RSS
13.12.2006

"Архитектурный час" на радио "СИТИ FM". Эфир 25 ноября 2006 г. Тема - Какая архитектура нужна Москве

  • Архитектура
  • Объект

информация:

Гость - Николай Лызлов, руководитель «Архитектурной мастерской Лызлова» Ведущие – Александр Змеул и Оксана Вишневская

А.З.: Я скажу несколько слов о нашем госте. Николай – приверженец модернистской архитектуры. Вы, мне кажется, для Москвы такой «холодный» и «отстраненный». Может быть, я не прав…
Н.Л.:  Трудно оценивать… Задаваться мыслью сделать что-то «холодненькое»… Больше всего здесь решается практическая задача – делать функциональным. Надо сделать удобным, надо сделать хорошо, постараться, чтобы это было красиво. Но красота сама по себе… То что красиво кажется мне, может не показаться красивым вам. Поэтому, если кто-то спрашивает, почему я сделал так? То самое гиблое дело ответить на это, потому,  что это красиво.
О.В.: Если привести примеры ваших работ, которые у всех на виду… Чтобы слушатели понимали, о чем идет речь.
Н.Л.: Например, паркинг на 9-й Парковой улице в Измайлове. Он, на наш взгляд, отвечает основным своим потребительским качествам.
А.З.: Гараж, может быть, не все видели, но «Пушкинский дом» на Страстном бульваре видели многие. Он уже достроен?
Н.Л.: Он сдан. Там идут отделочные работы Потребитель его доводит… Но практически там уже сидят и работают.
А.З.: Объясню слушателям, где это. На Страстной бульвар выходит вновь воссозданное здание – «дом Сухово-Кобылина». А сзади -  новый объем жесткой эстетики ваш «Пушкинский дом». Скажите, у нас считается, что в центре надо строить что-то такое  историческое. Как вам удалось согласовать такой проект?
Н.Л.: Что значит построить историческое? Как вообще там создать что-то историческое? Есть Страстной бульвар. Это одна из лучших московских улиц со своей застройкой... Это все история. Там дома -  каждый или через один – шедевры. Все эти достойные дома не стесняются своего времени, говорят о себе…Все эти дома исторические… А мы должны были сделать такой дом, который мог появиться только сегодня.
О.В.: Вопрос от Виталия.
В.:  Правильно ли я понял, что это частное архитектурное бюро? Есть ли у вас под заказ города какие-то строения? Я имею ввиду, с точки зрения жилищного фонда.
Н.Л.: Наш заказчик – это не город. Наш заказчик – это московские девелоперские фирмы, которые создают коммерческую недвижимость, а потом ее по-разному реализовывают.
В: А какой из проектов из жилья? Я купил сейчас квартиру в новостроке типовой… Есть претензии как по качеству, так и по эргономике здания.
А.З.: Я хочу пояснить для слушателей, что у нас нет, как такового, городского заказа по жилищным объектам. Все-таки заказчиком всегда выступает девелопер. Город выкупает эти квартиры. Есть программа расселения, которая потом реализуется частными девелоперами.
Н.Л.: Ну, да... Но для нас заказчиком является организация, которая потом реализует это все как товар. Сейчас мы строим жилое здание на Ленинском проспекте недалеко от площади Гагарина. Это дом, который красиво назван заказчиком «Нескучный сад». Это даже не очень близко от этого сада… Но, как-то надо было назвать… Это дом стоит недалеко от общежития Архитектурного института. Там пока только нулевой цикл. В большей степени готовности объект Ленинградка, 37. Его называют «Городом яхт». Строит «Капитал групп». Его уже видно. Внутри там свободные пространства, свободная планировка.
А.З.: Вы сказали, что свободная планировка…  Тем не менее у вас есть дом, пока еще не построенный, где совершенно другая планировка… Многие считают что в жилищном строительстве выдумать какое-то новое решение невозможно. Глядя на этот проект, понятно, что есть и другие решения. Вы можете о нем рассказать? Я имею ввиду, дом на Масловке.
Н.Л.:  Сейчас это наша любимая работа. То о чем вы сказали, что выдумать больше, ничего нельзя… Дело в том, что когда мы работаем с конкретным своим заказчиком, нам дается конкретное подробное задание. Задание это составляется теми, кто будет потом отвечать за продажу, за проект, за его реализацию. Эти люди знают где, в каком районе его продадут. Они не рискуют… Этот дом не изобретение. Нельзя сказать, что это изобретение. Такие дома были.  Это дом с квартирами двухуровневыми…  С квартирами с разной высотой пространства. Там есть некая дифференциация. Есть пространства общественные, есть высокие спальни, кухни, санузлы…  Это интересная схема. Ее трудно описать не графически. Эта схема интересна во всем. Она целесообразна, она выгодна, но она от сегодняшнего стереотипа отличается… Есть стереотип, когда считается, что в дорогом жилье хорошо, когда лифтовой холл у квартиры… чтобы человек попадал из лифта в квартиру. А в этом доме другая схема... Там дом в большей степени похож на гостиницу. Есть длинная галерея, на которую выходят все квартиры. Там своя эстетика, своя красота… К счастью, у нас заказчик полон энтузиазма. Надеемся скоро этот дом довести до конца…  Мы обнаружили, что людей, интересующихся такой планировкой очень много.
О.В.: Вопрос от Александра.
А.: Я хотел уточнить у вашего гостя… Мне очень мне понравился проект «Город яхт…»  Насколько я понимаю, само здание расположено вблизи воды? Как этот вопрос урегулирован?  Как удалось обойти вопрос относительно близости к воде?

О.В.: Мы сегодня говорим о том, какая архитектура нужна сегодня в Москве. И нам об этом рассказывает Николай Лызлов - руководитель "Архитектурной мастерской Лызлова". Мы остановились на вопросе от слушателя о том, насколько при строительстве "Города яхт" были соблюдены нормы водного кодекса...
Н.Л.: Водоохрання зона ... Если в городе есть набережная, то этой зоны уже не существует. Вспомним бензозаправку у Крымского моста. Она фактически над водой... А в чем смысл набережной? В том, что ничто с берега не может попасть в воду.
А.З.: Продолжим разговор о жилье. Вы сейчас проектируете огромный жилой комплекс на Краснобогатырской улице. На месте Москожкомбината. Берег Яузы... Там омертвевшая такая промзона... Что вы там проектируете?
Н.Л.: Это почти социальное жилье... Конечно это коммерческая недвижимость. Что-то будет реализовываться и городом... Это замечательное место, которого город сейчас лишен. Там стоят руины двух старых заводов. В этом месте Яуза будет иметь красивые природные берега. Там будет природоохранная зона.
О.В.:  Николай, вы сказали, что это будет почти социальное жилье. И тут же сказали, что будет рекреационная зона...
Н.Л.: Рекреационная зона... Там она, как раз, будет охраняться законами водоохранными... Там набережной не будет. Такова там будет река.
О.В.: А стилистически этот проект как-то можно определить?
Н.Л.: Легко... Для нас это "слоны краснобогатырские"... Так назвал заказчик... Дома большие, не маленькие...
О.В.: Вновь строящееся жилье, особенно социальное, должно иметь собственное лицо в столице?
Н.Л.: Ничто не нужно делать десятками. Все это было. Называлось это типовым проектированием... Каждый уголок города, каждый переулок должны иметь свое лицо. Мы стараемся, мы хотим, чтобы это все приобрело иерархию пространства....
О.В.: А что с дворами?  Что они должны в себя включать? Реально ли построить что-то такое, где было бы приятно проводить время?
Н.Л.: Это необходимо. Это нужно. Город должен быть продолжением дома. Город должен быть приятным...
О.В.: Увы, проекты это одно, реальность это другое. Можно эту проблему как-то решить?
Н.Л.: Она вообще-то решается... Жизнь делает то, что не делает архитектор. Другое дело, сколько на это уходит времени, средств... Сейчас "хрущобы" превратились в парковые зоны. Страшно жалко, что мы их можем лишиться. Я думаю, что их не нужно сносить. Их надо реконструировать... Там сейчас живут достаточно пожилые люди. Это прекрасные дома для спокойной жизни...

А.З.: По мнению нашего слушателя Романа, при проектировке домов не учитывается достаточное количество машиномест. Что вы думаете по этому поводу?
Н.Л.: В проекты закладываются... Есть городские строительные нормы, которые все время ужесточаются... В зависимости от классности, от категорийности дома мы обязаны обеспечить от одного до двух машиномест на квартиру... Строим паркинги. Но машиноместа стоят дорого.
О.В.: И люди паркуют машины около дома...
Н.Л.: Дорого стоят машиноместа вполне объективно. Дорого стоит их строительство.
О.В.: Вопрос от Игоря.
И.: Как сейчас инвестор находит архитекторов? Какова ситуация с конкурсами?
Н.Л.: Сложный вопрос... Как нас нашли? Наверное, по факту сделанного... Конкурсное проектирование у нас недостаточно развито пока.
А.З.: У вашей мастерской есть проект развития площади возле метро "Новогиреево". Конечные станции московского метрополитена - это всегда техногенный кошмар... Что вы предлагаете в этом районе?
Н.Л.: Это замечательная площадь, которая была построена 28 лет назад. Она постепенно начала испытывать разные "оккупации"...  Мелкая торговля, потом автомобили... Первое, что надо сделать, надо убрать автомобили, сделать подземный многоуровневый гараж. Такой, чтобы он мог выполнять функции "перехватной" автостоянки. Мы в своем проекте прячем эти автомобили, делаем некоторые манипуляции с этой площадью...
О.В.: Звонок от Дмитрия.
Д.: Николай, это Дмитрий Александров.
Н.Л.: О! Привет.
Д.: Ты очень хорошо говорил о пятиэтажках... А, если бы тебе довелось, ты захотел бы попробовать это сделать в современных условиях еще раз?
Н.Л.: С огромным удовольствием. Прекрасная мысль... Я часто слышу, как знакомые говорят, что плохо жить в небоскребах. Надо сказать, что у Дмитрия Александрова есть примеры замечательного многоэтажного жилья...
О.В.: Если поискать компромисс высотности и окупаемости, как вы думаете, минимально возможное жилье по количеству этажей, каково? Или трудно сказать?
Н.Л.: Не то, что трудно. Невозможно. Поскольку там огромная часть стоимости жилья складывается не собственно из жилья, а из того места, где оно находится. Высчитывают сколько минут до Кремля... Как будто все работают в Кремле...  Мне кажется, что жить лучше в маленьком домике недалеко от парка.
О.В.: Спасибо за то, что вы к нам приехали. Удачи.

Город яхт
Город яхт
«Пушкинский дом»
«Пушкинский дом»
«Краснобогатырские слоны»
«Краснобогатырские слоны»
Комментарии
comments powered by HyperComments