RSS
12.09.2001

Архитпарад

информация:

Темой сегодняшнего обзора московских новостроев стали жилые дома со свободной планировкой. Напоминаем типологию оценок: 5 - шедевр, 4 - интересная, качественная вещь, 3 - любопытная, но спорная, 2 - спорная, скорее сомнительная, 1 - провал. В качестве эксперта выступает обозреватель журнала "Проект Россия" Егор Ларичев.

Жилой комплекс. 1-й Зачатьевский переулок, 19-21. Архитектор Сергей Гришин.

Комплекс, концепция которого разработана бюро "Остоженка", представляет собой один из самых парадоксальных примеров средового проектирования. Он стоит между двумя Зачатьевскими переулками, торцом выглядывает на Остоженку, а ближайший к реке фасад тоже не может быть черновым, поскольку на месте безымянного проулка теперь разбит сад с газоном. То есть в отличие от нормального дома, который имеет обычно один фасад, у него их даже не четыре, а целых пять. Поскольку в остоженских переулках царит феодальный партикуляризм - в каждом своя этажность, своя вписка, свой "визовый режим", - дом корячит и плющит самым диким образом. Архитекторы пытаются "сыграть" в эту игру, оформляя каждый из фасадов своим материалом: один - каменный, другой - кирпичный, третий - штукатурный. То есть нам предлагается наблюдать за благородным противоборством материалов, как это было принято в недавно модном деконструктивизме. Но этого мало: на один из корпусов приземлился алюминиево-стеклянный дирижабль (это лоджии). А в аттике другого корпуса, который неспешно поднимается вверх уступами террас, укрепляясь в истории с помощью синтетической руины, проступает легкомыслие уже бессознательное: зеленые колонки вылезают на фасад. Ошибка конструкторов - говорят архитекторы, на самом же деле в этой явной несообразности (сильно заметной со стороны Остоженки) проявилась противоречивость как основная черта этого дома.

Жилой дом. Красная Пресня, 7. Дмитрий Прокофьев, Владимир Хаблиев, Людмила Васильева ("Сенаб-Проект").

Архитектурной темой может оказаться все. Например, хирургия. Архитекторы "Сенаба" строили задник квартала: замыкающее звено, дворовый дом, аккуратненький блочок - мягко согнутый, чтобы вписаться в очертания участка. Прятали дом-падчерицу за Киноцентр. Но скромность исправила жизнь, прибавив этажей пентхауса, которые пришлось скрыть колоннадой на углу. А еще один кусок дома был отрезан, чтобы не перекрывать свет соседям. Со стороны улицы Заморенова дом выглядит огрызком: здесь густо (высокое белое крыло с перголой), а там, где срезали, - пусто и ступенчато. Обстоятельство становится еще более удручающим ввиду того, что квартал, который дом собирался замыкать, строить еще не начали и вряд ли скоро начнут. Одна точка из-за хирургического вмешательства все-таки получилась - из-под арки Музея кино: колоннада неплохо отсюда смотрится, без нее было бы скучнее. Аккуратность и продуманность решений, свойственная интерьерным работам "Сенаба", проявляется лишь в колонне арки, да в отделке - немецкий кирпич по полдоллара штука хоть чуть-чуть компенсирует аляповатую работу строителей.

Жилой комплекс. Ленинградский проспект, 76. Александр Скокан, Валерий Каняшин, Михаил Скороход (бюро "Остоженка").

В процессе строительства эти дома казались значительно больше, чем они есть. Возникало ощущение бесконечности: сколько нужно будет этажей, столько и построят. Четыре мегалита с четкими ребрами лоджий, ленточным остеклением, простыми и ясными планами, помноженными на четыре, вклиниваются в сталинский жилой массив вокруг станции "Сокол". Комплекс вписался сюда не по подобию стиля или похожести форм, а по силе и соответствию месту. Первые два дома - 12-этажные, за ними - корпуса в 22 этажа, далее вообразимы 32, 42, 52 и т.д. Что-то вроде лестницы или трамплина: графическая тема, заданная ребрами лоджий, "вытянет" и не такую высоту... Это за последнее время самый простой, цельный и четкий ответ всем неоклассическим и постмодернистским жилым комплексам. Он не боится использовать типологию офисного здания, которая позволяет создавать внутри квартиры любой конфигурации. То есть комплекс, в городе играющий роль монолита, доминанты, внутри оказывается гибким, "user friendly". В силе ребер зданий чувствуется явное напоминание о "новом брутализме" семидесятых. Жаль только, на чистую тектонику нахлобучены шапки пентхаусов из черного стекла, а лоджии двух ближайших к проспекту башен будут целиком остеклены - бескомпромиссность уходит.
Комментарии
comments powered by HyperComments