"Архитектурный час" на радио "СИТИ FM". Эфир 6 июня 2006 г. Гость – президент компании СТ Групп Шалва Чигиринский
- Иностранцы в России Недвижимость Архитектура
- Объект
Ведущие – Александр Змеул и Оксана Вишневская
В.: Здравствуйте, позвольте представить вам сегодняшнего гостя - это Шалва Чигиринский. Естественно очень хочется поговорить о московских проектах... Начнем с гостиницы "Россия".
З.: У меня вопрос такой... Все говорят о сносе гостиницы "Россия"... Мы избавляемся от этого монстра, от страшного сундука... Но, к сожалению, мало кто представляет, что же появится на месте этой гостиницы. Многофункциональный центр... Пожалуйста, расшифруйте, что это такое... потому что, по сути, речь идет о не просто городском квартале, а целом районе городском в самом центре между Москва-рекой и Кремлем, Красной площадью и Гостиным двором. Что там москвичи увидят и когда?
Ч.: Я бы не назвал это районом. Все-таки это квартал... Это та же башня "России", только в горизонтальном варианте. Чтобы как-то объединить эти два проекта с точки зрения функций. Разница в том, что проект на месте гостиницы "Россия" он будет находиться на большой площадке, а башня "России" на маленькой площадке относительно гостиницы "Россия". Тот вертикальный проект, а этот горизонтальный проект. Это урбанистическая застройка, она будет иметь... она будет в виде ансамблевой архитектуры. Внешним обликом занимается Москва. И не только московские архитекторы, а также и лучшие архитекторы страны. Недавно я привлек Фостера к проектированию этого проекта, чтобы поработать с объемами, чтобы оптимизировать те пространства, которые получатся в результате проектирования. Параллельно идет разборка гостиницы.
В.: Шалва Павлович, честно говоря, когда я слышу слово урбанистический применительно к кварталу, который напротив Кремля находится, всегда "мурашки по коже"... объясните, что значит урбанистический. Не получим ли мы еще одного монстра на месте разрушаемого? Опишите хотя бы в двух словах, если это возможно.
Ч.: Во-первых, застройка будет эстетически отличаться от той, которая есть. Вас это уже радует?
В.: Было бы странно, если бы вы воссоздали облик гостиницы "Россия", начинив его...
Ч.: Этого мы не будем делать... Высота зданий будет гораздо ниже, чем гостиница существующая. Будут воссозданы некоторые прострелы, видовые коридоры, которые были раньше... Кривой переулок, Великая улица и так далее. Будет создана колоссальная общественная зона с площадью с подземным пространством, с паркингами, с кафешками, с ресторанами. Мы думаем, что это место будет одним из самых посещаемых.
В.: Но это все равно будет стекло и бетон? Или как?
Ч.: Я не знаю еще... Это не будет авангардная архитектура... это будет комплекс, который будет соответствовать облику и стилю Москвы. Нахождения Кремля не дает возможности, к счастью...
З.: В одном из своих интервью вы сказали, что не любите новоделов. Было такое?
Ч.: Да.
З: Но, тем не менее, на месте гостиницы "Россия" будет восстановлено то "Зарядье", которое там было до 30-40-х годов?
Ч.: Я говорил о том, что не люблю, когда воссоздается какой-то там XVIII век нарочито. Раскрашиваются потолки золотом, все нафаршировывается лепниной... так называемы новорусский кич.
З.: Дисней ленд такой архитектурный? Этого не будет?
Ч.: Дисней ленд. это там сделано не от отсутствия вкуса. Это сделано специально. А у нас зачастую это делают от отсутствия вкуса. Вот этого на нашем проекте "Россия" не будет точно.
З.: А чем будет наполнен этот квартал, кроме магазинчиков и кафе?
Ч.: Там будет очень много функций. И все функции очень важные для города, для Москвы, для окружающей среды. Там будут гостиницы, там будут магазины, там будет большая общественная зона... Мы будем строить новый киноконцертный зал.
З.: Это будет новый, это не будет реконструкция старого? Старый будет снесен?
Ч.: Старый будет снесен. Мы очень много на эту тему думали, проектировали, потратили огромное количество времени.
В.: А что не позволило его оставить?
Ч.: То, что он просто устарел. Мы хотим создать уникальный комплекс, который смотрит вперед. Мы не смогли в том объеме, в котором существовал концертный зал получить ту функцию, которая сегодня нужна и руководителям теперешним концертного зала и руководителям города. Мы хотим получить продукт, который будет востребован.
З.: А какой вместимости будет этот зал новый?
Ч.: Сейчас идет проектирование. Мы изучаем... мы хотим выйти на самый оптимальный показатель, чтобы этот зал мог быть многофункциональным. Также проектируется малый зал. Камерный для симфонической музыки. Они будут отдельно, но все это будет в едином комплексе. И также будет Сити холл, где будут проходить городские праздники, большие банкеты.
В.: О какой площади примерно идет речь?
Ч.: Большой... Он будет вмещать пару тысяч человек.
В.: Вы сказали о гостиницах... можете сказать, по крайней мере, назвать количество звезд...
Ч.: Гостиницы будут пятизвездными. Мы не можем. Место обязывает. В особенности те, которые фасадом будут выходить на Собор Василия Блаженного и на Кремль. Может быть, будут и четырехзвездочные, которые будут выходить фасадами на Китайгородскую стену, которая сохранилась.
В.: То есть проект еще до конца не утвержден?
Ч.: Дело не в проекте, дело в операторах. Мы сейчас ведем переговоры
В.: То есть тех организациях, которые, в конце концов, будут вести гостиничное дело? Управлять.
Ч.: Операторы сами выбирают функцию. Мы, естественно, ставим их в определенные рамки, но мы прислушиваемся к их опыту. Главное для нас, чтобы эти гостиницы были востребованы. Естественно, в этом мы не сомневаемся...
В.: Было бы странно, если бы в таком месте...
Ч.: Тем не менее, потребительский рынок в Москве находится в стадии эволюции и такой очень быстрой эволюции. Растет потребление на внутреннем российском рынке. Сейчас сами россияне, жители нашей страны уже могут себе позволить.
В.: На какое количество мест будет рассчитан этот комплекс?
Ч.: Это будет не менее чем 1200 мест.
О.В.: Напомню, что в гостях у нас сегодня Шалва Чигирински - глава компании... Мы говорили о том, что же будет построено на месте гостиницы "Россия".
А.З.: Ваша компания выиграла конкурс на реконструкцию этого комплекса полтора года назад. Назывался срок ввода объекта в эксплуатацию - 2008 год. Это в силе остается?
Ш.Ч.: К сожалению, от нас не зависят темпы реализации проекта. Даже от правительства Москвы многое не зависит. Объект находится в очень чувствительной зоне, рядом с Кремлем и есть вещи, которые требуют прохождения для чиновников сроков. Мы эту тему оставили для правительства Москвы, они ведут все согласования, они заказчики на всю подземку. Разборка идет в графике. Потом придут археологи. Насколько они нас задержат, мы не знаем.
О.В.: То есть каких-то конкретных сроков вы не определяете?
Ш.Ч.: Естественно, у нас инвестиционный контракт. Мы не можем нести убытки в связи с какими-то работами, но если там найдут шлем Александра Македонского... Есть рутина, которую надо пройти и есть трудности. Трудности в строительстве, в проектировании, в выходе на концепцию, в ответственности, в ощущении колоссального груза на своих плечах... ты отвечаешь за этот объект. Это очень сложно. Я понимаю, чтобы ни случилось, кому-то понравится, кому-то не понравится. Когда мне приносят прессу, я иногда в бешенство прихожу... некоторые вещи освещаются вопиюще. Я бы хотел попросить всех граждан России понять нас и дать нам возможность спокойно работать. Мы бросили все свои силы, все знания, привлекли лучших архитекторов, мы собираемся сделать великолепный объект.
А.З.: Вы упомянули имя Норманна Фостера, который участвует и в проекте "Башня России" в Сити и здесь. Как распределяются обязанности между московскими архитекторами ... и Фостером. Облик гостиницы "Россия" - это наши архитекторы. Фостер делает компоновку и он работает со средой - с внутренней и внешней... любой объем должен быть комфортабельным как бы он не выглядел, если он красив внешне и не комфортен внутри, на него будет приятно смотреть, но в него не будет хотеться войти.
А.З.: Любимая московская тема - транспорт. Как будут решаться вопросы с парковками, с подъездами... в Зарядье, прежде всего.
Ш.Ч.: Паркинг будет общественный, платный, количество мест - около двух тысяч. Это только под гостиницей "Россия"...
А.З.: На территории комплекса будет восстановлена одна из церквей. Что это за церковь?
Ш.Ч.: Это церковь Николы Мокрого. Она будет с правого угла концертного зала, если смотреть на Москва-реку.
О.В.: Буквально 10 минут назад вы говорили, что не приемлете новоделов...
Ш.Ч.: Это не новодел... Храм Христа Спасителя тоже не новодел. Что же делать, если советская власть снесла несколько тысяч церквей.
А.З.: У меня еще главный вопрос - про деньги. Когда вы выиграли конкурс, то условия были такие, что 49% площадей, включая Киноконцертный зал, переходят городу ...Сейчас эти условия остались?
Ш.Ч.: Конечно. Стоимость проекта была по нашим расчетам 800-850 миллионов долларов. Это, так называемая, чистая стоимость строительства. А сейчас порядка миллиарда с небольшим.
О.В.: Сейчас мы поговорим о том, как обстоят дела с "Башней Россия", которая будет самым высоким зданием в Европе. На какой стадии проект?
А.З.: Зачем нам вообще этот проект? Ведь высотные здания скорее строятся для удовлетворения амбиции... или это коммерческий проект?
Ш.Ч.: Вопрос правильный. Большие здания, в основной своей массе, неуютны. Главный мотив строительства больших зданий - сэкономить деньги на земле и нафаршировать как можно большим количеством людей какой-то офис. Эта башня совершенно по-другому спроектирована. В этой башне одна функция дополняет другую и делает башню лучше. Если во многих других башнях со смешанными функциями одна функция уступает другой функции, другая третьей, то...
О.В..: О каких функциях идет речь?
Ш.Ч.: Семь функций. Это смотровая площадка, квартиры, сдаваемые апартаменты, гостиницы… Это офисы, торговля, паркинги, каток, оздоровительный клуб, медпункт... Задача была запроектировать такую башню, где главный приоритет – безопасность. Второй - функция, третий - форма, эстетика.
О.В.: А нормы безопасности А как решаются проблемы пожарной безопасности?
Ш.Ч.: Наши пожарники требуют определенных критериев. И правильно требуют. Требования будут ужесточаться…
А.З.: Почему вы выбрали Норманна Фостера?
Ш.Ч.: Архитектура в данный момент выходит за рамки государств, за рамки границ. Я думаю, что наши архитекторы тоже вскоре будут работать за границей... А Фостер... понравился и не только мне. Нам с ним легко работать. Фостер умеет достигать того, что нужно ...
О.В.: Когда мы говорим о столь высоком сооружении - 600 метров высота башни - как вы оцениваете то, что поменяются многие панорамы, многие виды... Как вы оцениваете это?
Ш.Ч.: Это прекрасная форма здания. Она высокоэстетична. Проект выставляется в Пушкинском музее, его могут посмотреть все. Это три башни, объединенные в одну, вытянутая форма, символизирующая стремление России ввысь. Мы дадим этим башням название - Вера, Надежда, Любовь... Огромный паркинг будет совершенно скрытым. Будет впечатление, что башня находится в подсвешенном состоянии... трезубец будет уходить под землю... будет впечатление облегченности... Я думаю, что эта башня - большая удача для нас, потому что она у нас получилась...
О.В.: Сроки строительства, когда?
Ш.Ч.: Сейчас идет рабочее проектирование башни, Общественный совет согласовал с аплодисментами. Там есть профессионалы, там есть люди, которые могли оппонировать... Начало строительства - через год. А окончание - через пять.
О.В.: Спасибо вам большое за участие в передаче. И удачи во всех начинаниях.