RSS
24.10.2006

"Архитектурный час" на радио СИТИ FM. Тема - Российская архитектурная неделя. Эфир 14 октября

  • Репортаж
  • фестиваль

информация:

Гости – директор проекта и главный редактор журнала "ARX" Петр Кудрявцев и директор проекта Российская архитектурная неделя Екатерина Николаева. Ведущие – Александр Змеул и Оксана Вишневская

ОО.В.: Расскажите, пожалуйста, когда же начнется Российская архитектурная неделя?
П.К.: За этим красивым названием стоит очень многое. Все это произойдет с 8 по 10 ноября. На самом деле проект существует год. За это время ты сделали очень много мероприятий, выпустили очень много изданий. Мы поняли, что год должен быть завершен каким-то очень серьезным подведением итогов. Такая история, как Российская архитектурная неделя поможет нам собрать всех профессионалов, которые связаны со строительством в России, обсудить то, что мы сделали, подвести итоги и наметить перспективы развития на будущее.  Российская архитектурная неделя в этом году будет состоять из двух событий - это серия из четырех лекций в кинотеатре "Ударник" ведущих архитекторов и конструкторов мира (Arx school), и первая независимая национальная премия в области архитектуры, строительства и девелопмента (Arx awards), которая будет проходить на территории завода "Красный Октябрь".
О.В.: Я посмотрела на вашем сайте, что 178 заявок на премию Arx awards. Это много или мало?
П.К.: На самом деле это очень хороший результат. Это больше, чем похожие на нас премии. Для нас очень важно не столько количество, сколько качество этих заявок, потому что ... Мы получили заявки от 20-ти ведущих Архитектурных бюро Москвы, от 10-ти ведущих региональных бюро, от лучших девелопменских компаний. Этот результат нас более, чем удовлетворяет.
О.В.: Чем отличается Архитектурная неделя от аналогичных фестивалей, которые проводятся в Москве?
П.К.: Есть несколько серьезных отличий. Первое - мы объединяем профессионалов, которые занимаются строительством и архитектурой. Во всех наших мероприятиях принимают участие, как инвестры и девелоперы, так и строительные инженеры и конструкторы, градостроители, администрация и, конечно, архитекторы.
А.З.: Я поясню слушателям, что у нас архитектурные мероприятия и строительные очень четко разделены. Есть чисто архитектурные фестивали, выставки, премии. Есть абсолютно строительные, где речь идет только о технологиях.
П.К.: На самом деле для нас это вопрос идеологии, проект призван объединять всех профессионалов, которые занимаются объектами недвижимости. От заказчиков до фирм, которые занимаются эксплуатацией зданий... Естественно все это проходит под эгидой архитектуры. Наш девиз - универсальный язык архитектуры.
О.В.: А цели каковы?
П.К.: Прежде всего мы хотим понять тенденции, которые в данный момент в российской архитектуре присутствуют, выделить эти тенденции и оценить наилучшие примеры зданий, проектов, компаний, которые занимаются недвижимостью и архитектурой.
О.В.: Но, а практическое развитие событий дальше каково?
П.К.: В следующем году это фактически будет хедлайнер нашего проекта архитектурной недели. Мы планируем сделать крупную архитектурную строительную выставку, в которой будет серьезная строительная коммерческая часть. Но также будет очень серьезная и интересная публичная архитектурная часть. Мы хотим привезти сюда интересные экспонаты, интересное архитектурное бюро западное... Это будет обязательно. Второе - это серия конференций, которые будут посвящены самым разным вопросам... И серия небольших семинаров в рамках выставки.
А.З.: Что у вас за номинации в премии? Традиционные для архитектурных премий - лучшие здания, лучший проект, лучшая реставрация, лучший архитектор?
П.К.: У нас есть традиционные номинации... Но мы решили ввести и новые номинации... именно для объединения всех профессионалов. Это - лучшая конструктивная схема здания, лучшая конструктивная деталь-узел ( награждаются конструкторы), это инновационное инженерное решение (награждаем строительных инженеров). У нас есть достаточно интересная номинация, на мой взгляд... Мне интересно, каким образом она будет оценена... Это компания-девелопер, которая продвигает современные качественные архитектурные решения... Мы хотим посмотреть, кто из российских девелоперов обращает внимание на архитектуру. И еще достаточно нестандартная номинация... Это компания-производитель, которая поддерживает тесные связи с архитекторами и дизайнерами, проводит конкурсы, семинары, поездки, дополнительные выставки для профессионалов.
О.В.: У меня вопрос к Екатерине Николаевой. Екатерина, скажите, пожалуйста... Кто у вас будет в жюри?
Е.Н.: В экспертном совете у нас 25 профессионалов. Это архитекторы, это градоначальники, это девелоперы. Это те профессионалы, которые могут грамотно выбрать номинанта в отведенной им номинации.
О.В.: 25... Это много или мало?
Е.Н.: Это меньше, чем было на прошлый проект по недвижимости... там было 56... Но мы посчитали, что 25 профессиональных, квалифицированных членов жюри будет достаточно, чтобы оценить конкурсные работы. В экспертном совете у нас представлены - Евгений Асс (руководитель Архитектурной студии "АСС"), Андриан Гейзе, Александр Дехтярь, Вернер Зобек, Евгений Пестов, Крис Уилкинсон, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, Игорь Шварцман, Михаил Хазанов, Сергей Скуратов, Сергей Бобков, Тимур Баткин, Сергей Козловский.
П.К.: Механизм такой ... У нас есть 25 человек, которые с помощью сайта, на который выложены все заявки, оценивают каждую из них... Для нас очень важно, что архитекторов оценивают не только архитекторы, но девелоперы и конструкторы и так далее... Происходит взаимопересечение. Мы не хотим делать узкую кулуарную премию ...узкоспециализированную... После того, как будут выбраны шорт-листы в каждой номинации, один человек, которого мы считаем ведущим специалистом в этой области (из этого жюри), принимает решение, кто из 10-ти или 5-ти (в зависимости от номинации) проектов получит наш приз, который мы называем "Титановый аркс".
О.В.: А предусмотрено что-то вроде приза зрительских симпатий? Рядовые горожане могут каким-то высказать свое мнение по поводу тех или иных проектов?
П.К.: Мы серьезно на эту тему думали... Дело в том, что наверняка в следующем году мы это сделаем. Пока мы хотим отладить систему до винтика. Потому что с одной стороны для нас это проект коммерческий... Но это проект, который со временем станет самой важной архитектурной премией России. Для этого мы должны сделать его максимально авторитетным, непредвзятым, профессиональным. Пока это исключительно профессиональная история.
О.В.: Коммерческий проект может быть независимым?
П.К.: Все это взаимосвязано.
А.З.: Скажите, в России есть несколько премий... Почему в области архитектуры не появилось крупной премии, которая имела резонанс, звучание?
П.К.: Для меня это очень логично, очень правильно... Строительство сейчас ведется такими темпами по всей России, делается такое невероятное количество интересных и не интересных проектов... Появление премии очень логично. Нас поддерживают очень многие участники рынка, как сточки зрения информации, так и с точки зрения спонсорства... Такая идея просто объединяет всех. От инвесторов, производителей, до архитекторов и конструкторов.
А.З.: Я бы хотел еще выяснить кое-что про номинации... Их много. Можно ли сейчас сказать, что в каких-то номинациях больше заявок, в каких-то меньше?
П.К.: Конечно. Традиционно самые популярные номинации - это лучшая реализация, лучший проект здания, градостроительный проект... Мы получаем заявки не только из Москвы, Питера, Нижнего Новгорода. У нас есть заявки из Екатеринбурга, из Самары, еще из пяти городов российских.
А.З.: Есть ли какие-то номинации, в которых совсем плохо? Или вы не хотите об этом говорить?
П.К.: Я на самом деле с удовольствием скажу и о проблемах, которые у нас есть. Сейчас мы ожидали много большего от двух номинаций - это управление градостроительной деятельностью города... Мы активно вели работу в этом направлении и искали именно наиболее интересные градостроительные программы, разработки генпланов. Я думал, что там будет намного больше номинантов... Та цифра, которая есть сейчас, вполне достаточна. Но мне казалось, что это будет намного интереснее, потому что генпланы городов российских - это сейчас очень актуальная тема.
О.В.: Можно выделить самую интересную тему, которая пришла из российских городов?
П.К.: Например, Екатеринбургский Сити... Это очень амбициозный проект, крупнейший...
П.К.: Здания повышенной этажности?
О.В.: Тоже небоскребы?
А.З.: Про площадку хотелось бы поговорить... Вы выбрали "Красный октябрь". Почему?
Е.Н.: Сейчас к этой площадке повышенное внимание. Эта площадка - исторический центр Москвы, это недалеко от Кремля. То, что выводится производство... Там до сих пор еще пахнет шоколадом, шоколад там еще  делают. До конца этого года все производство не будет выведено. Мы проводим все в строящемся клубе...
А.З.: Расскажите о знаке премии... Это всегда интересно.
Е.Н.: Мы объявили конкурс среди архитекторов. В нем приняли участие порядка 27 Архитектурных бюро. Прислали интересные работы. Но одна  отличалась - это строительный уровень.
П.К.: Это работа была предложена Тотаном Кузембаевым. В свое время он был одним из лидеров бумажной архитектуры. Сейчас он начинает воплощать свои очень смелые интересные идеи в загородном строительстве. Он предложил сделать полезный предмет, но при этом мы решили его сделать из титана, потому что это особенный материал. Он невероятно прочный. Он используется активно в различных кровельных покрытиях. Это очень знаковый материал для архитекторов и строителей, он используется ими точно. Мы выбрали именно его... Хотя сейчас мы его называем «Тотановый аркс...»  Его сделал Тотан Кузембаев.
О.В.: Игра слов... Я бы хотела повернуть разговор в другое русло... по поводу ARX SCHOOL... Вы сказали что будут четыре мастер класса, четыре лекции. Кто, что, зачем? Почему именно эти имена?
П.К.: Прежде всего мы решили, что должна быть серия различных специалистов, которые являются ведущими в своей области. Мы выбрали Криса Уилкинсона, как одного из самых ярких представителей английской архитектурной школы. Мы выбрали Адриана Гейзе, как одного из лучших градостроителей и ландшафтных архитекторов в мире. Мы выбрали Вернера Зобека, как ведущего европейского конструктора и инженера. Мы выбрали Винка Дубблдама, как восходящую звезду из Нью-Йорка. То есть это очень сбалансированный состав крайне интересных людей. Лекции, которые будут в "Ударнике" - это будет особое шоу. Я знаком со всеми этими людьми. Помимо того, что они профессионалы, они очень хорошо читают лекции. Сейчас мы проводим очень серьезную промакцию arx school в четырех ВУЗах. Там расположены промстенды, где можно оформить участие в этих лекциях. МАДИ, МАРХИ, Университет землеустройства, МГСУ... Мы ориентируемся на те центры, где собираются архитекторы. В частности и серьезная промпрограмма будет и на фестивале "Зодчество", который начнется 19-го числа. Там любой желающий сможет оформить участие в arx school.
О.В. : Дорого?
П.К.: Вам нужно просто подписаться на наш журнал.
А.З.: А что может дать одна, пусть яркая запоминающаяся, но все-таки одна лекция? Может ли она перевернуть мироощущение нашим студентам?
П.К.: Я уверен, что это возможно. Мое мироощущение меняется каждый раз, когда я слушаю интересных архитекторов. Для нас очень важно... польза и практическое применение того, о чем говорится. Важно, чтобы люди активно участвовали, задавали вопросы... Причем они могут быть самыми практическими, самыми приземленными, но тем не менее, лектор обязательно на них ответит подробно. Мы об этом предупреждаем.
О.В.: Вопрос от слушательницы Марины.
М.: Я живу возле Красных ворот. Орликов пер., д.8. У нас одно высотное здание есть у Красных ворот огромное. Потом еще одно - гостиница "Ленинградская". Теперь между этими двумя высотками строят новое 30-ти этажное здание. Как относятся к этому архитекторы?
П.К.: На самом деле тот проект, который мы делали весь год, по поводу высотного строительства, он говорит о том, что помимо недостатка зданий в конструктивных схемах, в вопросах безопасности... Все-таки пока мы еще не до конца определились вопросами градостроительными, с ландшафтными перспективами города…  Проблема заключается в том, что высотные объекты возникают очень часто и быстро. Иногда это происходит и в историческом центре. Все-таки пока мы не можем сказать, что все они проходят необходимые инстанции... Обсуждение с общественностью... Высотный объект, который серьезно меняет исторический облик, должен подвергаться очень серьезному анализу и обсуждению. Я соглашусь со слушательницей. Если общественности заранее никаким образом не было сказано о том, что такое здание появится, если никакого обсуждения с общественностью не было... это не очень хорошо.
О.В.: Послушаем вопрос от Кирилла.
К.: Я представитель застройщиков... К сожалению, профессионализм нашего общественного обсуждения желает желать лучшего. Старая истина о том, что каждый должен заниматься своим делом, к счастью, жива.
О.В.: Вы предполагаете, что не надо прислушиваться к гласу народа?
К.: Я считаю... Я сам народ, я сам смотрю на людей вокруг... на своих родственников... Люди не хотят перемен. А строительство всегда влечет за собой перемены. Люди не против стройки. Они зачастую даже не понимают что происходит. Они просто против. К сожалению, электорат наш протестный весь. И любые изменения... Активную роль в этом играют люди возрастные... У них активная позиция против, поэтому, прислушиваться к такого рода мнениям... Невозможно учесть все мнения... Люди не всегда хотят понимать, что если что-то меняется, то это не всегда плохо.
О.В.: Прокомментируйте, пожалуйста.
П.К.: На самом деле нельзя и с этим мнением не согласиться... Люди по своей натуре консервативны. Особенно, если говорить о Москве. Любое изменение всегда воспринимается в штыки. Однако информировать уважительно москвичей о новых зданиях, необходимо. Как минимум необходимо проводить какие-то разъяснительные работы. Конечно, все мнения учесть невозможно. Однако соблюсти  правила приличия важно.
О.В.: Итак, о высотном строительстве мы хотели поговорить...
А.З.: Затрагивалась ли тема общественного обсуждения на вашей конференции по высотному строительству?
П.К.: Все-таки это была конференция профессиональная. В основном речь шла о вопросах архитектурных, конструктивных, вопросах безопасности. Мы говорили в кулуарах о вопросах общественного обсуждения и о том как воспринимаются здания повышенной этажности и небоскребы. В своем выступлении Александр Кузьмин сказал, что по статистике есть 7% москвичей, которые готовы жить в высотных зданиях. Это достаточно серьезный процент.
О.В.: Исторические центры и высотные здания насколько совместимы?
П.К.: Понятно, что исторический центр и высотные здания слабо совместимы. Именно поэтому речь идет о программе "Новое кольцо Москвы" и о программе строительства высотных объектов на периферии ( в районе МКАД).
О.В.: Мне доводилось не раз слышать скептические высказывания по поводу нового кольца Москвы. Говорилось, что здания, которые планировалось построить или которые уже построили, находятся в стадии строительства не слишком хорошего качества... Что говорилось об этой программе на конференции?
П.К.: Мы, в принципе, говорили о качестве высотных объектов и что нужно сделать. На конференции было семь спикеров ведущих. Например, Кен Янг, который делает эконебоскребы... экологические различные характеристики...  Был Грем Стерк... он строит достаточно высокие дома в центре Лондона, что является тоже очень серьезной исторической зоной... Однако, они находят специальные особые места и способы, каким образом интегрировать достаточно высокие здания, допустим 30-ти этажей.
А.З.:А как иностранные гости оценивают то, что происходит в Москве?
П.К.: У нас была экскурсия по Москве с Кузьминым. Их ощущение - происходит что-то невероятное. Они пытаются это почувствовать, но темпы, с которыми происходит строительство и развитие города их поражают.
О.В.: "Русь, куда несешься ты?.." Вопрос от Василия.
В.: Я согласен с тем, что все новое не есть плохое, но, когда что-то новое придумывают, должны учитывать мнение тех, людей, которые живут на этих территориях. Я хотел бы сказать по поводу дома в Сокольниках. Построили очень высокий дом, и пять или шесть домов остались без солнца... Должны ли строители, прежде чем начать строительство, хотя бы прогнозировать такую ситуацию? Там создался практически колодец.
П.К.: Существуют вполне определенные нормы... Если это не так, то жители должны обращаться в суд и защищать свои права.
О.В.: Дом построен. Что его снесут?
П.К.: Денежная компенсация - это один из путей.
А.З.: Цель российской архитектурной недели - выявить тенденции. Но можно сейчас уже говорить о каких-то тенденциях, кроме высотного строительства?
П.К.: Переориентация многих ведущих компаний на современную архитектуру. В принципе, интерес к архитектуре со стороны заказчика очень высок. Мы собираемся в ближайшее время сделать второй специальный медиа проект... реконструкция промышленных и индустриальных зон. Это тоже очень серьезная история, которая происходит как в Москве, так и в других крупных городах. есть еще проблема - строительство Бизнес центров... в Екатеринбурге, Красноярске, Сургуте... В крупных городах, где есть инвестиции. В частности, привлекаются многие интересные западные архитекторы. Мы планируем в первое полугодие следующего года провести международную конференцию по новым деловым районам, а также по новым городам. Сейчас появляются не просто проекты создания новых районов, а уже и городов сателитов. От 50-ти тысяч человек. Это на самом деле очень интересно, учитывая опыт Китая. Там таких городов строятся сотни. У нас территория страны очень большая, ресурсов очень много, подобные проекты, на мой взгляд, очень перспективны.
О.В.: В Китае это нормальная практика... Стоит практически отстроенный город, с готовой инфраструктурой, с высотными зданиями, готовыми дорогами, светофорами, но при этом в нем никто еще не живет, к нему только тянут дорогу... Это российский путь, по-вашему? Нам надо ориентироваться на Китай в этом смысле?
П.К.: Я не думаю, что нужно именно на Китай ориентироваться. Но, несомненно, брать лучшее, что есть. В частности, что делает Китай правильно - это они приглашают очень серьезных и архитекторов, и конструкторов из-за рубежа для создания серьезной конкуренции своим архитектурным конструкторским бюро. В принципе, они работают все совместно. И здоровая конкуренция всегда приводит к наилучшему результату.
А.З.: В конце, в завершение нашего разговора, мне хотелось бы проанонсировать архитектурный фестиваль "Зодчество", который откроется в московском манеже в четверг 19 октября и продлится до 22 октября. Он пройдет уже в четырнадцатый раз. Тема этого фестиваля - "Новой России 15 лет". На фестивале все желающие могут посмотреть, что предлагают архитекторы, девелоперы и застройщики построить во всей России.
О.В.: Я попрошу гостей еще раз напомнить, когда начнется Российская архитектурна неделя,и как туда попасть...
П.К.: Она пройдет в 8 по 10 ноября. Лекции будут проходить в кинотеатре "Ударник", на них можно записаться на фестивале "Зодчество", а также в четырех специализированных ВУЗах.
О.В.: Удачи вашим начинаниям.
Комментарии
comments powered by HyperComments