RSS
03.11.2010

Саморегулирование и рок-н-ролл. Градостроители ищут пути саморегулирования своей деятельности

информация:

  • где:
    Россия. Москва

Мы живем в эпоху перемен, а если точнее, перемен в общественных институтах нашей страны. Перемены эти очень разные и принимаются самим обществом по-разному. Некоторые с воодушевлением, а некоторые с явным отторжением.

Все мы помним, как тяжело входил в профессиональное сознание Градостроительный кодекс. Сколько было сломано копий, сколько раз говорилось: «давайте его отменим и начнем все с начала», но, тем не менее, он не продолжает развиваться даже без участия его «родителей», а иногда и вопреки их желаниям.
Одним из жесточайших нововведений в текст Градостроительного кодекса стал институт саморегулирования. И опять все смешалось. Архитекторы, строители, изыскатели – какая разница, все будут жить и работать по одним правилам. А ведь совсем недавно шли дискуссии о путях саморегулирования в архитектуре: говорили о «Палате архитекторов», включении в международную
систему регулирования, ну и прочее в том же духе. Вышло все совсем иначе. Что немцу хорошо, то русскому смерть. Российские реалии напоминают историю из серии сказок народов Серебряного
Дождя про Мишу Козырева и рок-н-ролл. «Миша Козырев очень любил, когда рок-н-ролл. И чтобы
музыка – рок-н-ролл. И чтобы кино – рок-н-ролл. И одежда – рок-н-ролл. Даже, бывает, в ресторане приносят ему борщ, а он спрашивает официанта: «Рок-н-ролл?». Если тот говорит «да», то он ест, а если говорит «нет, это борщ с пампушками», то Миша говорит «сами ешьте свой борщ, я рок-н-ролл хочу». И вот однажды случайно оказался Козырев в Актюбинске, а там вообще никакого рок-н-ролла нет. Заскучал Миша, пошел в ларек, смотрит – рок-н-ролл стоит недорогой. Он его выпил, и сначала было рок-н-ролл, а потом пришлось в больницу ехать с пищевым отравлением, потому что рок-н-ролл паленым оказался».
Ну, прямо про наши мытарства с саморегулированием. У них Элвис Пресли, а у нас Алла Пугачева, у них AIA и RIBA, а у нас НОП. Там саморегулирование основа профессионального цеха, а у нас от этого можно и в больницу попасть. И если наш 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», оставляющий  возможность выбора между субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности, не так уж и плох, то пресловутые поправки 2009 года, внесенные в Градкодекс в части СРО, окончательно загнали архитектурное проектирование в сферу предпринимательства, поставив крест на  саморегулировании профессиональной деятельности архитекторов.

Но не все виды проектной деятельности попали под жернова «Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Вне рамок этой маслобойни оказались территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории. И вот в этом оазисе, свободном от чиновничьего диктата, стали появляться ростки саморегулирования, без указания сверху. Отношение коллег к этому движению оказалось далеко не однозначным. Слышны предложения загнать всех, кто еще не вошел в круг пресловутого Перечня, в его прокрустово ложе. Но более всего меня поразило другое, от коллеги я услышал: «А зачем нам НП «Объединение разработчиков градостроительной документации», когда уже существует СРО НП «Объединение градостроительного планирования и проектирования». Можно только развести руками от удивления, когда знакомишься с перечнем видов работ этого СРО. Никакого отношения к территориальному планированию и градостроительному зонированию эта организация не имеет. Из этого следует, что название выбиралось не из предмета деятельности, а по другим соображениям (даже не хочу гадать из каких именно). Наверно, могло бы называться НП «Парижских бакалейщиков». Будто им невдомек, что название должно соответствовать сущности явления. Приходят господа из этого СРО в магазин колбасу покупать, а им вместо колбасы – картошку, какая разница! Еще большую оторопь вызывают призывы некоторых руководителей проектных организации вернуться к жесткому правилу, что все документы территориального планирования должны выпускаться только теми, кто имеет допуск на секретность, а также специализированными проектными институтами, прикрепленными к определенной территории. Эти призывы к возврату в советское прошлое можно сравнить с утверждением, что градостроительство может развиваться только в условиях плановой экономики.

На этом фоне, очень важна поддержка архитекторов в стремлении коллег градостроителей  (планировщиков) найти другой путь саморегулирования, приближенный к мировым стандартам. Сегодня есть шанс его выработать, реализовать мечты о профессиональной самоидентификации. В конечном счете каждый архитектор в душе понимает что нынешние формы СРО это «ежовые рукавицы» (памяти того Ежова) для нашей профессии. Планировщикам жить и работать вместе с архитекторами, мы  стратегические партнеры. Кто знает, может в случае успеха регистрации

НП «Объединение планировщиков» в качестве СРО, основанном на персональном членстве, и у архитекторов появиться шанс на иной путь саморегулирования.
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: