21.03.2003
Николай Малинин //
, 21.03.2003
Мисс телебашня
- Реставрация
Телебашня как жанр архитектуры - вещь вроде бы малоинтересная. Один конец, пара колец, посередине - гвоздик. Что тут еще можно придумать, когда вся задача сводится к тому, чтобы вытянуться как можно выше и стоять как можно дольше?
(Главная шутка про пожар на Останкинской башне: "Причина возгорания - столкновение с иностранной башней, предположительно американского производства").
Однако, когда два года назад московских архитекторов попросили назвать десять лучших русских зданий ХХ века, творение Николая Никитина с большим отрывом заняло первое место.
Возможно, конечно, дело в профессиональных комплексах. Мы, мол, зодчие, в ХХ веке подкачали и ничем особым мир не одарили - за исключением конструктивизма. Так что, держите, коллеги-инженеры, пальму первенства. Тем более, что Останкинская башня есть в каком-то смысле воплощение космических мечтаний конструктивистов и вообще всего русского авангарда.
Но именно эта воплощенность и смущала искусствоведов, которые долго пытались решить вопрос: почему татлинская Башня третьего Интернационала стала фактом искусства, а шуховская - ровесница, и к тому же осуществленная - не стала? Но всякая мечта по определению круче существующего, сон слаще яви, а проект всегда эффектнее реализации. Но разве конструктивная идея, воплощенная в элегантных формах, не есть сама по себе шедевр?
Мне кажется, что именно положение башен (как Шуховской, так и Останкинской) вне всяких архитектурных идеологем и делает их предметом искусства. Чистота замысла и логика конструкции, опирающиеся на природные законы. Шуховская собрана по стержневому принципу: напряжение воспринимают металлические стержни, освобождают пространство от массы материала и заставляют отверстия работать на конструкцию. Останкинская - стеблевой принцип: преднапряженные стебли внутри ствола, как в любом растении.
Смущает, пожалуй, лишь общий контекст: Россия вечно гордится какими-то детскими победами. Самая большая территория, самые холодные морозы, самая крепкая водка... То есть, берем не скоростью, а массой, не красотою, а высотою. И башня наша 8 лет была самым высоким сооружением в мире (540 метров) - пока в 1975 году в Торонто не построили Canadian National Tower - на 13 метров выше.
Впрочем, это вообще единственный критерий, по которому сравнивают башни. На третьем месте идет "Жемчужина Востока" - шанхайская телебашня (1994 год, 468 м), дальше - башня в Куале-Лумпур (1996, 421) и т.д. Критерий, честно сказать, туповатый (а вот еще интересно, кто громче пукнет), годный только для "Книги рекордов Гиннеса", поэтому попробуем пойти другим путем.
Правда, если пройтись по красоте, сразу впадаешь в квасной патриотизм. Потому что Останкинская башня все равно кажется самой изящной по пропорциям. Внимательно перебрав всех претендеток на титул "мисс телебашня", понимаешь, что не такое уж это простое дело: нанизать на иголку стог сена. В нашей же совершенно отчетливо читается спираль, которая вьется вдоль иглы, то разворачиваясь кольцами, то снова свиваясь и прячась, чтобы разогнавшись, раствориться в облаках.
А вот Кельнская, например, смахивает на детскую пирамидку, на которую принялись нанизывать кольца, но первое же застряло и - бросили. Таллиннская (1979 год, 314 метров) выглядит как дерево с полипом. Телебашня "Кок-Тюбе" в Алма-Аты (372 м) - просто длинный болт, на который накрутили гаек. Зато она может выдержать землетрясение в 10 баллов ("Башня легла на грунт" - еще одна печальная шутка от 27 августа 2000 года). Последнее же место я бы отдал Пражской телебашне: ну совсем уж уродинка. Недаром сами пражане ее сильно не любили - пока скульптор Давид Черный не приладил к ней фигурки карабкающихся младенцев. Думали, что это будет временная художественная акция, но когда их сняли, пражане возмутились и малышей вернули.
Пытался уйти от образа колечек на палочке мэтр хай-тека Норман Фостер. Построив к барселонской Олимпиаде телебашню Кольсерола (205 м), ее "мозги" он сделал треугольными в плане. В ракурсе это читается, но издалека (а будучи самоотверженным туристом даже я не удосужился за неделю добраться до кольсеролских холмов) от триангулярности толку мало. Есть еще, правда, эффектные ванты, создающие впечатление, что башня прямо-таки рвется из земли... Сам Фостер, естественно, считает свою башню "чистой скульптурой" (это они все так говорят), а чтоб не сомневались, добавляет и поэзии: "это крохотная иголочка на чувствительной линии горизонта". Просто какая-то "слезинка дождя на бархате заката".
Чем меньше город, тем меньше "слезинка". В Ухте, например, всего 130 метров, но башня изящна. Вполне скульптурна и канадская башня, парадоксальным образом она напоминает монумент "Покорителям космоса", что рядом с Останкинской: она также плавно сужается и взмывает в небо. Еще она похожа на фонтан, бьющий непосредственно из озера Онтарио. Там же, где струям полагается описать дугу, чтобы рассыпаться брызгами, - круглая капсула Skypod, где есть не только ресторан, но и ночной клуб.
Торонтцы, кстати, долго консультировались с психологами: как сделать так, чтобы собранных в лифте людей вдруг не охватила паника. В результате сделали одну стенку лифта прозрачной, а сами лифты вынесли наружу. Это выгодно отличает торонтскую башню от нашей: экскурсанты могут любоваться пейзажем все 58 секунд подъема. А посетителей токийской башни (333 метра) лифтерша встречает и провожает поклоном. Тех же, кто хотел подняться на Останкинскую, заставляли заполнять заявку с полными паспортными данными....
В Магадане башня стоит в самом центре, а похожа на лагерную вышку (не самый удачный - учитывая семантику северных краев - образ). Есть, правда, и достойные башни-метафоры. В Берлинскую, на Александер-платц, воткнут глобус: чем не образ телевидения, пронизывающего мир? Можно сказать и по-другому: медиа - это то, чем наш шарик и держится, на чем все и крутится.
Учитывая наличие многочисленных родственников (маяк, колокольня, кампанилла, минарет), многие архитекторы честно закладывают соответствующие ассоциации. Миланская башня сделана с намеком на пагоду в лондонских Кью-Гарденс - но похожа при этом на тайное оружие землян, которое каким-то неведомым магнитом приятягивает летающие тарелки, а затем дырявит их, как энтомолог бабочку, и - в эфир.
Шухов писал: "Та конструкция красива, в которой видно, как по ней целесообразно и просто течет сила". По сути же, у архитектора есть три модели, как сделать телебашню красивой. Можно просто радоваться чистоте конструкции: такова киевская башня (380 метров) - эдакая ажурная ракета, стартующая с горы. Можно сделать ее скульптурой: такова телебашня в норвежском Тронхейме - ваза в 124 метра. Можно, наконец, нашить на иглу декоративных элементов. На Сиднейскую, например, навинчены золотые диски, в которых, естественно, ресторан, причем - открытый, с видом на океан. (А можно и просто раскрасить: йошкар-олинскую башню расцветили голубеньким с розовым, потратив, как хвастают местные газеты, две тонны эмали, 300 кг грунтовки и 300 кг растворителя).
Ресторанчики же есть в каждой уважающей себя башне: грех не воспользоваться возможностью вознести один из самых безобидных грехов на седьмое небо (одна из шуток дней пожара: "Продаются горящие путевки в ресторан "Седьмое небо"). А безумный британский изобретатель Артур Педрик пошел еще дальше и сочинил в 60-е годы проект пивонапорной телебашни. Пиво понадобилось, чтобы жители не возражали против строительства новой доминанты, к которой, помимо телефункции, прилагалась бы еще и стоянка для дирижаблей. Педрик полагал, что цепеллины станут в будущем аналогом роскошных лимузинов и миллионеры только там и будут обитать...
Использовать телебашни не по назначению можно по-разному. С них прыгают парашютисты: четверо покорителей Останкинской стартовали прошлым летом с отметки 365 метров и провели в свободном парении 5 секунд (до земли, кстати, оставалось лететь 2 секунды). Рижская башня стала объектом художественного перформанса: ее укутали в 368-метровый шарф, который выткала художница Бирута Янавичюне. Популярна идея превращать под Новый год башни в "телеелки": на вильнюскую, например, нацепили аж 25 тысяч лампочек.
Она, впрочем, стала в свое время символом свободы, которую стремительно обретали балтийские республики. А сегодня вокруг башен бушуют куда более мелкие политические страсти. Недостроенная 10 лет назад телебашня Екатеринбурга стала символом предвыборной кампании губернатора Росселя: конкуренты уверяют, что собранные на доделку башни деньги пойдут лишь на оплату пропагандистской кампании, а нового качества эфира город так и не получит.
А вот шанхайская башня ("Жемчужина Вотока") стала символом экономического процветания Китая и главной доминантой будущего Сити. Пудун, бывшее село, снабжавшее мегаполис овощами, грозит стать "китайским Гонконгом": здесь будет свой порт, громадные бизнес-центры, ТЭЦ, аэропорт. Но первым делом построили именно телебашню, претендующую на то, чтоб держать вокруг себя пространство - и не высотою, а космическими формами. Идея вообще очень правильная, и для нас полезная: прежде чем начинать строить Сити, надо возвести центр коммуникации с миром.
Правда, некоторая упитанность шанхайской башни превращает ее, скорее, в похудевший небоскреб. Тем самым снова обостряется вопрос о семантике башни. В городе Березники местную телебарышню нарядили в белоснежный подвенечный наряд. Чем в очередной раз утвердили общество во мнении, что башня все-таки символизирует женское начало, а не является фаллическим символом. Хотя вот, как пишет Линор Горалик, анализируя рост импотенции в России за 2001 год, на бессознательном уровне россияне воспринимали телебашню все-таки как фаллический символ государства, и "ее падение нанесло мужчинам сексуально-психологическую травму, сходную с результатом неожиданного исчезновения эрекции в ответственный момент"...
Кстати, ровно через год после Останкинской погорела ее мадридская сестрица: замыкание короткое, а башня длинная. А еще через месяц обрушилась 600-метровая телебашня в Небраске: погибли, как и в Москве, двое, а от длиннющей конструкции остался 15-метровый фрагмент...
Башням вообще не везет. Почему - понятно всем. И атеистам, которые с детства знают, что молния бьет в отдельно стоящий высокий предмет, и верующим, которые понимают, что нечего в чужое небо со своей гордыней лезть.
История их злоключений хорошо известна. Началась все с Вавилонской, были большие неприятности у Эйфелевой и Сухаревой, качался взорванный Наполеоном Иван Великий (правда, не упал), падала и падает по сей день Пизанская башня (на ней, кстати, в 1969 году тоже случился мощный пожар - и тоже из-за неисправностей электропроводки). Любопытно, что падающих колоколен в мире вообще очень много: в Аксарае и Сен-Морице, в Джидде и Модене, в Готланде и Франкенштейне - что хорошо символизирует общее положение дел: вера есть, но непрочная.
Впрочем, религиозной тематикой дело не ограничивается. Когда молния ударила в шпиль Меншиковой башни, что на Чистых прудах, у современников не было сомнений в том, что это наказание Александру Данилычу за то, что решил вознестись главою непокорной выше Ивана Великого. Равно широк и спектр толкований. Когда в 1902 году рухнула венецианская кампанила, один православный зоил заявил, что это "Господь с небесе возгреме", на что Розанов справедливо удивился: а что же это она тыщу лет-то стояла?
Мандельштам написал как-то парадоксальные строки: "Хорошая стрела готической колокольни - злая, потому что весь ее смысл уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто". Но если для колокольни богоборческий смысл все же как-то странен, то для Останкинской башни - и по форме своего цоколя похожей на ракету, и по содержанию (освоение заоблачных пространств) - очевиден. Гагарин в небо летал - Бога не видел, Никитин башню построил - и опять-таки распространению волн никто не мешает.
Характерно, кстати, то, что, как в случае с Вавилонской башей, так и с Останкинской имел место вопрос коммуникации. Разозлившись на энтузиазм строителей первой, Бог смешал им языки - вторая же была построена именно в качестве инструмента общения, сообщения. И вот и ее настигла кара, круг замкнулся. Слушайте ваши "Валенки".
P.S. Останкинскую башню в процессе реконструкции планируют удлинить до 562 метров. Таким образом она вернет себе звание самой длинной иголки мира.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Однако, когда два года назад московских архитекторов попросили назвать десять лучших русских зданий ХХ века, творение Николая Никитина с большим отрывом заняло первое место.
Возможно, конечно, дело в профессиональных комплексах. Мы, мол, зодчие, в ХХ веке подкачали и ничем особым мир не одарили - за исключением конструктивизма. Так что, держите, коллеги-инженеры, пальму первенства. Тем более, что Останкинская башня есть в каком-то смысле воплощение космических мечтаний конструктивистов и вообще всего русского авангарда.
Но именно эта воплощенность и смущала искусствоведов, которые долго пытались решить вопрос: почему татлинская Башня третьего Интернационала стала фактом искусства, а шуховская - ровесница, и к тому же осуществленная - не стала? Но всякая мечта по определению круче существующего, сон слаще яви, а проект всегда эффектнее реализации. Но разве конструктивная идея, воплощенная в элегантных формах, не есть сама по себе шедевр?
Мне кажется, что именно положение башен (как Шуховской, так и Останкинской) вне всяких архитектурных идеологем и делает их предметом искусства. Чистота замысла и логика конструкции, опирающиеся на природные законы. Шуховская собрана по стержневому принципу: напряжение воспринимают металлические стержни, освобождают пространство от массы материала и заставляют отверстия работать на конструкцию. Останкинская - стеблевой принцип: преднапряженные стебли внутри ствола, как в любом растении.
Смущает, пожалуй, лишь общий контекст: Россия вечно гордится какими-то детскими победами. Самая большая территория, самые холодные морозы, самая крепкая водка... То есть, берем не скоростью, а массой, не красотою, а высотою. И башня наша 8 лет была самым высоким сооружением в мире (540 метров) - пока в 1975 году в Торонто не построили Canadian National Tower - на 13 метров выше.
Впрочем, это вообще единственный критерий, по которому сравнивают башни. На третьем месте идет "Жемчужина Востока" - шанхайская телебашня (1994 год, 468 м), дальше - башня в Куале-Лумпур (1996, 421) и т.д. Критерий, честно сказать, туповатый (а вот еще интересно, кто громче пукнет), годный только для "Книги рекордов Гиннеса", поэтому попробуем пойти другим путем.
Правда, если пройтись по красоте, сразу впадаешь в квасной патриотизм. Потому что Останкинская башня все равно кажется самой изящной по пропорциям. Внимательно перебрав всех претендеток на титул "мисс телебашня", понимаешь, что не такое уж это простое дело: нанизать на иголку стог сена. В нашей же совершенно отчетливо читается спираль, которая вьется вдоль иглы, то разворачиваясь кольцами, то снова свиваясь и прячась, чтобы разогнавшись, раствориться в облаках.
А вот Кельнская, например, смахивает на детскую пирамидку, на которую принялись нанизывать кольца, но первое же застряло и - бросили. Таллиннская (1979 год, 314 метров) выглядит как дерево с полипом. Телебашня "Кок-Тюбе" в Алма-Аты (372 м) - просто длинный болт, на который накрутили гаек. Зато она может выдержать землетрясение в 10 баллов ("Башня легла на грунт" - еще одна печальная шутка от 27 августа 2000 года). Последнее же место я бы отдал Пражской телебашне: ну совсем уж уродинка. Недаром сами пражане ее сильно не любили - пока скульптор Давид Черный не приладил к ней фигурки карабкающихся младенцев. Думали, что это будет временная художественная акция, но когда их сняли, пражане возмутились и малышей вернули.
Пытался уйти от образа колечек на палочке мэтр хай-тека Норман Фостер. Построив к барселонской Олимпиаде телебашню Кольсерола (205 м), ее "мозги" он сделал треугольными в плане. В ракурсе это читается, но издалека (а будучи самоотверженным туристом даже я не удосужился за неделю добраться до кольсеролских холмов) от триангулярности толку мало. Есть еще, правда, эффектные ванты, создающие впечатление, что башня прямо-таки рвется из земли... Сам Фостер, естественно, считает свою башню "чистой скульптурой" (это они все так говорят), а чтоб не сомневались, добавляет и поэзии: "это крохотная иголочка на чувствительной линии горизонта". Просто какая-то "слезинка дождя на бархате заката".
Чем меньше город, тем меньше "слезинка". В Ухте, например, всего 130 метров, но башня изящна. Вполне скульптурна и канадская башня, парадоксальным образом она напоминает монумент "Покорителям космоса", что рядом с Останкинской: она также плавно сужается и взмывает в небо. Еще она похожа на фонтан, бьющий непосредственно из озера Онтарио. Там же, где струям полагается описать дугу, чтобы рассыпаться брызгами, - круглая капсула Skypod, где есть не только ресторан, но и ночной клуб.
Торонтцы, кстати, долго консультировались с психологами: как сделать так, чтобы собранных в лифте людей вдруг не охватила паника. В результате сделали одну стенку лифта прозрачной, а сами лифты вынесли наружу. Это выгодно отличает торонтскую башню от нашей: экскурсанты могут любоваться пейзажем все 58 секунд подъема. А посетителей токийской башни (333 метра) лифтерша встречает и провожает поклоном. Тех же, кто хотел подняться на Останкинскую, заставляли заполнять заявку с полными паспортными данными....
В Магадане башня стоит в самом центре, а похожа на лагерную вышку (не самый удачный - учитывая семантику северных краев - образ). Есть, правда, и достойные башни-метафоры. В Берлинскую, на Александер-платц, воткнут глобус: чем не образ телевидения, пронизывающего мир? Можно сказать и по-другому: медиа - это то, чем наш шарик и держится, на чем все и крутится.
Учитывая наличие многочисленных родственников (маяк, колокольня, кампанилла, минарет), многие архитекторы честно закладывают соответствующие ассоциации. Миланская башня сделана с намеком на пагоду в лондонских Кью-Гарденс - но похожа при этом на тайное оружие землян, которое каким-то неведомым магнитом приятягивает летающие тарелки, а затем дырявит их, как энтомолог бабочку, и - в эфир.
Шухов писал: "Та конструкция красива, в которой видно, как по ней целесообразно и просто течет сила". По сути же, у архитектора есть три модели, как сделать телебашню красивой. Можно просто радоваться чистоте конструкции: такова киевская башня (380 метров) - эдакая ажурная ракета, стартующая с горы. Можно сделать ее скульптурой: такова телебашня в норвежском Тронхейме - ваза в 124 метра. Можно, наконец, нашить на иглу декоративных элементов. На Сиднейскую, например, навинчены золотые диски, в которых, естественно, ресторан, причем - открытый, с видом на океан. (А можно и просто раскрасить: йошкар-олинскую башню расцветили голубеньким с розовым, потратив, как хвастают местные газеты, две тонны эмали, 300 кг грунтовки и 300 кг растворителя).
Ресторанчики же есть в каждой уважающей себя башне: грех не воспользоваться возможностью вознести один из самых безобидных грехов на седьмое небо (одна из шуток дней пожара: "Продаются горящие путевки в ресторан "Седьмое небо"). А безумный британский изобретатель Артур Педрик пошел еще дальше и сочинил в 60-е годы проект пивонапорной телебашни. Пиво понадобилось, чтобы жители не возражали против строительства новой доминанты, к которой, помимо телефункции, прилагалась бы еще и стоянка для дирижаблей. Педрик полагал, что цепеллины станут в будущем аналогом роскошных лимузинов и миллионеры только там и будут обитать...
Использовать телебашни не по назначению можно по-разному. С них прыгают парашютисты: четверо покорителей Останкинской стартовали прошлым летом с отметки 365 метров и провели в свободном парении 5 секунд (до земли, кстати, оставалось лететь 2 секунды). Рижская башня стала объектом художественного перформанса: ее укутали в 368-метровый шарф, который выткала художница Бирута Янавичюне. Популярна идея превращать под Новый год башни в "телеелки": на вильнюскую, например, нацепили аж 25 тысяч лампочек.
Она, впрочем, стала в свое время символом свободы, которую стремительно обретали балтийские республики. А сегодня вокруг башен бушуют куда более мелкие политические страсти. Недостроенная 10 лет назад телебашня Екатеринбурга стала символом предвыборной кампании губернатора Росселя: конкуренты уверяют, что собранные на доделку башни деньги пойдут лишь на оплату пропагандистской кампании, а нового качества эфира город так и не получит.
А вот шанхайская башня ("Жемчужина Вотока") стала символом экономического процветания Китая и главной доминантой будущего Сити. Пудун, бывшее село, снабжавшее мегаполис овощами, грозит стать "китайским Гонконгом": здесь будет свой порт, громадные бизнес-центры, ТЭЦ, аэропорт. Но первым делом построили именно телебашню, претендующую на то, чтоб держать вокруг себя пространство - и не высотою, а космическими формами. Идея вообще очень правильная, и для нас полезная: прежде чем начинать строить Сити, надо возвести центр коммуникации с миром.
Правда, некоторая упитанность шанхайской башни превращает ее, скорее, в похудевший небоскреб. Тем самым снова обостряется вопрос о семантике башни. В городе Березники местную телебарышню нарядили в белоснежный подвенечный наряд. Чем в очередной раз утвердили общество во мнении, что башня все-таки символизирует женское начало, а не является фаллическим символом. Хотя вот, как пишет Линор Горалик, анализируя рост импотенции в России за 2001 год, на бессознательном уровне россияне воспринимали телебашню все-таки как фаллический символ государства, и "ее падение нанесло мужчинам сексуально-психологическую травму, сходную с результатом неожиданного исчезновения эрекции в ответственный момент"...
Кстати, ровно через год после Останкинской погорела ее мадридская сестрица: замыкание короткое, а башня длинная. А еще через месяц обрушилась 600-метровая телебашня в Небраске: погибли, как и в Москве, двое, а от длиннющей конструкции остался 15-метровый фрагмент...
Башням вообще не везет. Почему - понятно всем. И атеистам, которые с детства знают, что молния бьет в отдельно стоящий высокий предмет, и верующим, которые понимают, что нечего в чужое небо со своей гордыней лезть.
История их злоключений хорошо известна. Началась все с Вавилонской, были большие неприятности у Эйфелевой и Сухаревой, качался взорванный Наполеоном Иван Великий (правда, не упал), падала и падает по сей день Пизанская башня (на ней, кстати, в 1969 году тоже случился мощный пожар - и тоже из-за неисправностей электропроводки). Любопытно, что падающих колоколен в мире вообще очень много: в Аксарае и Сен-Морице, в Джидде и Модене, в Готланде и Франкенштейне - что хорошо символизирует общее положение дел: вера есть, но непрочная.
Впрочем, религиозной тематикой дело не ограничивается. Когда молния ударила в шпиль Меншиковой башни, что на Чистых прудах, у современников не было сомнений в том, что это наказание Александру Данилычу за то, что решил вознестись главою непокорной выше Ивана Великого. Равно широк и спектр толкований. Когда в 1902 году рухнула венецианская кампанила, один православный зоил заявил, что это "Господь с небесе возгреме", на что Розанов справедливо удивился: а что же это она тыщу лет-то стояла?
Мандельштам написал как-то парадоксальные строки: "Хорошая стрела готической колокольни - злая, потому что весь ее смысл уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто". Но если для колокольни богоборческий смысл все же как-то странен, то для Останкинской башни - и по форме своего цоколя похожей на ракету, и по содержанию (освоение заоблачных пространств) - очевиден. Гагарин в небо летал - Бога не видел, Никитин башню построил - и опять-таки распространению волн никто не мешает.
Характерно, кстати, то, что, как в случае с Вавилонской башей, так и с Останкинской имел место вопрос коммуникации. Разозлившись на энтузиазм строителей первой, Бог смешал им языки - вторая же была построена именно в качестве инструмента общения, сообщения. И вот и ее настигла кара, круг замкнулся. Слушайте ваши "Валенки".
P.S. Останкинскую башню в процессе реконструкции планируют удлинить до 562 метров. Таким образом она вернет себе звание самой длинной иголки мира.