RSS
29.03.2001

Молодым везде у них дорога. Средний возраст члена Союза архитекторов России - 60 лет

информация:

  • где:
    Россия

Jessica Cargil Thompson. 40 Architects Under 40. - Taschen, 2000, 560 p.

Русские архитекторы "ташеновские" книжки недолюбливают. "Попса", говорят. (При этом, правда, в обязательном порядке покупают.) Подозреваю, у этой антипатии есть особая причина. "Ташен" гениально придумывает ракурсы разговора об архитектуре, выводя ее тем самым за рамки узкопрофессиональных интересов. Помимо традиционных тем (архитектура такой-то эпохи, такого-то стиля, такого-то места), локализует точку зрения то в неком хронотопе, то в жанре, то предлагает взгляд фотографа. И с любого из этих ракурсов архитектура выглядит как-то по-новому, интересной и профану, и специалисту. Русская архитектура подобного перекрестного огня не выдерживает.

Новая книжка - совершенно такое же расстройство. Выбрано 40 архитекторов, которым нет 40 лет (реально - от 35 до 45, но это не важно). То есть это те, кто будет строить XXI век, будущие Гери и Фостеры. Идея-то, в общем, вполне советская, "творчество молодых", как же, как же. Но только у нас сегодня такая книга невозможна. Потому что если собрать по России хотя бы сотню строящих архитекторов, то среди них не окажется ни одного моложе сорока. Они, конечно, есть, но или в интерьере, или в лучшем случае строят загородные виллы. Много молодых талантов сидит за спинами мэтров в крупных и малых бюро, но дать от себя лично какой-то объект не может и утешается тем, что зрелость к архитектору (так считается) приходит в 50.

Можно, конечно, отметить, что в книге нет не только руских архитекторов, но и никого из Восточной Европы, Африки, Ближнего Востока. Но это слабое утешение, и, кстати, единственная географическая особенность книги. Строят молодые всех национальностей и повсюду: в Голландии и Новой Зеландии, в Норвегии и Чили, в Гонконге и Южной Африке (а больше всего, судя по книге - в Испании, Германии и Швейцарии). Строят все что угодно: офисы и арт-центры, школы и мосты, посольства и кладбища, бары и зоопарки, спорткомлексы и бутики, церкви и автобусные остановки (но больше всего все-таки частные особняки). Строят в чем угодно: в дереве и в стекле, в металле и в кирпиче, в камне и в пустоте. Строят как угодно: цитируя Гери или Сизу, Скарпу или Мейера, Кулхаса или Хадид, то радикально, то контекстуально, то в классической традиции, то в модернистской.

И как строят! Возводят деревянный объем, а потом засовывают его в стеклянный аквариум (финны Artto Palo Rossi Tikka). Строят дом в духе Ле Корбюзье, но облицовывают его брутальным кирпичом (бельгиец Vincent Van Duysen), рисуют силуэт в виде горной гряды, но фасады - из хромированной стали (швейцарцы Gigon/Guyer). Отделяют стены от домов (француз Marc Barani) или вообще оставляют дом без стен (японец Shigeru Ban). Погружают колоннаду в воду (исландское бюро Studio Granda) или ставят вместо колонн трехметровые буквы (голландцы Neutelings Riedijk). Обводят целый квартал единой стеной из жалюзи (австрийцы Berger + Parkkinen), а загородный дом превращают в одну большую деревянную консоль, вылетающую с обрыва к морю (чилиец Mathias Klotz). Завешивают фасад трапециями из стальной сетки (немец Gerd Jager) или берут за основу плана ленту Мебиуса (голландец Ben van Berkel). То есть помимо качества архитектуру молодых обязательно отличает и яркая образность - то, по чему так тоскует русский обыватель.

Сделать общий вывод сложно, и, видимо, это и есть вывод. Никакого любимого стиля у молодых нет, и в ближайшем будущем мир ожидает полный плюрализм. Собственно, именно это ощущение абсолютной свободы архитектора и сподвигает "Ташен" сочинять подобные темы: если нет такого места, где бы таилось самое интересное или такого стиля, то остается взять простейший срез - возраст - и получить тем не менее отличный результат. А сделана книга в уже ставшей привычной манере: приятный такой кирпич (кажущийся немного пластиковым), минимум текста (но зато на трех языках), великолепные фото (а также планы), по каждому персонажу - краткие биографические справки (плюс адрес фирмы, телефон и мэйл), индексы по именам и по весям. Справедливости ради отметим, что книга под точно таким же названием выходила пять лет назад в американском издательстве Vitae, но из ее героев никто почему-то не стал звездой такого уровня, как присутствующие в "ташеновской" книге Бен ван Беркел или MVRDV, Унгерс или Бан, Шнайдер/Шумахер или Нейтелингс/Ридэйк.
Комментарии
comments powered by HyperComments