27.10.2010
Елена Баженова //
Газета Союза архитекторов России (СА), № 10 (14) 2010
Вызов времени. Система архитектурного образования в России требует радикальной перестройки
информация:
-
где:
Россия
Качество образования невозможно оценивать только изнутри – по уровню учебных программ, профессионализму преподавателей, общему культурному уровню подготовленности студентов к восприятию материала. Построение эффективной образовательной системы в области архитектуры непосредственно связано с пониманием вектора развития профессии на службе общества.
Общая динамика во всем мире такова, что «за последние 30 лет архитекторы, в силу отсутствия интереса, а впоследствии уже в силу недостатка знаний и навыков, позволили частично вытеснить себя из сферы своей ответственности в области проектирования и строительства другими участниками процесса, теряя контроль над столетиями присущей профессии интеграционной ролью в общем процессе реализации того или иного объекта» (Цитата из ежегодника RIBA). И это отмечают в стране, где положение архитекторов в обществе, стандарты архитектурной практики являются эталоном для всего мира. Там уже давно нащупан и основной вектор профессиональной экспансии в бурно развивающийся строительный сектор. Это – освоение современных технологий и умение общаться для эффективного управления проектами как необходимого бизнес-ресурса для реализации архитектурного или градостроительного объекта и его эксплуатации. При этом оставаясь архитектором и в философском смысле этого слова. Не случайно одной из важных программных инноваций в мировой образовательной профессиональной сфере стал менеджмент – про-ектный, финансовый, эксплуатационный (facilities management), а одной из основных позиций в аккредитации высших архитектурных школ как в Старом свете, так и за океаном – объем и эффективность методик преподавания и практических стажировок студентов, направленных на усвоение знаний в области управления проектами. Этот теоретический курс, практические азы которого выпускники закрепляют первые несколько лет своей работы в архитектурных мастерских, потом становится базой профессионального экзамена на право быть членом профессионального архитектурного сообщества и иметь допуск к самостоятельной практической деятельности. Надо отдать должное, в соответствии с подписанными соглашениями МСА и САР в области рекомендуемых профессиональных стандартов Союз архитекторов России, его Центральная квалификационная комиссия, совместно с кафедрой «Архитектурная практика» Московского архитектурного института активно работает над выстраиванием подобной схемы для нашей страны. Однако, проведенный в рамках этой работы анализ объема функций и услуг, которые предоставляют отечественные и зарубежные архитекторы, и сфер влияния архитектора–профессионала в структуре инвестиционностроительного процесса несопоставимы. В нашей стране положение архитектора более драматично. Одна из причин – оставшаяся от советских времен и до сих пор законодательно закрепленная роль архитектора в России как изготовителя проектной документации без какой-либо возможности влиять на дальнейший процесс реализации объекта в целом. Сама архитектурная профессия сейчас нивелируется искусно подаваемым строительным лобби понятием «проектировщик». Идут законодательные инициа-тивы и в направлении слияния архитектурных школ (а они, как правило, небольшие) с техническими университетами. Процесс поглощения архитектурной профессии как таковой налицо. И вопрос в том, готовы ли, хотят ли отечественные архитекторы взвалить на себя груз ответственности за финансовые и стратегические (управленческие) составляющие проекта, которые сейчас целиком находятся в руках технического заказчика, чтобы иметь возможность конкурировать с зарубежными мастерскими и строительными организациями?
Вызов современного времени для нас – в необходимости радикального изменения представления о сфере архитектурных услуг, в расширении компетенции и форсировании новой лидерской позиции профессии, как в области образования, так и в практике. И здесь задача определения основных векторов стратегии, направленности непрерывного профессионального образования может стать одной из ключевых. Модная нынче тенденция к развитию международных архитектурно-медийно-концептуальных программ не будет способствовать практическому укреплению профессии. Наша архитектурная школа, принесшая миру конструктивизм, всегда была сильна в генерации идей и концепций, и поэтому интересна зарубежным профессионалам.
Однако вы не найдете сегодня ни одной действующей международной программы в России, которая была бы посвящена современным профессиональным стандартам в области архитектурной практики и была направлена на подготовку каких-либо законодательных изменений по развитию профессии. Уже сейчас, действуя в этом направлении, не-обходимо включить во все программы и курсы обзорные блоки по зарубежной архитектурной практике, ориентироваться на бизнес-составлющую в архитектурных образовательных программах всех уровней, в том числе и готовящихся САР документов квалификационного экзамена. Так будет подготовлена теоретическая база того, куда должна двигаться профессия. Большинство наших архитекторов выросло и сложилось совсем в иной культурной среде, не рыночной, и им эту информацию просто неоткуда взять. Далее – необходимы активные контакты как на уровне обмена программ в структуре высшего образования, так и на уровне разработки стандартов практики организаций с зарубежными профессиональнымисоюзами и организациями.Может быть, выскажу крамольную мысль – не надо закрывать российский архитектурный рынок от иностранной экспансии. Она уже и так есть, и в очень больших масштабах, только во многих случаях официально прикрыта унизительной функцией «сопровождения» проекта. Знаю это не понаслышке – получив start-up в зарубежной стажировке по управлению архитектурным проектом, 16 лет работала в менеджерских подразделениях зарубежных архитектурных и девелоперских компаний в России. Может пора перейти к открытому, «агрессивному» с точки зрения самообучения и понимания современных бизнес-процессов управления инвестиционно-строительными проектами сотрудничеству с зарубежными компаниями, как это делается, например, в Китае?
Архитектурной профессии не научить в теории – это обучение практикой. Необходимо активизировать сотрудничество с зарубежными профессиональными союзами по расширению сферы профессиональной деятельности и методов оказания архитектурных услуг и поддерживающего их законодательства. Готовить поле, на котором наша молодежь может получить необходимые современные знания в области организации архитектурной практики и управлении проектами, создав в России сеть архитектурных мастерских, работающих на паритетной основе с зарубежными партнерами. Аактивно и целенаппавленно привлекать туда молодых архитекторов, «вживлять» их в функционирующую среду мировой архитектуры с тем, чтобы лет через десять было кому перенять на себя ответственность за положение архитектурной профессии в России.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Вызов современного времени для нас – в необходимости радикального изменения представления о сфере архитектурных услуг, в расширении компетенции и форсировании новой лидерской позиции профессии, как в области образования, так и в практике. И здесь задача определения основных векторов стратегии, направленности непрерывного профессионального образования может стать одной из ключевых. Модная нынче тенденция к развитию международных архитектурно-медийно-концептуальных программ не будет способствовать практическому укреплению профессии. Наша архитектурная школа, принесшая миру конструктивизм, всегда была сильна в генерации идей и концепций, и поэтому интересна зарубежным профессионалам.
Однако вы не найдете сегодня ни одной действующей международной программы в России, которая была бы посвящена современным профессиональным стандартам в области архитектурной практики и была направлена на подготовку каких-либо законодательных изменений по развитию профессии. Уже сейчас, действуя в этом направлении, не-обходимо включить во все программы и курсы обзорные блоки по зарубежной архитектурной практике, ориентироваться на бизнес-составлющую в архитектурных образовательных программах всех уровней, в том числе и готовящихся САР документов квалификационного экзамена. Так будет подготовлена теоретическая база того, куда должна двигаться профессия. Большинство наших архитекторов выросло и сложилось совсем в иной культурной среде, не рыночной, и им эту информацию просто неоткуда взять. Далее – необходимы активные контакты как на уровне обмена программ в структуре высшего образования, так и на уровне разработки стандартов практики организаций с зарубежными профессиональнымисоюзами и организациями.Может быть, выскажу крамольную мысль – не надо закрывать российский архитектурный рынок от иностранной экспансии. Она уже и так есть, и в очень больших масштабах, только во многих случаях официально прикрыта унизительной функцией «сопровождения» проекта. Знаю это не понаслышке – получив start-up в зарубежной стажировке по управлению архитектурным проектом, 16 лет работала в менеджерских подразделениях зарубежных архитектурных и девелоперских компаний в России. Может пора перейти к открытому, «агрессивному» с точки зрения самообучения и понимания современных бизнес-процессов управления инвестиционно-строительными проектами сотрудничеству с зарубежными компаниями, как это делается, например, в Китае?
Архитектурной профессии не научить в теории – это обучение практикой. Необходимо активизировать сотрудничество с зарубежными профессиональными союзами по расширению сферы профессиональной деятельности и методов оказания архитектурных услуг и поддерживающего их законодательства. Готовить поле, на котором наша молодежь может получить необходимые современные знания в области организации архитектурной практики и управлении проектами, создав в России сеть архитектурных мастерских, работающих на паритетной основе с зарубежными партнерами. Аактивно и целенаппавленно привлекать туда молодых архитекторов, «вживлять» их в функционирующую среду мировой архитектуры с тем, чтобы лет через десять было кому перенять на себя ответственность за положение архитектурной профессии в России.