку. Рядом с домом Парусинова уже выросла новая жилая многоэтажка. Возле баратаевской усадьбы тоже строится подобный дом. Расселять памятники, правда, долго и сложно... Ну да ничего, научатся. В столице нашей Родины, как пишут коллеги центральных СМИ, наработано множество шикарных «технологий».
Выживут только те здания, что были востребованы еще советской властью, а потому поддерживались в удовлетворительном состоянии.
Впрочем, не факт, что и они доживут до разрешения на приватизацию. Ставший недавно замом главы администрации Саратова по градостроительству Юрий Земсков озвучил один из «концептуальных подходов» к городу, который существует в головах местных строителей и чиновников. Он сокрушался, что все старые здания, которые некоторые горожане так ценят, построены «в полкирпича». Да еще плотно стоят рядом друг с другом. И фундаменты у них заложены неглубоко. Котлован выроешь - два старых дома рядом рухнут. А задавливание свай обходится в три раза дороже, чем их забивание...
Короче говоря, одни сплошные минусы и головная боль от этих памятников. Очень они мешают строить новые, простые и ровные коробки многоэтажек.
Мы понимаем эту логику. Но принять ее невозможно. Памятники культуры и архитектуры нужно сохранять, как это делают во всем мире. И точка.
Если же настроения, как у Земскова, в городе окончательно возобладают, то очень хочется посоветовать «девелоперам» обязательно выйти в городскую думу с инициативой. С какой? О переименовании Саратова, разумеется. В какой-нибудь безликий Новинск, например. А еще лучше - в город Никакойск. Потому что без этих раздражающих старых домиков город уже никак не может называться Саратовом. История этого города начинается с 1590 года, а никак не с 1996 года, когда к власти в регионе и городе пришли деревенские товарищи на букву А. И уж, конечно, не с 2006-го, когда власть в Саратове в очередной раз сменилась.
А пока город называется Саратов, старинные городские усадьбы еще можно сохранить хотя бы в памяти. Сейчас - самое время.

Авторство особняка Рейнеке приписывают Федору Шехтелю. И глядя на здание, с этим можно легко согласиться. Фото: Юрий Набатов
Авторство особняка Рейнеке приписывают Федору Шехтелю. И глядя на здание, с этим можно легко согласиться. Фото: Юрий Набатов
Статус памятника не спасает бывшую усадьбу саратовского купца Репина от влияния времени. Фото: Юрий Набатов
Статус памятника не спасает бывшую усадьбу саратовского купца Репина от влияния времени. Фото: Юрий Набатов
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: