30.11.2010
Сергей Кремнев //
Газета Союза архитекторов России (СА), № 11–12 (15) 2010
Настроение другого города. В Ярославле прошел 3-й фестиваль«Архитектура движения»
Организаторы фестиваля на выставке «Ярославль 2010» (слева-направо): Виталий Лобан, Наталья Николаева, Наталья Хомутова, Юлия Кривцова, Сергей Кремнев, Артем Осипов. Фото: Владимир Федотов
информация:
-
где:
Россия. Ярославль
Фестиваль родился из прогулки по городу. И уже третий год подряд для того, чтобы проект состоялся, мы много гуляем. Пешком, на велосипеде, машине и общественном транспорте.
Высматриваем новые места и маршруты. Выдумываем, как сделать так, чтобы жизнь в городе, в котором мы живем, стала интереснее, пространство и люди гуманнее, а настроение оптимистичнее. Идеи также черпаем, бывая в разных российских и зарубежных городах – смотрим, как там устроены жизнь и пространство, учимся видеть проблемы и вдохновляемся удачными решениями. Выискиваем единомышленников-друзей, чтобы вместе весь сентябрь делать в городе что-то не совсем привычное, и единомышленников-партнеров, способных поверить в наши замыслы и поддержать ресурсами.
Придумывая, что за движение должно возникнуть в этом году, мы чувствовали, что оно должно не прокатиться, а проскользнуть в городе. Быть менее заметным и декламационным, но более сосредоточенным и результативным. И ключевым понятием фестиваля стала экскурсия, объединяющая исследование города и удовольствие оттого, что это знание приходит в момент прогулки. Новый формат определил разделы фестиваля.
Экскурс в различные научные дисциплины и художественные практики, помогающие нам понимать город, был осуществлен во время междисциплинарного форума «Теория и практика «Архитектуры движения», в ходе образовательной программы лекций и мастер-классов во ВРЕМЕННОЙ галерее, в пространстве экспозиции в Городском выставочном зале им. Н. Нужина.
Курс на творческое преобразование городского пространства был взят в рамках воркшопа по паблик-арт с куратором из Нью-Йорка Кендалом Генри. А творческое видение Ярославля было представлено в уличной фотовыставке «Словарь города».
Экскурсии-прогулки по городу рассказывали о колоколах и изразцах, городских легендах и мифосфере города, съемках фильмов и строительных утопиях, «деталях» поселка Норское, стиле модерн и волковских местах Ярославля.
ВРЕМЕННАЯ галерея в Депутатском переулке стала опытом освоения коммерческих площадей некоммерческими средствами. Жизнь ВРЕМЕННОЙ галереи была коротка – в течение всего лишь одного месяца в городе работало современное творческое пространство нового типа: свободный вход, живое общение, время открытия и закрытия не совпадают со временем занятости работающего человека. Поводами для встреч во ВРЕМЕННОЙ галерее стали лекции, кинопоказы, дискуссии и мастерклассы – сложилась насыщенная образовательная программа.
Мы долго искали для себя объяснение творческой пассивности архитектурной молодежи нашего города, ее незаинтересованности в собственной профессии, в современном искусстве, пока не решили показать другой подход через диалог с людьми, имеющими иную – активную творческую позицию. Именно образовательная программа с участием лекторов из Москвы и Санкт-Петербурга стала способом мотивации творческой активности в профессиональной и студенческой среде архитекторов.
Архитектура создается движением человека. Именно этому принципу следовала экспозиция выставки в Городском выставочном зале им. Н. Нужина. Выставка стала еще одним приглашением к диалогу о городе и о нас, его жителях. Не случайно один из залов не содержал никакой привычной визуальной информации и был выстроен только как текст о городе. Вверх, вниз, по диагонали, во все стороны разбегались слова, заставляющие размышлять о том, что окружает каждого из нас.
Не то чтобы ярославские художники, архитекторы и просто жители города совсем ничего не знали о паблик-арте. Они просто не задумывались о том, что это может быть их собственным творчеством в городе. Кендал Генри, специалист из Нью-Йорка в области паблик-арта и городского дизайна сделал его ближе и понятнее. В центре Ярославля появился «Город птиц» – Власьевский сквер, деревья которого инкрустированы авторскими домиками для птиц. Здесь есть и копия первого русского театра им. Ф.Волкова, и птичий бар, и коттеджи в стиле хай-тэк, и общежитие, и своя навигационная система,
помогающая пернатым ориентироваться в сквере. Хозяйничает здесь рыжая Птица-осень – собранная из осенних листьев молодым мастером Денисом Куликовым. Небольшой проект с понятной идеей – обозначить на карте города место обитания птиц – объединил студентов-архитекторов, социологов, медиков, профессиональных дизайнеров и одного ювелира, а результат невольно вызывает улыбку на лицах горожан и гостей города.
Уличная фотовыставка «Словарь города», которую мы назвали «выставкой про Ярославль без беседки в кадре», участвовала в официальной программе празднования 1000-летия. Мы отказались от сувенирных открыточных видов и «визитных карточек» в два счета узнаваемого Ярославля – не они составляют суть города, и попытались найти фотоработы, представляющие авторские видения разного, изменчивого города. Города, который переживает метаморфозы от выбранного фотографом ракурса или происходящей в кадре истории. Узнавать неузнаваемый город были призваны помочь небольшие «словарные статьи» о понятиях, раскрывающих наше восприятие города.
Проект «Паспорт города» задумывался как социокультурный, направленный на создание собирательного портрета современного города. Мы предложили жителям города принести свое фото на паспорт и рассчитывали собрать 1000 фотографий – как раз в соответствии с возрастом Ярославля.
По замыслу, оформлением фотопроекта стала световая инсталляция в виде буквы «Я» (это и первая буква в названии нашего города, и каждый из участников проекта), внутри которой размещен собирательный портрет ярославца. Она была установлена на главной пешеходной артерии – улице Кирова. В течение фестивального месяца мы наблюдали за тем, как жители города, прогуливающиеся вдоль витрин магазинов и кафе, останавливались и увлеченно заглядывали в экран, пытаясь отыскать там себя или своих друзей. Спустя какое-то время горожане стали активно включаться в процесс «переосмысления» арт-объекта: на экране стали появляться имена, а также послания и пожелания, что стало своеобразной социальной адаптацией проекта.
Междисциплинарный форум «Теория и практика «Архитектуры движения» состоялся в стенах Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и предложил публичную площадку для диалога власти, бизнеса, общественных деятелей, молодых специалистов, ученых и художников. Уникальность этой площадки в том, что жизнеспособные идеи и проекты, заявленные на форуме, вместе с налаженной сетью контактов между организаторами, партнерами и участниками позволят интегрировать в реальность эффективные решения по развитию города.
Подводя итоги фестиваля, можно говорить цифрами и эмоциями, но за всем этим видится главное – фестиваль снова попытался сделать так, чтобы город стал для нас другом, который позволяет каждому – и жителю, и гостю – быть собой.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Придумывая, что за движение должно возникнуть в этом году, мы чувствовали, что оно должно не прокатиться, а проскользнуть в городе. Быть менее заметным и декламационным, но более сосредоточенным и результативным. И ключевым понятием фестиваля стала экскурсия, объединяющая исследование города и удовольствие оттого, что это знание приходит в момент прогулки. Новый формат определил разделы фестиваля.
Экскурс в различные научные дисциплины и художественные практики, помогающие нам понимать город, был осуществлен во время междисциплинарного форума «Теория и практика «Архитектуры движения», в ходе образовательной программы лекций и мастер-классов во ВРЕМЕННОЙ галерее, в пространстве экспозиции в Городском выставочном зале им. Н. Нужина.
Курс на творческое преобразование городского пространства был взят в рамках воркшопа по паблик-арт с куратором из Нью-Йорка Кендалом Генри. А творческое видение Ярославля было представлено в уличной фотовыставке «Словарь города».
Экскурсии-прогулки по городу рассказывали о колоколах и изразцах, городских легендах и мифосфере города, съемках фильмов и строительных утопиях, «деталях» поселка Норское, стиле модерн и волковских местах Ярославля.
ВРЕМЕННАЯ галерея в Депутатском переулке стала опытом освоения коммерческих площадей некоммерческими средствами. Жизнь ВРЕМЕННОЙ галереи была коротка – в течение всего лишь одного месяца в городе работало современное творческое пространство нового типа: свободный вход, живое общение, время открытия и закрытия не совпадают со временем занятости работающего человека. Поводами для встреч во ВРЕМЕННОЙ галерее стали лекции, кинопоказы, дискуссии и мастерклассы – сложилась насыщенная образовательная программа.
Мы долго искали для себя объяснение творческой пассивности архитектурной молодежи нашего города, ее незаинтересованности в собственной профессии, в современном искусстве, пока не решили показать другой подход через диалог с людьми, имеющими иную – активную творческую позицию. Именно образовательная программа с участием лекторов из Москвы и Санкт-Петербурга стала способом мотивации творческой активности в профессиональной и студенческой среде архитекторов.
Архитектура создается движением человека. Именно этому принципу следовала экспозиция выставки в Городском выставочном зале им. Н. Нужина. Выставка стала еще одним приглашением к диалогу о городе и о нас, его жителях. Не случайно один из залов не содержал никакой привычной визуальной информации и был выстроен только как текст о городе. Вверх, вниз, по диагонали, во все стороны разбегались слова, заставляющие размышлять о том, что окружает каждого из нас.
Не то чтобы ярославские художники, архитекторы и просто жители города совсем ничего не знали о паблик-арте. Они просто не задумывались о том, что это может быть их собственным творчеством в городе. Кендал Генри, специалист из Нью-Йорка в области паблик-арта и городского дизайна сделал его ближе и понятнее. В центре Ярославля появился «Город птиц» – Власьевский сквер, деревья которого инкрустированы авторскими домиками для птиц. Здесь есть и копия первого русского театра им. Ф.Волкова, и птичий бар, и коттеджи в стиле хай-тэк, и общежитие, и своя навигационная система,
помогающая пернатым ориентироваться в сквере. Хозяйничает здесь рыжая Птица-осень – собранная из осенних листьев молодым мастером Денисом Куликовым. Небольшой проект с понятной идеей – обозначить на карте города место обитания птиц – объединил студентов-архитекторов, социологов, медиков, профессиональных дизайнеров и одного ювелира, а результат невольно вызывает улыбку на лицах горожан и гостей города.
Уличная фотовыставка «Словарь города», которую мы назвали «выставкой про Ярославль без беседки в кадре», участвовала в официальной программе празднования 1000-летия. Мы отказались от сувенирных открыточных видов и «визитных карточек» в два счета узнаваемого Ярославля – не они составляют суть города, и попытались найти фотоработы, представляющие авторские видения разного, изменчивого города. Города, который переживает метаморфозы от выбранного фотографом ракурса или происходящей в кадре истории. Узнавать неузнаваемый город были призваны помочь небольшие «словарные статьи» о понятиях, раскрывающих наше восприятие города.
Проект «Паспорт города» задумывался как социокультурный, направленный на создание собирательного портрета современного города. Мы предложили жителям города принести свое фото на паспорт и рассчитывали собрать 1000 фотографий – как раз в соответствии с возрастом Ярославля.
По замыслу, оформлением фотопроекта стала световая инсталляция в виде буквы «Я» (это и первая буква в названии нашего города, и каждый из участников проекта), внутри которой размещен собирательный портрет ярославца. Она была установлена на главной пешеходной артерии – улице Кирова. В течение фестивального месяца мы наблюдали за тем, как жители города, прогуливающиеся вдоль витрин магазинов и кафе, останавливались и увлеченно заглядывали в экран, пытаясь отыскать там себя или своих друзей. Спустя какое-то время горожане стали активно включаться в процесс «переосмысления» арт-объекта: на экране стали появляться имена, а также послания и пожелания, что стало своеобразной социальной адаптацией проекта.
Междисциплинарный форум «Теория и практика «Архитектуры движения» состоялся в стенах Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и предложил публичную площадку для диалога власти, бизнеса, общественных деятелей, молодых специалистов, ученых и художников. Уникальность этой площадки в том, что жизнеспособные идеи и проекты, заявленные на форуме, вместе с налаженной сетью контактов между организаторами, партнерами и участниками позволят интегрировать в реальность эффективные решения по развитию города.
Подводя итоги фестиваля, можно говорить цифрами и эмоциями, но за всем этим видится главное – фестиваль снова попытался сделать так, чтобы город стал для нас другом, который позволяет каждому – и жителю, и гостю – быть собой.
другие тексты:
23.12.2010
Вышел из печати новый выпуск газеты «СА»