RSS
15.06.2004

Усадьба как мобила. Алексей Иванов. Административное здание МТС

  • Урбанистика / Градостроительство

информация:

В Москве очень сложно построить дом так, чтобы он был и «про» это время, и «про» это место. Чтобы, не портя историческую среду, он был ярким и современным.

Радикальные проекты в центр просто не пускают, зато весело ломают и строят «новоделы». Едва ли не единственным мастером строить гармоничные, но актуальные здания в центре у нас считается бюро «Остоженка» во главе с Александром Скоканом. А все, кто идет по их пути, невольно перенимают и их стилистику - строгую, сдержанную, почти аскетичную.

Алексею Иванову удалось построить здание, которое принципиально отличается от работ «Остоженки», будучи при этом и контекстуальным и современным. Дом идеально вписывается в застройку Голутвинской слободы: скромные габариты (четыре этажа, вытянутая форма), классические приемы (трехчастное членение, скатная кровля), а по постановке - вообще почти усадьба (главный фасад фланкируют два двухэтажных особнячка, а парадный вход отмечен четырехколонным портиком). И даже его облицовка выглядит абсолютно родной окружающему краснокирпичью (хотя при ближайшем рассмотрении оказывается керамической плиткой «под кирпич»).

Но при всем при этом дом вовсе не пытается прикинуться старым. Он не таит какую-нибудь стеклянную фигу в кармане, не расползается постепенно, как обманчиво традиционные романы Сорокина или фильмы Лоузи. Он выдает себя сразу: современные материалы (стекло, железо, а особенно их бурное сочетание с «кирпичом»), хай-тековские детали (балконы, лестницы, карнизы, козырьки), разнобой окон, ассиметрия частей, поворот оси здания, подчеркнутый сдвигом плоскостей на северном торце. А самое главное - здание элегантно выявляет конструктивную основу, расчетливым движением стриптизерки обнажая стройные формы.

Все это, конечно, век ХХ. Хотя и не XXI-й, что честно отмечено конструктивистскими часами на втором входе, цитирующими веснинский проект «Ленинградской правды». Кому они тут нужны - не очень понятно (у Весниных-то они на всю Москву сверкали, над Страстной площадью воздымаясь), но этот легкий сюр можно прочитать как своего рода арт-жест. Бесполезно, зато красиво.

При традиционализме форм здание выглядит весьма экспрессивно, что достигается именно за счет контраста старого и нового. В особенности - «кирпичности» и «стеклянности», чего в такой степени никто себе в Москве еще не позволял. Даже роскошный «барочный» гараж Александра Щукина, оказавшийся «задником» к нашему дому и во многом определивший его покрой, выглядит куда более традиционно: просто большие окна в кирпичной кладке. А тут новое/стеклянное словно бы вырывается из тисков старого/кирпичного, выскакивает, как мобилка из чехольчика, и прокладывает себе путь к реке. (Не забывая при этом пригнуться, дабы не застить купол ХХС).

Это, конечно, забавно, что наиболее эффектной частью здания оказывается не главный вход, и вообще - торец, но такова уж судьба всей современной архитектуры в Москве. Она дворами пробирается к людям, жмется к земле, изгибается, обходя памятники старины, и лишь на малолюдной улочке выстреливает всем запасом скопившейся ярости. Вот я какая бабочка, когда из кокона вылуплюсь! Вот стекло, часы, террасы, лихой козырек, а вот тут еще балкон из фасада вылетит и над входом зависнет! Здание вообще очень насыщено деталями, которых так не хватает современной архитектуре в историческом центре. Сказать, что какие-то из них особенно чаруют, трудно, но именно в своем обилии и разнообразии они превращают здание в эдакое «хай-тековское барокко».

Вещь получилась яркая, говорят, заказчик даже хотел малость ее притушить: потому как это рядовой офис, а штаб-квартира МТС на Таганке куда менее эффектна. Любопытно и то, что это по большому счету первая большая вещь Иванова в городе, известен же он больше как мастер домов загородных. Но, видимо, эта привычка к работе с частным заказчиком привела к тому, что и офисное здание получилось у него очень индивидуальным, с ярко выраженной физиономией. И при этом - вполне рациональным, не зря же Иванов целый год работал в Калифорнии, где дома пекут как блины. Безо всякой такой вот икры.

адрес: Москва, 1-й Голутвинский переулок, д. 2/10, стр. 2
проектная организация: «Архстройдизайн» («АСД»)
архитекторы: Алексей Иванов, Владимир Балутин
инженер: Юрий Маневич
заказчик: ОАО «Мобильные телесистемы»
подрядчик: «RE-Bau» / Австрия
Комментарии
comments powered by HyperComments