RSS
04.03.2004

Железный персик. Андрей Боков, Татьяна Жезмер, Михаил Силантьев. Торгово-развлекательный центр «Калужский»

информация:

  • что:
    Торговый центр «Калужский»
  • где:
    Россия. Москва
  • архитектор:
    Андрей Боков
  • мастерская:
    Моспроект-4

Таких красок в Москве еще не было. То есть, конечно, и красный есть, и желтый, и зеленый в цветовой гамме города, но в дрянную погоду Москва мучительно сереет. А орущая реклама эту серость только подчеркивает.

Этот же дом даже в самый хмурый денек выглядит как диснеевский мультик, по недогляду цензоров вывалившийся в черно-белое советское ТВ.

Место - перекресток Профсоюзной и улицы Обручева - действительно, преунылое. Пустырь, забывший стать площадью. Здания, в которых нет ничего, кроме стен и окон. Дом культуры с названием какой-то стенгазеты... Так что выдавить сюда десяток тюбиков стоило. Ну, а то, что краски бескомпромиссно яркие, без полутонов и оттенков, так на то он и торгово-развлекательный центр. Какая реклама может быть лучше?
И вообще: почему русская архитектура - построив, между прочим, буйных красок храм Василия Блаженного! - так брезговала цветом? Откуда такое смирение перед лицом дурного климата? Откуда такой страх перед косметикой? Гордость, не позволяющая одной музе побираться у другой? Непонятно. При том, что ведь была у нас архитектура белая - псковско-новгородская. Была желтая - классическая. Была красная: «русский стиль». А вот цветной никогда не было. Теперь - есть!
Конечно, жизнь становится ярче и цвет давно уже проникать в город. Андрей Чернихов раскрасил школу для аутистов, Александр Асадов - ломбард на Спасской, Сергей Киселев - станцию техобслуживания, Светлана Головина - подмосковное стрельбище. Но чувствуете, вещи-то все какие-то малость маргинальные? Не говоря уж о том, что везде краска, которая, увы, всегда облезает. Тут же - альполик, а значит, лет 20 продержится.

Выбор же веселых фруктово-овощных цветов имеет свою историю. Началось с того, что в Москву приехали фермеры из Аризоны и предложили помочь Калужской области продавать в Москве свою сельхозпродукцию. И объект этот изначально проектировался как колхозный рынок, и был круглым как персик в разрезе. Потом стало ясно, что «функция не тянет», и вместо рынка образовался молл с нагрузкой в виде 9-зального мультиплекса от Никиты Михалкова и офисами на 500 рабочих мест. Персик вытянулся баклажаном, перепрыгнул через речку, и обзавелся парковкой на 600 машин.

Жизнь всегда правит свободное творчество архитектора. Это понятно и даже по-своему интересно: архитектура - зеркало экономики. Тем более, архитектура торговли. Но если фасадная часть в процессе этих пертурбаций не пострадала (даже появившиеся в последний момент окошечки легли на фасад вполне модненько), то интерьер сдулся основательно. Замышлялся он как «дом-город». Где есть главная улица с верхним светом, причем сквозная - ведущая от метро к конечной остановке автобусов (фактически - автовокзалу), есть площадь со скульптурой - винтовой лестницей, есть открытые к площади кафе и т.д. Эдакий ГУМ в хай-тековской аранжировке. С такой приятной инновацией в тему пассажа, как второй световой коридор, перпендикулярно пересекающий первый и выводящий точно к ДК «Меридиан».

Но в погоне за рублем магазины стали выползать на красную линию «улицы» и ГУМа не получилось. Витрины спрессовали пространство, главная улица захламилась, от шести световых колодцев осталось два, а винтовая лестница совершенно потерялась и обессмыслилась на фоне эскалаторов и травалаторов. То есть, город все, что надо получил - и объект яркий, и пространство вокруг него подсобралось, и массу функциональных задач решили - а внутри тоска. Обычно же, кстати, бывает наоборот: внутри - шик, а город побоку. Но все равно несоответствие оболочки и внутренностей - с точки зрения архитектуры - обидное. А по жизни - все честно. Вот так ведешься на рекламу, западаешь на эффектную упаковку. А там - все та же лапша.
Комментарии
comments powered by HyperComments