Мастерская архитектора
- Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Россия -
архитектор:
Николай Лызлов -
мастерская:
Архитектурная мастерская Лызлова («АМЛ»)
Николай Лызлов, Мария Капленкова
Мастерская Николая Лызлова находится в новом «доходном доме», ничем не выделяющемся на фоне рядовой застройки Тверских-Ямских. Анонимность этой вариации на тему позднесоветских цеков-ских элиток выражается не только в сознательной средовой мимикрии, но и в убогом качестве строительства, усугубленного «бессознательным» конструктивного замысла: см. помещение 5 на плане, где интервал между двумя параллельными несущими стенами не превышает 1.1 метра (!!!).
Как в этой ситуации должен действовать архитектор-объемщик, организующий себе место для работы? Будь это творец-демиург, он властно бы переиначил доставшееся ему пространство, что-нибудь снес, пробил, перекомпоновал. Но Лызлов, хоть и по всем параметрам «модернист», но тот, что с приставкой «нео»: он остается автором ироничным, по-современному рефлексирующим. Опыт работы в районах, удаленных от «золотой мили», приучил его к тому, что разгадка самого казалось бы безнадежного средового ребуса ценнее кичливых абстракций. В данном случае он действует не как дизайнер-иллюзионист, но как объемщик, вступающий в примирительный диалог с находящимся в его распоряжении материалом. Архитектор по возможности сохраняет чистый бетон (стены выравниваются, и отметины дисков шлиф-машинок складываются в легкую паутину почти поп-артовского орнамента), а там, где качество строительства этого не позволяет - покрывает поверхности светлой штукатуркой. Потолок не зашивается полностью: абрис гипсокартона, отзеркаливающий рисунок плана, оставляет зазоры для оптического восприятия перекрытия, расчерченного линиями труб коммуникаций. На полу лишь чистовая стяжка с полимерным защитным слоем. На фоне гризайли плоскостей возникают деревянные полки, столы, стеллажи. Корпусная мебель, приставленная и подвешенная к стенам по периметру, в середине помещения превращается в структурирующий мастерскую каркас. Ширмы-стеллажи с выверенным ритмом своей «строечно-балочной» системы воспринимаются не только функциональной, но и конструктивной необходимоcтью. Вертикальные стойки доведены практически до потолка - создается новая тектоника: стеллажи как бы несут перекрытие. Так дизайнерское по своей природе решение переходит в разряд чистой архитектуры.