RSS
01.12.2006

"Архитектурный час" на радио СИТИ FM. Эфир 11 ноября. Тема - Развитие Москвы - взгляд архитектора

  • Архитектура
  • Объект
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза» Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»

информация:

Гости – Сергей Киселев, генеральный директор архитектурного бюро "Сергей Киселев и Партнеры" Ведущие – Александр Змеул и Оксана Вишневская

О.В.:  Сегодня в гостях у нас  Сергей Киселев – гендиректор Архитектурного бюро «Сергей Киселев и партнеры». Прежде всего, поздравим Сергея с получением архитектурной премии. Расскажите, пожалуйста, о жилом  комплексе «Авангард».
А.З.: Такое яркое пятно, не типичный для вас дом… Почему?
С.К.: Надоело делать «бледненькие», в этом  месте хотелось найти решение, которое колористически объединило два противостоящих друг другу квартала. С одной стороны – кирпичный, с другой стороны – холодный серый район офисных зданий…
А.З.: Он необычный, разноцветный. Там панели и красные, и желтые, оранжевые, синие, зеленые…
О.В.: А каким вы видите цвет города Москвы?  В ближайшие пару десятков лет…
С.К.: Москва всегда была полихромной. Говорить об одном цвете такого большого города, наверное, неправильно. Была бы эта идея раньше, что у каждого района, например, Орехово-Борисова все голубое, а Ясенево красное… Такая идея витала в воздухе, но это схема… А город всегда многоцветен, многолик.
О.В.: Ну, хорошо. Может быть, с точки зрения идеологии каких-то решений… Стекло и бетон – это будущее Москвы? Или будет что-то более интересное? Или это, как раз, самое интересное?
С.К.:  Самое интересное – стекло. Это интересней, чем бетон. Колористически город должен быть легче…
А.З.: А заказчику, вообще, нужна качественная архитектура? Можно ли в одном проекте совместить интересы города, девелопера, архитектора?
С.К.: Однозначно, нужна, если на первый вопрос отвечать. А по части второго вопроса, вынужден не согласиться с самой постановкой вопроса, потому как это три слишком разных … Есть интересы города, есть интересы девелопера. Об этом можно рассуждать. Интересы архитектора – это совсем нечто третье. В этой триаде архитектор, как раз та сила, которая должна поженить интересы города и девелоперов. Найти компромисс. В этом суть профессии архитектора, работающего в городе. А сам архитектор может быть и девелопером (предпринимателем), и горожанином. И внутри него тоже  происходят некоторые разрывы. Иногда ему хочется заработать. Иногда заказчики вешают «морковку» перед носом архитектора, говоря о том, что, чем больше дом… Мы вам приплатим. А с другой стороны,  ему, как горожанину кажется, что здесь и пяти многовато. И вот он мучается здесь отчасти. А почему нужна заказчику качественная архитектура? Потому, что… Давайте уточним. Заказчиком может быть город. Если мы говорим о девелопере, как заказчике, суть которого создать продукт недвижимости, и продать его подороже, естественно, чем качественнее продукт, тем дороже продастся. Простая логика. Ему нужно хорошее архитектурное решение, для того, чтобы дороже продать…

О.В.: Я напомню, что у нас сегодня в гостях архитектор, который достаточно много строит в Москве – Сергей Киселев.
А.З.: Благодаря публикациям в прессе, известен ваш проект нового автовокзала. Это как раз яркий  пример, где есть интересы города, есть инвестиционная составляющая…Что это за проект? Очень ответственный участок и очень большой проект… Расскажите, пожалуйста. Сначала о том, что это и где это, а потом, как этот проект развивается.
С.К.: Автовокзал на Черкизовской? Признаюсь, что это не характерный для нас проект, мы декларируем, что мы с городом не работаем. Наш рынок – это коммерческий заказчик. Но в данном случае, исключительно по дружеской просьбе сотрудников Института генерального плана, мы втянулись в эту программу. «Ноги» росли у этой идеи от желания освободить большие территории вокруг существующего Щелковского автовокзала, накрытого, так называемой, защитной зоной. Для того, чтобы реконструировать пятиэтажки в этом районе, нужно было этот автовокзал куда-то убрать.
А.З.: Я поясню, что достаточно приличную территорию вокруг автовокзала застраивать нельзя.
С.К.: Да. Там живут люди. Теперь изменились санитарные нормы. Согласно действующим нормам, проживать в непосредственной близости от автовокзала, особенно от мест отстоя автобусов не стоит. Поэтому у города возникла идея перенести этот автовокзал. Наилучшим местом была придумана территория в районе метро Черкизовская, на проектируемом сейчас Четвертом транспортном кольце. А поскольку у нас большинство проектов городских реализуется так называемой, инвестиционной составляющей, мы предложили в дополнение к программе «Автовокзал», который достаточно сложный, двухуровневый, там очень тесно…еще некоторый объем строительства для девелопера, за счет которого можно построить автовокзал.
А.З.: А есть ли девелопер?
С.К.: Идея пока «висит в воздухе». К моему огромному сожалению, в нашем городе мне неведомы какие-то управляющие компании, которые, как например, в Лондоне, занимались бы реконструкцией крупных градостроительных узлов. Мы сейчас не имеет конкретного представителя города, который бы каким-то образом ставил бы перед нами задачу. Мы будем надеяться, что он появится.
А.З.: Сергей, скажите, а вот заявленный срок – 2008 год, он реален при отсутствии инвестора?
С.К.: Я думаю, да, если инвестор найдется, в ближайшие несколько недель… Автовокзал завязан со строительством Четвертого транспортного кольца… как-то разрулим…
О.В.: Вопрос от Юрия.
Ю.: У нас вокруг  вокзалов строятся торговые комплексы. Машину практически ставить некуда. Чем обусловлено, кроме денежной выгоды, для города строительство этих торговых комплексов, а не заботой о людях, которые приезжают кого-то встречать, просто проехать? Курский, Павелецкий, Киевский вокзалы и так далее.
С.К.: Вокзалы всегда рассматривались, как узлы притяжения больших человеческих потоков. Как известно, торговля живет именно на этих человеческих потоках. Естественно, если даже в городском планировании строительство торговых комплексов намечалось в районе вокзалов, то предполагалось, что основными покупателями будут приезжающие из пригородов на электричках. Может быть с тех времен, когда ездили за колбасой…  Сейчас ситуация несколько меняется. Несмотря на то, что все торговые комплексы, в том числе расположенные близ вокзалов, должны в совеем составе иметь большое количество парковок, рассчитанных на приезжающих и в торговый  центр, а не только на вокзалы, к сожалении, сама территория на примыкающих территориях…на Курском уж точно… это источник пробок. Есть проблема. Ее надо бы  решать путем улучшения схемы по организации движения. Как оптимист, верю в разум сотрудников ГИБДД, которые могут расставить правильные знаки, правильные светофоры… И тем улучшить пропускную способность. Проблема парковок, проблема автомобильного городского движения, по-моему, самая актуальная сейчас для развития города.
А.З.: На  самом деле пробки – это проблема большая… На площади Киевского вокзала посадили торговый комплекс «Европейский», потом вспомнили, что там крупнейший транспортный узел. Сейчас там на очень небольшой территории сосредоточено много людей и транспорта. Отсутствие комплексного подхода наблюдается…
С.К.: Я бы не сказал… В районе Киевского вокзала комплекс «Площадь Европы» курирует мой учитель Юрий Павлович Платонов.
А.З.: Но, тем не менее, вопросы транспортные не решены. Надо будет пригласить в эфир Юрия Павловича, чтобы об этом поговорить… А вы разрабатывали и разрабатываете программу комплексного подхода к реконструкции территории…В котором задействовано несколько собственников. Это реально в наших условиях? У каждого собственника ведь свой интерес – выжать максимум прибыли из своего участка… Вы занимаетесь территорий в промзоне Курская, где несколько предприятий… Сейчас это измельченные перегороженные куски… Как  вы собираетесь реанимировать эту территорию и реально ли это?
С.К.: То, что мы занялись несколькими кварталами южной части Сыромятников, не характерно для работы  частной архитектурной мастерской. Это проблематика института генерального плана. Просто несколько раз крупные  заказы, связанные с выводом промпредприятий и наш предыдуший опыт  позволил попросить нас поработать за Институт генерального плана. Там очень сложная территория… Но, к сожалению, год работы… много килограммов бумаги… приостановлено… Действительно, обилие собственников со своей позицией, отсутствие единой управляющей компании этой территории, отсутствие взаимопонимания крупнейших собственников, к сожалению, эту работу приостановило. Мы сейчас плотно занялись одним из четырех вокзалов, но и на программу развития этого квартала …Надеемся, что … образумятся в течение  ближайших лет и удастся из этого квартала сделать тот тихий жилой районе, какой мог бы там получиться, если бы они все объединились.
О.В.: Вопрос от Анзора.
А.: Районы перестраиваются, пятиэтажки сносят и строят дома типовые. Какой смысл в этом строительстве, если все дома похожи друг на друга?

С.К.: Если подумать, то можно предположить, что поскольку еще в социалистической стране была создана мощная индустрия панельного домостроения, то остановить эту раскрученную машину быстро невозможно. В некоторых странах законодательно запрещено строить одинаковые дома. Это плохо влияет на психику, на воспитание детей.
О.В.: Вопрос от Владимира.
В.: Не вынести ли железнодорожные вокзалы за территорию МКАД? Это может решить и транспортную проблему...
С.К.: Преимущество железнодорожного транспорта в том, что вы сразу оказываетесь в центре города. Но проекты есть. Во всем мире территория над железными дорогами в центральной части города используется куда более интенсивно.
О.В.: Вопрос от Андрея.
А.: А каково ваше личное отношение к "Трансваалю"? Что там, в действительности, произошло, по-вашему?
С.К.: Личное мнение - это ужасная катастрофа. Мнение о причинах - я не знаю... Наша компания была генпроектировщиком всех частей, кроме тех, что обрушились... Версия следствия носит характер предположения...
А.З.: Вы занимаетесь реконструкцией промзон... Вы автор здания на углу Садового кольца и Краснопролетарской улицы (на месте завода   ...прибор). Это здание уже закончено?
С.К.: Формально мы подписали акты. Само здание - это не мы. Мы - это вокруг завода, вокруг него.
О.В.: Вопрос от Сергея.
С.: Многие жители против точечной застройки. Но те дома, в которых они живут, вскоре будут готовы для сноса... Ваше отношение?
С.К.: Естественно, застройка территории должна быть комплексной. Должна решаться задача не постройки одного дома с целью уплотнения застройки, а улучшения среды обитания.  Такие программы разрабатываются. То, что точечное появилось, это, наверное, начало волнового переселения, реорганизации целого квартала.
О.В.: Время передачи подошло к концу. Спасибо, что вы приехали к нам. Удачи.

Комментарии
comments powered by HyperComments