От Манежа до бульвара
- Наследие
- Репортаж
информация:
-
где:
Россия. Москва -
тема:
Прогулки по Москве
На что обращать внимание, гуляя по Большой Никитской
Улица, идущая от Моховой до Никитских Ворот, - Большая Никитская (часть ее, существующая отдельно от своей второй половины, достигающей Садового кольца, когда-то называлась Волоцкой, позже - Новгородской). Редчайшие места в Москве, почти не изменившиеся за последние 100 лет, исследует корреспондент "Известий" Ирина Мак.
1. Театр мученицы Татианы
От решеток, запирающих Большую Никитскую со стороны центра, до нынешнего Романова переулка был в XVI веке Опричный двор Ивана Грозного. В 1737-м в доме № 1 открылась Главная аптека, в конце века дом перешел во владение Пашковых, те продали его Университету, а Университет в 1837-м превратил пашковский флигель в Домовый храм мученицы Татианы.
Когда в 1990-х экспроприированную большевиками церковь вновь освятили, все говорили, что, слава Богу, закончилась пора безвременья. Между тем открывшийся в советские годы в доме № 1 Театр МГУ, а в нем - основанная в 1958-м Марком Розовским и Александром Аскольдовым (снявшим великий фильм "Комиссар") знаменитая студия "Наш дом", из которой вышли Алла Демидова, Семен Фарада, Александр Филиппенко, лишь продолжили традицию этого здания. Потому что первый Казенный театр по этому адресу открылся еще в 1808 году.
Следующее строение, № 3, вошло в историю как Дом купцов I гильдии Якоби - его выстроили в 1802-м, потом слегка перестроили. А позже в нем бывал Гоголь.
2. Рабочие и животные
Миновав соседнюю усадьбу (№ 5), возведенную в 1780-х для графа Орлова Матвеем Казаковым, трудно не заметить углубленную в Большой Кисловский переулок сталинскую громаду 1933 года (№ 7, на месте снесенного Никитского женского монастыря, давшего название улице) с барельефом на углу - электроподстанцию метро, редкий на этой улице и весьма относительный новодел.
Надо зайти с переулка и посмотреть на фигуру рабочего на барельефе, сжимающего орудие классовой борьбы. И барельеф обретет новый смысл и сюжет, за который глумливые студенты обозвали скульптуру "памятником онанисту".
С другой стороны, из Большого Кисловского можно посмотреть не на рабочего, а на четную сторону улицы - на голубой особняк (№ 6), в который в 1901 году стараниями министра финансов Витте перебрался Научно-исследовательский зоологический музей МГУ.
3. Все для гостей
Не успеете вы подумать о том, как могла в двух шагах от Кремля сохраниться старая трехэтажная Москва, как взгляд натыкается на выросшую меньше чем за год гостиницу "Никитская", входящую в новую московскую сеть мини-гостиниц "Ассамблея".
Четыре звезды, 29 номеров - и все те же три этажа, что вокруг. Столь поразительное благородство и чувство меры - в доме № 10, на углу Большой Никитской и Газетного переулка. И вторую гостиницу примерно тех же габаритов вы обнаружите чуть выше, напротив англиканской церкви St. Andrew's (см. п. 6): четвертый в столице Marriott - Courtyard Marriott в доме № 7 по Вознесенскому переулку. Когда в этих переулках появится еще хотя бы пара-тройка трехзвездочных гостиниц, можно будет считать, что туристам в столице есть где жить.
4. Кофейная кантата
Начало музыкальной истории Большой Никитской положила Московская консерватория (№ 13), открывшаяся в 1866-м в перестроенном особняке княгини Екатерины Дашковой. До нее особняк XVII века принадлежал князю Прозоровскому, после ее смерти с перестроенным после пожара 1812 года фасадом отошел племяннику, графу Воронцову. А от него - консерватории.
А соседний дом № 11 - теперь Рахманиновский зал консерватории, когда-то владение князя Горчакова - был выкуплен в 1860-х для Синодального училища певчих, в котором учились великие дирижеры Николай Голованов и Александр Свешников. Потом здесь учились студенты юрфака МГУ, а теперь снова звучит музыка.
Памятник П.И. Чайковскому работы Веры Мухиной "посадили" перед входом в Большой зал в 1954-м. А кафе "Кофемания" около входа в Малый, на месте студенческого консерваторского буфета, открыли несколько лет назад. Летом здесь работает открытая веранда, где камню некуда упасть - несмотря на солидные цены и вялое обслуживание. Зато работает кафе круглосуточно.
Третье музыкальное место на Большой Никитской - здание с роскошным крыльцом в русском стиле (№ 19), где с 1990 года работает "Геликон-опера", с XVIII столетия непрерывно переходило из рук в руки: от Дашковых (это тоже была часть их имения) к Глебовым-Стрешневым, от них - к княгине Шаховской. Именно она устроила на втором этаже Белоколонный зал, где в 1990-м все наслаждались "Кофейной кантатой" Баха.
5. Доски напротив "Башмачника"
Прогуливаясь мимо домов № 12 (экс-имение князя С.А. Меншикова) и № 14 (владение генерала Я.А. Брюса) - сосредоточения дорогих мебельных салонов и пафосных ресторанов, вы добредете до Брюсова переулка, в который надо непременно зайти.
Здесь, в доме № 7, напротив старого "Ремонта обуви" и соседствующего с ним уютнейшего бара "У башмачника", в хоромах, воздвигнутых в 1930-е годы для артистов Большого театра Щусевым, жил цвет советской оперы и балета. 10 мемориальных досок на фасаде далеко не исчерпывают список знаменитостей. Среди прочего выделялась квартира великой балерины Гельцер с ванной в полу. Эту квартиру государство поделило впоследствии между Марисом Лиепой и еще одним артистом, у которого потом дети знаменитого танцовщика выкупили его долю.
6. Протестанты через дом от православных
Очаровательную белокаменную церковь Вознесения Господня на углу Вознесенского переулка (№ 18) с островерхой колокольней, построенную в 1584 году (и слегка перестроенную век спустя), называют Малым Вознесением - в отличие от Большого, в начале продолжения Большой Никитской после бульвара.
Через дом от нее, по переулку - готический храм: англиканская церковь St. Andrew's с британскими символами на воротах - английской розой, ирландским трилистником и шотландским чертополохом. Ее возвели в 1882—1884 годах на месте деревянной английской часовни. После революции в храме был склад, потом общежитие, а с 1960-го благодаря акустике - студия грамзаписи "Мелодия". Англичанам храм вернули в 1994-м, когда в Москву приехала Елизавета II. И в 2000-м исполнили в ней "Страсти по Матфею-2000", сочиненные по баховской модели современными композиторами, художниками, поэтами etc. в честь Баховского фестиваля. Именно тогда меломаны заново оценили акустические возможности церкви - и продолжают ценить во время концертов, которые здесь регулярно устраиваются.
7. Кино и Станиславский
Прямо в Театре им. Маяковского, если войти с угла Малого Кисловского переулка и подняться на второй этаж, где когда-то был театральный буфет, вы попадете в клуб "Маяк" - отличный, вкусный, уютный, с хорошей музыкой и богемной публикой. Вслед за ней можете переместиться напротив, в не менее вкусный и замечательный во всех отношениях клуб "Квартира 44" (в подворотне в Хлыновском тупике). Хотя лучше наоборот: "Квартира..." закрывается в полночь.
Кроме того, вкусно поесть здесь можно в кафе "Хлебница" - видимо, за качество и дешевизну его облюбовали сотрудники расположенного по соседству посольства Японии.
Насытившись и выйдя на волю, обратите внимание на угловой (с Никитским бульваром) дом № 23: некогда знаменитый и любимый московскими киноманами "Кинотеатр повторного фильма", где месяцами шли шедевры Тарковского и Антониони, теперь - такая же древняя история, как князь Лобанов-Ростовский, для которого здание было построено (потом в нем жил Огарев, у Огарева бывал Герцен, здесь они сочиняли свой "Колокол", после чего Огарева - в этом же доме - арестовали). И теперь ни "Колокола", ни "Повторного фильма" - лишь затянутое холстом здание и ресторан "У Никитских Ворот", не заслуживший еще ни имени, ни статуса. И все декорации говорят о временности его пребывания в этом славном доме.
Напротив, в Леонтьевском переулке, заканчивающемся за "спиной" ИТАР- ТАСС, стоит Музей Станиславского (преобразованный из палат XVII века), где Константин Сергеевич ставил силами своей Оперной студии "Евгения Онегина". Этот дом с благоговением посещали все голливудские звезды, бывавшие в Москве, от Джека Николсона до Мерил Стрип.
Само здание ИТАР—ТАСС на углу Большой Никитской и Тверского бульвара тоже знаменито, но совсем другим: в 1970-х этого монстра отечественного градостроительства, который, по слухам, согласно первоначальному проекту должен был стать вдвое выше, называли самым уродливым домом в Москве. Забавно, что идею окон в три этажа заимствовали у рерберговского Телеграфа. Поверить в это, однако, сегодня невозможно.
тема:
Прогулки по Москве