RSS
17.02.2011

Виктор Петраков: Москве пора стать историческим поселением

  • Наследие
фото windsteel.livejournal.com фото windsteel.livejournal.com

информация:

В прошлую среду Президент РФ Дмитрий Медведев своим указом упразднил Росохранкультуру как самостоятельное ведомство. Отныне агентство становится частью Министерства культуры, однако в какой роли нам представят его бывшего руководителя, пока неясно.

Ликвидация Росохранкультуры - очередное подтверждение кризиса реформирования культурной сферы страны. О том, как понижение статуса Росохранкультуры отразится на охране памятников истории и градостроительства, а также о том, почему в стране будет расти число исторических поселений и, возможно, таким "поселение" станет даже перестроенная до неузнаваемости Москва, в интервью газете "Культура" рассказывает Виктор ПЕТРАКОВ, возглавлявший Росохранкультуру.

- Виктор Васильевич, вы согласны с тем, что ликвидация Росохранкультуры - это поражение общества?

Ведь впервые в истории России был создан специальный орган по охране памятников, а теперь его понижают до уровня двух разрозненных департаментов при Министерстве культуры.

- Это вопрос политический. Не мы решаем, в каком статусе нам быть. Есть Указ Президента РФ о ликвидации Росохранкультуры в самостоятельном статусе. Мы обязаны его исполнять, не вступая в дискуссии. Я предпочитаю к этому относиться по-другому. Это уже пятая, можно сказать, юбилейная, реформа нашего ведомства. И функции охраны памятников и объектов исторического наследия остаются, но будут реформированы...

- В том-то и дело - как? Ведь речь идет о том, что пал последний бастион, мешавший победе новостроя над сохранением памятников.

- Не пал. Мы вливаемся в Министерство культуры, а у него нет территориальных органов на местах. У нас они есть. Причем во всех регионах. Мы их не только сохраняем, но и надеемся упрочить их статус и влияние. Более того, в Северо-Кавказском округе под эгидой Александра Хлопонина, полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, мы создаем еще один региональный центр Росохранкультуры.

- Как "юбилейная реформа" скажется на полномочиях региональных представительств?

- Как в прежнем статусе мы работали, так и в новом, надеюсь, ограничения прав не будет. Во всяком случае, мы ведем переговоры с Министерством культуры и Администрацией Президента и находим у них понимание. Сейчас работаем над тем, чтобы сохранить кадры, стараемся не снизить их статус или просто потеряться. Надеюсь, они войдут в новый состав - департаментов Росохранкультуры. Возможно, их будет два - Департамент по сохранению культурных ценностей и Департамент государственного контроля по объектам охраны зданий и исторических памятников.

Функции первого определены международными обязательствами России, что связано с конвенциями ЮНЕСКО о перемещении культурных ценностей и о перечне культурных ценностей. Это исключительно федеральные функции. Функции второго - внутрироссийский вопрос. И часть полномочий нами будет передана в регионы - области, города или местные самоуправления. Так что нет худа без добра - охрана памятников истории спустится на местный уровень, что расширит права местной общественности. Главное, уметь этими правами в рамках закона пользоваться и отстаивать их.

- Скандал с "Охта-Центром" в Санкт-Петербурге как раз и показывает полное бесправие общественности.

- Имеете в виду пожелание губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, с которым она обратилась к Президенту РФ, об исключении Санкт-Петербурга из числа исторических поселений? Как вы понимаете, реализовано это пожелание не будет. И общественность, и эксперты, и искусствоведы - все против инициативы отнять у жемчужины российской архитектуры статус исторического поселения.

Как я полагаю, губернатора Матвиенко сознательно или несознательно, но ввели в заблуждение, проинформировав, будто с Росохранкультурой надо согласовывать даже новостройки на окраинах Петербурга. Это не соответствует ни закону, ни полномочиям нашего ведомства, ни здравому смыслу. Мы ориентируемся на историко-культурный фон и те документы, на основании которых историческая часть Петербурга, а не весь город, включена в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Так что с Санкт-Петербургом обязательно будет найдено грамотное и исторически выверенное решение, в каком бы формате Росохранкультура ни работала и как бы ни называлась. - Согласитесь, что ссылка Валентины Матвиенко на то, что более древние города, чем Санкт-Петербург, - Псков, Новгород и Москва - не имеют статуса исторических поселений, - это ее козырь и одновременно камень в ваш огород. Почему они лишены этого статуса?

- Ну, во-первых, Валентина Матвиенко уже признала, что в возникшем споре нужно другое решение, нежели эмоциональное письмо к Президенту России. И я не сомневаюсь, что оно будет найдено. Во-вторых, аргумент, касающийся Пскова и Новгорода, устаревает на глазах. Мы уже 15-й год бьемся за то, чтобы этим городам присвоить статус исторических поселений. И, наконец-то, не просто в 2011 году - в ближайшее время - Новгород и Псков обретут статус исторических поселений. Это абсолютно точно. Именно поэтому, боясь опоздать, и вынули из-за пазухи этот аргумент противники присвоения статуса исторического поселения не только этим городам, но и Москве. - Не поздно Москве, перестроенной порой до неузнаваемости, присваивать статус исторического поселения?

- В столице действительно произошло искажение некоторой части исторического центра. Но будем работать над тем, чтобы вернуть ей статус исторического поселения в тех объемах, которые удастся отстоять. Произойдет это позднее, чем с Псковом и Новгородом. И хотел бы, чтобы было четкое понимание: речь не идет о территориях, упирающихся в МКАД. Это будет исключительно историческая часть Москвы, причем та, которая будет обговорена с экспертами и учеными, а также согласована с законом. Тот же самый механизм экспертизы и согласования будет работать в Санкт-Петербурге и других городах.

- А как быть с тем, что вслед за Санкт-Петербургом власти Смоленска и Ярославля тоже хотят снять с себя статус исторических поселений? - Во-первых, никто не лишит исторические поселения их статуса. Во-вторых, официально ни Ярославль, ни другие города к нам не обращались с такими просьбами. Это, мне кажется, всего лишь эмоциональная реакция некоторых местных руководителей, которые тоже пытаются давить на федеральный центр. Вот только статус исторического поселения - это норма закона, а не эмоция или метафора. Название может нравиться или не нравиться. Но оно закреплено законом. Скажу больше: мы сейчас готовим постановление, которое увеличит статус исторических поселений с 41 города и села пока до 50, а постепенно это число может вырасти и до 70. Не хочу пока называть города и села, борющиеся за статус исторических поселений, но вы даже себе не представляете, сколько между претендентами на этот статус накопилось обид из-за того, что одних - таких, как Псков и Новгород, - продвигают вперед, а других пока приходится отодвигать в конец очереди.

- Как сделать так, чтобы добившиеся желаемого статуса города потом от него не отказывались?

- В ответ на измышления, будто в Росохранкультуру надо везти вагоны бумаг и нам нужны десятки тысяч сотрудников, чтобы переварить объемы согласований, я отвечу так. Все объемы согласований спускаются на местный уровень. Разумеется, после экспертизы в нашей службе. Но хочу, чтобы все знали: у нас есть территориальные управления, и они, например в Санкт-Петербурге, и будут рассматривать нормативность и место сооружения "Охта-Центра". Что нормально. Это цивилизованный процесс достижения договоренностей - компромиссных. А значит, недовольны будут все. Такова природа компромисса. Главное - достигнутые договоренности позволят сохранять историческое лицо наших городов.
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: