25.10.2006

Хай-тек на Сан-Марко

  • Архитектура
  • Объект
Бизнес-парк “Аврора-II”. Вид внутреннего двора. Фото: Олег Попов Бизнес-парк “Аврора-II”. Вид внутреннего двора. Фото: Олег Попов

информация:

  • где:
    Россия. Москва

Михаил Леонов, Олег Попов. Бизнес-парк «Аврора-II»

Адрес: Садовническая ул., 82, стр. 1 и 4
Проектные организации: «Попов и Архитекторы», «Проект-Сервис 1»
Архитекторы: Михаил Леонов, Олег Попов, Мария Свирина, Александр Найденов, Тамара Смирнова, Ксения Скороход, Елена Галкина, Илья Наволочный, Иван Свирин, Владимир Маковецкий
Конструкторы: Маргарита Усинская, Ольга Захарова, Нина Волкова
Инженерия: «MEP-Engineering»
Заказчик: ЗАО «Форум Девелопмент»
Подрядчики: «Аустру Бау», «Техноком»

С автором этого комплекса мы чуть не поругались. Собираясь публиковать здание в журнале «Штаб-квартира», я полагал, что большой картинкой должен быть вид с Садового кольца: потому что с этой стороны его все уже знают и оно отсюда красивое. Архитектор же настаивал на дворовом фасаде: потому что оттуда его никто не знает и там оно необычное. Сознаюсь, что отстаивал свое мнение, не видя двора. Увидав же – был потрясен и согласился. Хотя и по первой части мнения своего не переменил.
Потому что с Садового дом все равно хорош чрезвычайно. Да, его композиция раскладывается вроде как элементарно. На любой вопрос типа «а почему так?» ответ находишь без подсказки. Скруглен – потому что из участка нужно было выжать максимум. Цвет терракотовый – потому что напротив бурая громада «Красных холмов». Внизу подсечен колоннадой – потому что полагается «открыть» офисный комплекс городу, сделать хоть что-то для людей, а не оставлять его неприступной крепостью для своих. Аттиковый этаж стеклянный – чтобы зрительно облегчить массу дома. Козырек – чтоб перекликаться с первой «Авророй», той, что вдоль реки. Угловой объем в стекле – потому что там самые выигрышные виды. Вход в здание и следующий за ним атриум расположены по косой – потому что геометрия участка такова. Ну и т.д.
Весь этот расклад – чистая математика. Характерно, что ровно так все было и в предыдущем проекте, сделанном для этого места – знаменитой «Домне» Алексея Козыря. Другое дело, что знаменитым тот проект сделала суперрадикальная отделка: предполагалось, что дом будет абсолютно черным (да еще из запатентованного Козырем черного бетона) с «тлеющим» внутри красным атриумом, который перекликался бы смыслово с фабричной трубой. «Заказчик, - комментировал Козырь, - просил создать образ здания в пугающей индустриальной среде, но сам испугался. А зря. Сильная вещь получилась». Вещь действительно была сильная, но и заказчик испугался не зря. Представить сейчас на этом месте груду черного бетона – невозможно. Потому что и среда уже не «индустриальная», и труба из фабрично-кирпичной превратилась в нечто среднее между Эйфелевой башней и Шуховской.
Утрата местом былой «индустриальности» - не только объективная перемена к лучшему, но и субъективная заслуга новых авторов. Сначала они тщательно переделали Краснохолмский камвольный комбинат в офисный центр «Аврора I» (сохранив при этом уникальные пространства цехов), а затем придали «Авроре II» какой-то почти берлинский лоск. Необычный облик фасада – это керамика (не керамогранит!) немецкого завода NBK. В Москве такой еще не было, а вот на Потсдамер-плац ее полно, и вообще это любимый материал Ренцо Пиано. Двухэтажный стеклянный аттик – вещь тоже непривычная, а дуга козырка придает ему редкостную стильность. Прорезь входа режет дом поэкспрессивней, чем было у Козыря, а четкое разделение объемов на речной (стеклянный, кубический, низкий) и городской (каменный, скругленный, высокий) не только логично, но и эффектно. То есть, алгебра повсеместно чем надо проверена.
И при все при этом – главное не здесь. Главное, как выяснилось, во дворе. Который вовсе и не двор никакой, а настоящая площадь Сан-Марко. Трапецевидный план, строгие стильные фасады из серой керамики разных оттенков, в уголку – кампанилла, в которую преобразилась та самая труба, да еще вода в арке плещется. Площадь громадная, полгектара, вымощена изобретательно, в центре, над въездом в паркинг, будет шапка зелени, а здание котельной прикроют гнутые зеркальные стекла. Сан-Марко в хай-теке – это сильно, не слабее, чем «Домна» Козыря. Обидно одно – что все это эксклюзив для избранных. Хотя и по масштабу, и по приятности это настоящая городская площадь. Остается надеяться, что когда-нибудь в Москве кончится паранойя безопасности, и мы сможем мирно попивать здесь граппу или хотя бы кофе. Тем более, что и «Кофемания» на первом этаже уже запланирована.

Бизнес-парк “Аврора-II”. Фото: Николай МалининБизнес-парк “Аврора-II”. Фото: Николай Малинин
Бизнес-парк “Аврора-II”. Фото: Николай МалининБизнес-парк “Аврора-II”. Фото: Николай Малинин
Бизнес-парк “Аврора-II”. Фото: Николай МалининБизнес-парк “Аврора-II”. Фото: Николай Малинин
Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки: