12.09.2001
Независимая газета, 12.09.2001
Архитпарад
информация:
-
что:
Комплекс Таунхаусов. Комплексная реконструкция двух домовладений, 1-й Зачатьевский пер. -
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Андрей Гнездилов ; Сергей Гришин; Д. Прокофьев; Александр Скокан -
мастерская:
АБ «Остоженка»; Сенаб-Проект
Темой сегодняшнего обзора московских новостроев стали жилые дома со свободной планировкой. Напоминаем типологию оценок: 5 - шедевр, 4 - интересная, качественная вещь, 3 - любопытная, но спорная, 2 - спорная, скорее сомнительная, 1 - провал. В качестве эксперта выступает обозреватель журнала "Проект Россия" Егор Ларичев.
Жилой комплекс. 1-й Зачатьевский переулок, 19-21. Архитектор Сергей Гришин.
Комплекс, концепция которого разработана бюро "Остоженка", представляет собой один из самых парадоксальных примеров средового проектирования. Он стоит между двумя Зачатьевскими переулками, торцом выглядывает на Остоженку, а ближайший к реке фасад тоже не может быть черновым, поскольку на месте безымянного проулка теперь разбит сад с газоном. То есть в отличие от нормального дома, который имеет обычно один фасад, у него их даже не четыре, а целых пять. Поскольку в остоженских переулках царит феодальный партикуляризм - в каждом своя этажность, своя вписка, свой "визовый режим", - дом корячит и плющит самым диким образом. Архитекторы пытаются "сыграть" в эту игру, оформляя каждый из фасадов своим материалом: один - каменный, другой - кирпичный, третий - штукатурный. То есть нам предлагается наблюдать за благородным противоборством материалов, как это было принято в недавно модном деконструктивизме. Но этого мало: на один из корпусов приземлился алюминиево-стеклянный дирижабль (это лоджии). А в аттике другого корпуса, который неспешно поднимается вверх уступами террас, укрепляясь в истории с помощью синтетической руины, проступает легкомыслие уже бессознательное: зеленые колонки вылезают на фасад. Ошибка конструкторов - говорят архитекторы, на самом же деле в этой явной несообразности (сильно заметной со стороны Остоженки) проявилась противоречивость как основная черта этого дома.
Жилой дом. Красная Пресня, 7. Дмитрий Прокофьев, Владимир Хаблиев, Людмила Васильева ("Сенаб-Проект").
Архитектурной темой может оказаться все. Например, хирургия. Архитекторы "Сенаба" строили задник квартала: замыкающее звено, дворовый дом, аккуратненький блочок - мягко согнутый, чтобы вписаться в очертания участка. Прятали дом-падчерицу за Киноцентр. Но скромность исправила жизнь, прибавив этажей пентхауса, которые пришлось скрыть колоннадой на углу. А еще один кусок дома был отрезан, чтобы не перекрывать свет соседям. Со стороны улицы Заморенова дом выглядит огрызком: здесь густо (высокое белое крыло с перголой), а там, где срезали, - пусто и ступенчато. Обстоятельство становится еще более удручающим ввиду того, что квартал, который дом собирался замыкать, строить еще не начали и вряд ли скоро начнут. Одна точка из-за хирургического вмешательства все-таки получилась - из-под арки Музея кино: колоннада неплохо отсюда смотрится, без нее было бы скучнее. Аккуратность и продуманность решений, свойственная интерьерным работам "Сенаба", проявляется лишь в колонне арки, да в отделке - немецкий кирпич по полдоллара штука хоть чуть-чуть компенсирует аляповатую работу строителей.
Жилой комплекс. Ленинградский проспект, 76. Александр Скокан, Валерий Каняшин, Михаил Скороход (бюро "Остоженка").
В процессе строительства эти дома казались значительно больше, чем они есть. Возникало ощущение бесконечности: сколько нужно будет этажей, столько и построят. Четыре мегалита с четкими ребрами лоджий, ленточным остеклением, простыми и ясными планами, помноженными на четыре, вклиниваются в сталинский жилой массив вокруг станции "Сокол". Комплекс вписался сюда не по подобию стиля или похожести форм, а по силе и соответствию месту. Первые два дома - 12-этажные, за ними - корпуса в 22 этажа, далее вообразимы 32, 42, 52 и т.д. Что-то вроде лестницы или трамплина: графическая тема, заданная ребрами лоджий, "вытянет" и не такую высоту... Это за последнее время самый простой, цельный и четкий ответ всем неоклассическим и постмодернистским жилым комплексам. Он не боится использовать типологию офисного здания, которая позволяет создавать внутри квартиры любой конфигурации. То есть комплекс, в городе играющий роль монолита, доминанты, внутри оказывается гибким, "user friendly". В силе ребер зданий чувствуется явное напоминание о "новом брутализме" семидесятых. Жаль только, на чистую тектонику нахлобучены шапки пентхаусов из черного стекла, а лоджии двух ближайших к проспекту башен будут целиком остеклены - бескомпромиссность уходит.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Комплекс, концепция которого разработана бюро "Остоженка", представляет собой один из самых парадоксальных примеров средового проектирования. Он стоит между двумя Зачатьевскими переулками, торцом выглядывает на Остоженку, а ближайший к реке фасад тоже не может быть черновым, поскольку на месте безымянного проулка теперь разбит сад с газоном. То есть в отличие от нормального дома, который имеет обычно один фасад, у него их даже не четыре, а целых пять. Поскольку в остоженских переулках царит феодальный партикуляризм - в каждом своя этажность, своя вписка, свой "визовый режим", - дом корячит и плющит самым диким образом. Архитекторы пытаются "сыграть" в эту игру, оформляя каждый из фасадов своим материалом: один - каменный, другой - кирпичный, третий - штукатурный. То есть нам предлагается наблюдать за благородным противоборством материалов, как это было принято в недавно модном деконструктивизме. Но этого мало: на один из корпусов приземлился алюминиево-стеклянный дирижабль (это лоджии). А в аттике другого корпуса, который неспешно поднимается вверх уступами террас, укрепляясь в истории с помощью синтетической руины, проступает легкомыслие уже бессознательное: зеленые колонки вылезают на фасад. Ошибка конструкторов - говорят архитекторы, на самом же деле в этой явной несообразности (сильно заметной со стороны Остоженки) проявилась противоречивость как основная черта этого дома.
Жилой дом. Красная Пресня, 7. Дмитрий Прокофьев, Владимир Хаблиев, Людмила Васильева ("Сенаб-Проект").
Архитектурной темой может оказаться все. Например, хирургия. Архитекторы "Сенаба" строили задник квартала: замыкающее звено, дворовый дом, аккуратненький блочок - мягко согнутый, чтобы вписаться в очертания участка. Прятали дом-падчерицу за Киноцентр. Но скромность исправила жизнь, прибавив этажей пентхауса, которые пришлось скрыть колоннадой на углу. А еще один кусок дома был отрезан, чтобы не перекрывать свет соседям. Со стороны улицы Заморенова дом выглядит огрызком: здесь густо (высокое белое крыло с перголой), а там, где срезали, - пусто и ступенчато. Обстоятельство становится еще более удручающим ввиду того, что квартал, который дом собирался замыкать, строить еще не начали и вряд ли скоро начнут. Одна точка из-за хирургического вмешательства все-таки получилась - из-под арки Музея кино: колоннада неплохо отсюда смотрится, без нее было бы скучнее. Аккуратность и продуманность решений, свойственная интерьерным работам "Сенаба", проявляется лишь в колонне арки, да в отделке - немецкий кирпич по полдоллара штука хоть чуть-чуть компенсирует аляповатую работу строителей.
Жилой комплекс. Ленинградский проспект, 76. Александр Скокан, Валерий Каняшин, Михаил Скороход (бюро "Остоженка").
В процессе строительства эти дома казались значительно больше, чем они есть. Возникало ощущение бесконечности: сколько нужно будет этажей, столько и построят. Четыре мегалита с четкими ребрами лоджий, ленточным остеклением, простыми и ясными планами, помноженными на четыре, вклиниваются в сталинский жилой массив вокруг станции "Сокол". Комплекс вписался сюда не по подобию стиля или похожести форм, а по силе и соответствию месту. Первые два дома - 12-этажные, за ними - корпуса в 22 этажа, далее вообразимы 32, 42, 52 и т.д. Что-то вроде лестницы или трамплина: графическая тема, заданная ребрами лоджий, "вытянет" и не такую высоту... Это за последнее время самый простой, цельный и четкий ответ всем неоклассическим и постмодернистским жилым комплексам. Он не боится использовать типологию офисного здания, которая позволяет создавать внутри квартиры любой конфигурации. То есть комплекс, в городе играющий роль монолита, доминанты, внутри оказывается гибким, "user friendly". В силе ребер зданий чувствуется явное напоминание о "новом брутализме" семидесятых. Жаль только, на чистую тектонику нахлобучены шапки пентхаусов из черного стекла, а лоджии двух ближайших к проспекту башен будут целиком остеклены - бескомпромиссность уходит.