14.02.2003
Николай Малинин //
Новая модель, 14.02.2003
Батончики без шоколада
Знакомый архитектор решил купить квартиру на Соколе. "В Скокане?" - спрашиваю. "Ты что! В "Триумф-Паласе!"
В чем парадокс? Александр Скокан, 10 лет прочно держащий звание лучшего архитектора Москвы, построил на Соколе мощный жилой комплекс. Четыре краснокирпичные башни, опоясанные лоджиями, на каждой - шапка пентхауса. Перед башнями - магазин "Метромаркет", деликатно огибающий наземный павильон станции "Сокол".
По этой вежливости сразу узнается "Остоженка". Именно аккуратными домиками в историческом центре (никогда не выше соседей и не "болтливей" в смысле архитектуры) бюро и прославилось. Здесь эта деликатность кажется избыточной (павильончик не то чтоб шедевр), но сравните со стеклянным уродцем, выросшим за станцией метро "Университет". Более того, простое уважение к данности оказалось сюжетообразующим моментом. Пустив дугу магазина в обход павильона, левую башню архитекторы сдвинули вглубь, и получили вторую дугу, но уже в обратном направлении.
Партия, в которой иной взгромоздил бы банальный небоскреб, разыгрывается с блеском: к проспекту в шахматном порядке шагают все четыре башни, а задние еще и на 10 этажей выше. Как объемно-пространственная композиция это вполне архитектон Малевича. А углы балконов торчат как у Фомина в доме "Динамо". Пентхаусы - потомки стеклянных нахлобучек, которые так любили Веснины. А остекленные лоджии - внучки ленточных окон конструктивизма.
Они же, правда, делают дома похожими на офисы, но эта претензия всегда мне казалась надуманной. Пианино тоже на гроб похоже, ну и что? Зато есть смелый эксперимент, в котором кроме кирпича и стекла, больше ничто не участвует: ни штукатурка, ни эркера, ни какие другие художества. Кроме того, этот ход страхует фасады от разнобоя самочинного остекления, да и в процессе строительства лоджии оказались необычайно удобны как леса, с которых велась облицовка. А такое упрощение процесса всегда служит гарантией лучшего качества.
Правда, нужного качества все равно нет: и кирпич лежит не идеально, и стекло не высшей пробы (не считая пентхаусов), и начинка бедновата. Так что это действительно вполне себе конструктивизм: и по эффектности композиции, и по скудости материалов. Набросок мастера, который не доведен до блеска подмастерьями. Поэтому мой приятель и выбрал "Триумф-Палас" - убогий по виду, но удобный по жизни.
Это и есть парадокс. В Москве строится множество элитных домов, на архитектуру которых больно смотреть. Зато инфраструктурой и качеством строительства они удовлетворяют самые высокие запросы. А хорошие проекты гибнут в корявых руках строителя. Архитектора же к авторскому надзору (а порой и к рабочему проектированию) заказчик предпочитает не допускать: он свое дело сделал, а дальше будет только занудствовать, вводя в лишние расходы. На всевозможных градсоветах спорят только о том, вписывается или не вписывается, экспертизу беспокоит в основном соответствие пожарным нормам. А то, из чего сделано, собственно материальное качество (и сколько разворовали во время стройки) - этого не проверишь. Покупатель же, в свою очередь, покупает только место и красивую обертку ("Соколиное гнездо", "Поселок художников"), но кривые там полы или ровные, промерзают окна или нет, - узнает, когда будет поздно.
ВОПРОС К АВТОРУ:
- Бюро "Остоженка" составило себе блестящую репутацию строительством маленьких и стильных зданий в центре. Зачем же вам впрягаться в строительство больших жилых домов, где добиться нужного качества заведомо невозможно?
ОТВЕЧАЕТ АЛЕКСАНДР СКОКАН, ДИРЕКТОР АБ "ОСТОЖЕНКА":
- Поставщиком тем сегодня является инвестор. Он говорит: есть такой-то участок, нужно то-то и то-то. Ты можешь сказать "нет", мы, мол, специализируемся на Остоженке. Но найдутся другие архитекторы, которые это сделают, испортят песню... В нынешних реалиях любая дыра провоцирует встройку. Этой активности мы нашли простую метафору: вода. Если где-то есть слабина - вода обязательно просочится. Ей нельзя сказать: сюда не ходи. Ей только можно сделать более удобное русло. Точно так же надо работать и с активностью застройщиков. Запреты тут невозможны, но можно сделать что-то интересное, новое для нас.
Жилой комплекс "Соколиное гнездо"
Ленинградский проспект, 76.
Архитекторы: Александр Скокан, Валерий Каняшин (бюро "Остоженка").
Заказчик: "Капитал Груп"
Комментарии
comments powered by HyperComments
По этой вежливости сразу узнается "Остоженка". Именно аккуратными домиками в историческом центре (никогда не выше соседей и не "болтливей" в смысле архитектуры) бюро и прославилось. Здесь эта деликатность кажется избыточной (павильончик не то чтоб шедевр), но сравните со стеклянным уродцем, выросшим за станцией метро "Университет". Более того, простое уважение к данности оказалось сюжетообразующим моментом. Пустив дугу магазина в обход павильона, левую башню архитекторы сдвинули вглубь, и получили вторую дугу, но уже в обратном направлении.
Партия, в которой иной взгромоздил бы банальный небоскреб, разыгрывается с блеском: к проспекту в шахматном порядке шагают все четыре башни, а задние еще и на 10 этажей выше. Как объемно-пространственная композиция это вполне архитектон Малевича. А углы балконов торчат как у Фомина в доме "Динамо". Пентхаусы - потомки стеклянных нахлобучек, которые так любили Веснины. А остекленные лоджии - внучки ленточных окон конструктивизма.
Они же, правда, делают дома похожими на офисы, но эта претензия всегда мне казалась надуманной. Пианино тоже на гроб похоже, ну и что? Зато есть смелый эксперимент, в котором кроме кирпича и стекла, больше ничто не участвует: ни штукатурка, ни эркера, ни какие другие художества. Кроме того, этот ход страхует фасады от разнобоя самочинного остекления, да и в процессе строительства лоджии оказались необычайно удобны как леса, с которых велась облицовка. А такое упрощение процесса всегда служит гарантией лучшего качества.
Правда, нужного качества все равно нет: и кирпич лежит не идеально, и стекло не высшей пробы (не считая пентхаусов), и начинка бедновата. Так что это действительно вполне себе конструктивизм: и по эффектности композиции, и по скудости материалов. Набросок мастера, который не доведен до блеска подмастерьями. Поэтому мой приятель и выбрал "Триумф-Палас" - убогий по виду, но удобный по жизни.
Это и есть парадокс. В Москве строится множество элитных домов, на архитектуру которых больно смотреть. Зато инфраструктурой и качеством строительства они удовлетворяют самые высокие запросы. А хорошие проекты гибнут в корявых руках строителя. Архитектора же к авторскому надзору (а порой и к рабочему проектированию) заказчик предпочитает не допускать: он свое дело сделал, а дальше будет только занудствовать, вводя в лишние расходы. На всевозможных градсоветах спорят только о том, вписывается или не вписывается, экспертизу беспокоит в основном соответствие пожарным нормам. А то, из чего сделано, собственно материальное качество (и сколько разворовали во время стройки) - этого не проверишь. Покупатель же, в свою очередь, покупает только место и красивую обертку ("Соколиное гнездо", "Поселок художников"), но кривые там полы или ровные, промерзают окна или нет, - узнает, когда будет поздно.
ВОПРОС К АВТОРУ:
- Бюро "Остоженка" составило себе блестящую репутацию строительством маленьких и стильных зданий в центре. Зачем же вам впрягаться в строительство больших жилых домов, где добиться нужного качества заведомо невозможно?
ОТВЕЧАЕТ АЛЕКСАНДР СКОКАН, ДИРЕКТОР АБ "ОСТОЖЕНКА":
- Поставщиком тем сегодня является инвестор. Он говорит: есть такой-то участок, нужно то-то и то-то. Ты можешь сказать "нет", мы, мол, специализируемся на Остоженке. Но найдутся другие архитекторы, которые это сделают, испортят песню... В нынешних реалиях любая дыра провоцирует встройку. Этой активности мы нашли простую метафору: вода. Если где-то есть слабина - вода обязательно просочится. Ей нельзя сказать: сюда не ходи. Ей только можно сделать более удобное русло. Точно так же надо работать и с активностью застройщиков. Запреты тут невозможны, но можно сделать что-то интересное, новое для нас.
Жилой комплекс "Соколиное гнездо"
Ленинградский проспект, 76.
Архитекторы: Александр Скокан, Валерий Каняшин (бюро "Остоженка").
Заказчик: "Капитал Груп"