26.10.2010

Письмо из Новосибирска

информация:

  • где:
    Россия. Новосибирск

Коллеги из Новосибирского СА предлагают обсудить ряд вопросов, от решения которых зависят судьбы архитектуры и градостроительства в России...

В Администрации Новосибирской области 8 сентября 2010 года прошло совещание СРО проектировщиков региона с участием Президента САР А.В. Бокова, баллотирующегося на пост президента Национального объединения проектировщиков. Вечером того же дня в Новосибирском Союзе архитекторов состоялся короткий, но предельно откровенный и содержательный разговор коллег с А.В. Боковым, авторитетным руководителем и архитектором-практиком, широко поддержанным в Сибири на избрание руководителем НОП России. В этот же день поступило приглашение инициативной группе Градсекции НСАР к Помощнику Полпреда Президента РФ в СФО М.Г. Хандаеву, возглавляющему Координационный совет Сибирского федерального округа по работе с СРО проектно-строительного комплекса. Месяц назад ему была изложена инициатива создания при Координационном совете СФО Коллегии независимых экспертов в сфере проектирования. На следующий день М.Г. Хандаев принял и поддержал инициаторов создания Коллегии, а к вечеру электронные СМИ страны и региона сообщили о новых назначениях Президента РФ Д.А. Медведева: В.А. Толоконского – своим Полномочным представителем в СФО, а В.А. Юрченко – исполняющим обязанности Губернатора Новосибирской области. Какое развитие получат далее вопросы, обсуждавшиеся в НСАР и Полпредстве притом, что за последние годы произошла едва ли не полная потеря позиций и авторитета НСАР. Это произошло во многом потому, что решения центральных органов Союза архитекторов России до всех членов Правления, не говоря обо всей организации, не доводятся, и нет производных от этих документов – планов и системы организационной работы Правления практически по всем направлениям. Очевидно, самая насущная, жизненно необходимая для Союза архитекторов России, в центре и на местах, задача – возрождение авторитета профессиональной общественной организации среди органов власти всех уровней и формирующегося гражданского общества. Для этого Правлению САР, как было решено в 2009 году, необходимо постоянно информировать о принимаемых важнейших решениях не только свои региональные организации, но и руководство субъектов федерации, муниципалитетов (региональных центров), Полпредов Президента РФ в Федеральных округах. Учитывая отсутствие в ближайшие годы обязательного федерального законодательного требования экспертизы градостроительной документации, необходимо продолжить прерванную год назад работу Общественного архитектурноградостроительного Совета НСАР – с обязательным его включением, при поддержке Союза архитекторов России и Президента САР, в систему управления проектно-строительным комплексом региона. Проводимые общественные публичные слушания, в частности, что по «актуализированному» генплану Москвы, что по генплану Новосибирска, – не выдерживают никакой профессиональной критики.

Практика последних лет вызывает вопросы в части легитимности и этичности выдвижения и  награждения властями на местах и в регионах специалистов в архитектуре и градостроительстве комиссиями, где доминируют чиновники и не специалисты, заинтересованные в поощрении своих
выдвиженцев. При этом кандидатуры от региональных организаций Союза архитекторов России
игнорируются и замалчиваются. Созданные около двух лет назад Союзом архитекторов России советы и гильдии экспертов по направлениям не работают в регионах Сибири, здесь никто не знает – каков их правовой статус и регламент. В частности, остается без ответа наше обращение в Совет по  архитектурному наследию САР с просьбой рассмотреть весьма спорный проект государственного концертного зала в Новосибирске по улице Спартака. Того ж требует застройка вокруг федерального памятника архитектуры – Государственного театра оперы и балета.

После создания, распоряжением полпреда Президента России в СФО в мае нынешнего года, Координационного совета по работе с СРО строительной отрасли нами предприняты попытки поднять эту работу на качественно более высокий уровень – путем создания совместно всеми СРО проектировщиков и региональными организациями САР при Координационном совете Коллегии независимых экспертов из двух секций: градостроительной и архитектурной.Необходимо выстраивать диалог, взаимодействие, сотрудничество профессионального архитектурного сообщества и его членов в СРО с властями всех уровней – по оптимизации градостроительных разработок и документации для обоснования грамотных управленческих решений. Общероссийская, крайне негативная практика последних лет требует, на уровне законодательной инициативы, акцентировать квалификационные
требования при проведении градостроительных конкурсов и тендеров по 94-ФЗ, по просту подрывающему работающее «на века» направление градостроительства двумя своими «базовыми»
постулатами – «как можно меньше цена и скорее поставка». В этой связи крайне необходимо отрасли
дополнение перечня разрешаемых видов деятельности для СРО проектировщиков – градостроительной деятельностью, отсутствующей и в Государственном реестре. Нужно увязать, привести принятые за последние годы региональные и муниципальные «нормативы» в соответствие с федеральным  законодательством и нормами. Поскольку зачастую, как, например, в полуторамиллионном Новосибирске, принимаются такие местные «нормативы»  как – одно машино-место на каждую квартиру при количестве 420 жителей на гектар, на внутриквартальных территориях и в жилмассивах вместо садиков, школ, озеленения при такой «норме» будет один сплошной многоуровневый автопаркинг без санитарных и противопожарных разрывов. В этой связи вызывают очень серьезные вопросы проведенные и проводимые повсеместно «экспертизы» градостроительной документации.

Остается без ответа вопрос о том, каковы перспективы совместной работы государства и структур реформируемого проектно-строительного комплекса по совершенствованию изначально вызывающего серьезнейшие претензии Градкодекса РФ, а также нормативной базы градоустройства и обеспечения комплексной увязки объемнопространственных, экономических, инженерных и социальных параметров. Когда прекратится повсеместное узаконивание механической «нарезки» и отводов земель в городах и других поселениях России «по факту» – без всяких расчетови обоснований? Также чрезвычайно пагубно для формирования качественной среды городов и других поселений России подавляющее, в буквальном смысле, большинство чиновников и архитекторов, работающих в органах управления, в жюри архитектурных конкурсов, и полное отсутствие среды добросовестной профессиональной конкуренции проектировщиков.

Изложенные вопросы необходимо сделать предметом широчайшего коллегиального обсуждения в региональных организациях Союза архитекторов России и СРО проектировщиков, а выработанные совместно позиции и решения довести до властей всех уровней: Президента России, его полпредов в Федеральных округах, Правительства РФ, руководства субъектов Федерации, муниципалитетов. Это необходимо для формирования и поддержки активных профессиональных и гражданских позиций членов Союза архитекторов России как одной из надежных основ формирующегося гражданского общества, а также руководителей и всех участников проектностроительного комплекса России.

А.Д. Пряхин (Почетный архитектор России, заместитель председателя Правления, руководитель Градсекции НСАР, член Гильдии экспертов САР по градостроительству), Г.В. Гаврилов (заслуженный архитектор РФ, Председатель комиссии по этике НСАР), А.Г. Скоробогатько (заслуженный архитектор РФ), Н.И. Винников (член Правлений САР и НСАР, Совета САР по архитектуре), А.К. Галкин (Почетный архитектор РФ, член Правления НСАР), Б.С. Копылов (член Правления НСАР), В.И. Пискус (член Гильдии  экспертов по архитектуре САР)
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: