22.09.2010

Искусство украшения ландшафта

  • Ландшафт

информация:

  • где:
    Россия

История российской ландшафтной архитектуры уходит корнями в далекое прошлое. Первые ландшафтные парки создавались в XVII веке, когда, по замыслу патриарха-реформатора Никона, в Подмосковье, на Истре, был воссоздан образ Святой земли.

Столетие спустя императрица Екатерина стала развивать пейзажно-стилевое направление в искусстве, тогда были созданы сохранившиеся до наших времен, пусть и не в первозданном виде, Петровский парк в
Москве, Царское Село под Санкт-Петербургом и многие другие шедевры ландшафтной архитектуры.
Свою новую форму садово-парковое искусство обрело в 19 веке – богатые дворяне стремились создать неповторимый облик своих усадеб и приглашали европейских специалистов для обустройства садов, гротов, пещер и цветников. Были организованы школы садоводства, выпускники которых осваивали крупные усадебные комплексы. Тогда же впервые прозвучал сам термин «ландшафтная архитектура», были предприняты первые попытки систематизировать накопленные знания и написан первый учебник.
«Через 4 года здесь будет город-сад», писал в 1929 году Маяковский и продолжал: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть!». Во исполнение заветов пролетарского поэта, по всей стране начинается массовое строительство парков культуры и отдыха – своеобразных клубов на открытом воздухе. Этот период многие специалисты считают началом советской ландшафтной архитектуры. В 1931 году состоялся Пленум по градостроительству, на котором впервые был официально поставлен вопрос об озеленении стремительно растущих городов. Возникла задача подготовки кадров – специалистов-инженеров
зеленого строительства. Впервые в стране в Ленинградской лесотехнической академии им. С.М.
Кирова было создано отделение «Городское зеленое строительство», которое позже, уже после войны, было преобразовано в факультет. В это же время в Москве существовал факультет «Озеленение городов». Оба факультета существовали до 1954 года, когда вышло постановление Правительства об укрупнении специальностей. Министр высшего образования В.П. Елютин во всеуслышание заявил: «Только дурак не сумеет посадить дерево! Зачем этому учить?». После этого факультеты и в Питере, и в Москве были закрыты. Развитие искусства ландшафтной архитектуры затормозилось бы на долгие годы, если бы не
энтузиазм специалистов.

В 1951 году в Ленинграде открывается первая в СССР секция озеленения при местном Союзе архитекторов. Такая же секция появляется в 1955 году и в Москве, по инициативе ученицы Ладовского Любови Сергеевны Залесской. Секция создается при московской организации Союза архитекторов СССР, в нее входят как уже состоявшиеся архитекторы, работники проектировочных бюро и институтов, так и совсем юные, только начинающие трудовую биографию выпускники того самого факультета «Озеленение городов» МГУ леса. Среди них: Таисия Вольфтруб (ныне – президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России), Людмила Фурсова (в будущем – профессор своей альма-матер), Татьяна Френкина (бессменный редактор сверхпопулярного в советское время журнала «Цветоводство») и многие другие молодые люди, впоследствии ставшие авангардом ландшафтной архитектуры в нашей стране. Создание секций в Ленинграде и Москве стало началом профессионального движения ландшафтных архитекторов. Вскоре во всех уголках СССР появились местные отделения, курировавшие профессиональные интересы на различных уровнях. К середине 1970-х годов, в целях более тесного взаимодействия между секциями, была учреждена Комиссия по ландшафтной архитектуре и озеленению при Союзе архитекторов. В этом виде комиссиясуществовала до 1987 года, после чего она была выделена в отдельную организацию и преобразована во Всесоюзное объединение ландшафтных архитекторов (ВОЛА). В том же году в постановлении партии и правительства впервые прозвучало само словосочетание «ландшафтный архитектор», в разработке которого участвовал Игорь Воскресенский, в настоящее время – главный художник Москвы. В течение следующих 5 лет была проведена колоссальная работа по созданию сообщества профессионалов всего Советского Союза. В 1988 году, наконец, произошел прорыв: ВОЛА вышло на международный уровень. Усилиями Таисии Вольфтруб и Игоря Воскресенского произошло
вступление ВОЛА в Международную федерацию ландшафтных архитекторов (IFLA). Только после
этого стал возможен обмен опытом с иностранными специалистами, так как выезд за рубеж был доступен не многим советским гражданам.Можно смело утверждать, что советская ландшафтная архитектура развивалась по собственным канонам, установленным еще в 1930-е годы Татьяной Борисовной Дубяго, архитектором проектировщиком из Ленинграда, первой разработавшей учебные планы по специальности
«Городское зеленое строительство» и заложившей основы профессии. Нужно отметить талант Дубяго: когда железный занавес был приоткрыт и начались первые контакты советских и зарубежных специалистов, выяснилось, что они не так уж и далеки друг от друга.После распада Советского Союза ВОЛА прекратило свое существование, но энтузиазм ландшафтных архитекторов бывшего СССР не
позволил им опустить руки. В 1993 году ВОЛА было преобразовано в Ассоциацию ландшафтных архитекторов СНГ. Тяжелая экономическая ситуация во многих бывших союзных республиках заставляла думать о хлебе насущном, и в последнюю очередь – о ландшафтной архитектуре. К началу 2000-х активное участие в работе Ассоциации принимали только Россия, Украина и Белоруссия. В то же время почти в каждом городе России существуют собственные объединения ландшафтных архитекторов, достаточно успешные и оказывающие значительное влияние на градостроительную политику. В связи с этим было
принято решение о перерегистрации Ассоциации ландшафтных архитекторов России и ее выходе
на международный уровень.

На сегодняшний день в Ассоциацию ландшафтных архитекторов России входит 6 отдельных общественных объединений, представляющих Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Екатеринбург и Новосибирск. В остальных регионах работают представительства Ассоциации АЛАРОС. В совместных заседаниях единого Совета по ландшафтной архитектуре Союза архитекторов России и Ассоциации АЛАРОС также принимают участие профессионалы из Ростова-на-Дону, Красноярска, Иркутска, Хабаровска и других городов России.Положительные тенденции в развитии ландшафтной архитектуры на общегородском уровне сегодняшнего дня особенно видны в Санкт-Петербурге. Несомненно, Северная столица находится в этом отношении в крайне выгодном положении. Еще со времен Петра I город активно озеленяли, в результате Петербург просто потрясает приезжего обилием парков, скверов и других зеленых пространств. Летом Петербург – идеальная площадка для проведения разнообразных событий, среди которых особенно выделяется фестиваль «Императорские сады России» –международный смотр садов, проводимый Русским музеем в Михайловском саду. Фестиваль проводится уже третий год подряд под эгидой Ассоциации АЛАРОС и пользуется неизменным вниманием публики – в этом году его посетили более 70 тысяч человек. Также с большим успехом в городе проходит международная конференция по ландшафтной архитектуре, которая собирает гостей из более 20 стран мира.

Санкт-Петербург – единственное место в России, в котором есть главный ландшафтный архитектор города. И это – несмотря на то, что еще в 2002 году вышло постановление о внесении в государственный реестр профессий этой должности. Этот ответственный пост занимает Лариса Канунникова, являющаяся также вице-президентом Ассоциации ландшафтных архитекторов России. В своих выступлениях она
неоднократно отмечала, что развитие города, его реконструкция были бы невозможны без поддержки правительства Санкт-Петербурга.

Этим летом был подписан важнейший документ, аналогов которому нет в России – «Ландшафтный сценарий города» – адресная программа до 2015 года, позволяющая отрабатывать концепции организации городского ландшафта, исходя из четкого финансирования, прописанного в бюджете. Благодаря этим и многим другим факторам Северная Пальмира стала одним из наиболее привлекательных для туристов городов. Тысячи людей приезжают посмотреть на восстановленные питерские дворцово-парковые ансамбли, расположенные в пригородах, среди которых особенно выделяется Павловск. За восстановление Павловского парка его главный хранитель, член Совета Ассоциации АЛАРОС Марина Флит получила в 2009 году Государственную премию России.

Хорошо обстоят дела и в Волгограде. По словам Элины Красильниковой, кандидата архитектуры и члена Совета АЛАРОС, самое главное достижение ландшафтных архитекторов Волгограда заключается в том, что местное отделение Ассоциации постепенно приобретает вес в глазах городской общественности. Постоянно проводятся круглые столы по вопросам развития города, такие как организованный комиссией по градостроительству «Город на воде» и прочие, на которые волгоградская Дума в качестве экспертов
приглашает членов волгоградского объединения. Материалы круглых столов передаются на рассмотрение губернатору Волгоградской области, что должно в идеале стать общим принципом для региональных отделений Ассоциации АЛАРОС. Также большим достижением Ассоциации ландшафтных архитекторов Волгограда стало совместное с Союзом архитекторов основание журнала по вопросам градостроительства и ландшафтной архитектуры региона нижнего Поволжья – «Проект 34. Нижнее Поволжье». Город уникален своим расположением – это второй после Санкт-Петербурга российский город на воде, поэтому актуальным вопросом является тема организации пространства набережных. Современные ландшафтные архитекторы стараются учитывать опыт прошлых лет и использовать в своей работе материалы, появившиеся в ходе послевоенной реконструкции, в частности, Генплан Алабяна, элементы которого частично дошли до наших дней.

Непросто складывается ситуация с ландшафтной архитектурой Сибири. Учитывая сложные
климатические условия, времени на работы по озеленению остается совсем немного, всего 3 коротких летних месяца. По словам ландшафтного архитектора из Красноярска Ольги Смирновой, впервые о ландшафтной архитектуре Сибири вполный голос заговорили в начале 2000-х. Благодаря личному энтузиазму Ольги Смирновой и ее коллег удалось сдвинуть дело с мертвой точки и сделать профессию ландшафтного архитектора уважаемой и престижной. В городе появились первые заказы на парки, на градостроительных советах стали чаще звучать вопросы благоустройства. В фестивале «Зодчество Восточной Сибири» при активном участии красноярских ландшафтных архитекторов была введена отдельная номинация «Ландшафтная архитектура», хотя до этого проекты скверов и парков относили в номинацию «градостроительство». В рамках ежегодной Красноярской строительной ярмарки проводится
архитектурная выставка-конкурс «Ордер воплощения», в ней также была введена номинация
«Ландшафтная архитектура».

Познакомиться с последними достижениями в области ландшафтной архитектуры можно будет на всероссийском смотре-конкурсе, который пройдет в Москве в этом году в сентябре. Первая Российская национальная премия по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству учреждена двумя наиболее авторитетными в этой сфере деятельности Общероссийскими общественными организациями – Союзом архитекторов России и Ассоциацией ландшафтных архитекторов России при поддержке Департамента природопользования и охраны природной среды Правительства Москвы.
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: