26.10.2010
Марина Новикова //
Газета Союза архитекторов России (СА), № 10 (14) 2010
Связанные одной цепью
информация:
-
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Алексей Бавыкин -
мастерская:
Алексей Бавыкин и партнёры
Алексей Бавыкин – вице-президент Союза архитекторов России, курирует вопросы работы с молодежными объединениями и профессионального образования. В настоящее время занимается подготовкой осеннего 2010 года Пленума Союза архитекторов России, который будет посвящен архитектурному образованию.
Вопрос насущный, назревший, от его решения зависит профессиональный уровень молодых архитекторов и будущее всего профессионального цеха в России.
– Ближайший Пленум Союза архитекторов будет посвящен вопросам профессионального образования. Почему Правление САР именно сейчас обратилось к этой теме?
– Насколько мне известно, последний раз Союз архитекторов (в то время еще СССР) обращался к теме образования лет двадцать назад. Тогда архитектурному образованию уделялось большое внимание. Была выстроена система патронажа над молодыми архитекторами, и эта система работала. Молодой человек обучался в вузе, после окончания института распределялся в проектную организацию где продолжал свой профессиональный рост и через какое-то время становился членом Союза архитекторов. К этому стремились все – вступить в Союз было очень значимым событием в жизни архитектора.
С тех пор многое изменилось. С начала 1990-х мы живем в другой системе, где так или иначе присутствуют рыночные отношения. На первое место вышли получение заказов, зарабатывание денег, профессиональное совершенствование действующих архитекторов, а многие вопросы, в том числе тема об- разования, перестали быть в сфере интересов Союза. И все-таки вузы продолжали работать, и профессия пополнялась новыми членами архитектурного сообщества. Другое дело, что эти новые члены профессионального сообщества выпали из-под патронажа Союза. Чем все это закончилось, мы знаем: сейчас большое количество выпускников архитектурных вузов по всей стране покидает профессиональное поле деятельности, уходя в дизайн, где они и больше зарабатывают, и имеют меньше ответственности. В результате пополнение строго профессионального цеха происходит не в том объеме, который требуется, и до 2008 года ощущался дефицит молодых специалистов, которые работали бы в серьезных проектных организациях. Ситуация временно поменялась в связи с кризисом, многие потеряли работу, но она восстановится через несколько лет. Настало время обратить самое серьезное вниманиена архитектурное образование, иначе старые специалисты, профессионалы, отойдут от дел, а новые не появятся и не почувствуют вкуса к большой архитектуре, градостроительству, важнейшим вопросам, которые будут решаться в России в ближайшие годы.
Союз должен заниматься сохранением преемственности поколений архитекторов. От этого никуда не убежать. Все должны понять, что цепочка «студент – молодой архитектор – архитектор-руководитель» неразрывная. Эту цепочку надо пестовать, оказывая всяческое содействие и участие в профессиональном плане, организационном и гуманитарном, чтобы на смену пришли настоящие профессионалы, которые смогут нас превзойти во многом.
Попутно должен отметить, что сейчас очень печальная ситуация, в связи с тем, что очень мало «мужского полу» поступает в архитектурные вузы. Профессия становится женской. Я не антифеминист, но объективно все архитекторы, чего-тодобившиеся в профессии, – мужчины. Ребята, из-за того, что их могут призвать в армию, не идут в архитектурные институты. Это одна из тем, которую неплохо было бы обсудить при общении с представителями государства.
– Союз уже видит пути достижения этих целей? Как эту цепочку сохранить, укрепить?
– Я бы сказал, что мы сейчас на пути выработки конкретных решений по этим вопросам. Ведутся обширные консультации, действует рабочая группа в Союзе архитекторов из заинтересованных людей.
– Кто сегодня участвует в обсуждении вопросов архитектурного образования?
– На данный момент это практикующие архитекторы и преподаватели одновременно. В основном пока из МАрхИ, но мы намерены привлечь к работе и региональных деятелей из Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов. Список уже составлен, то есть, на Пленуме не только Москва будет иметь слово, а вся Россия, и это не будет Пленум, посвященный только проблемам МАрхИ, он будет посвящен проблемам архитектурного образования во всей России.
- Какие механизмы планирует задействовать Союз архитекторов с тем, чтобы изменить ситуацию с образованием?
– Из тех механизмов, которые мы сейчас проговариваем и которые мы хотели бы создать, ключевой – аттестационная комиссия из всеми уважаемых лидеров профессионального сообщества, так или иначе участвующих в процессе образования. Это не будет «обязаловка», это будетсистема добровольной аккредитации архитектурных учебных заведений всей России. Сейчас преждевременно говорить о составе этой комиссии, потому что ее определит Пленум. Эта комиссия просто должна начать работать. В дальнейшем именно эти люди на базе предварительных проработок создадут механизм аттестации архитектурных вузов. Потом мы посмотрим, насколько та система аккредитации, которая будет предложена, всех устраивает, насколько правильно выстроена, чтобы она начала работать.
– Сколько времени Союз отводит на эту работу?
– Определенные результаты этой работы мы будем иметь уже через год. После чего мы намерены возвращаться к этому вопросу: пленумы по образованию мы будем проводить регулярно.
– Редакция провела небольшой опрос среди молодых архитекторов на тему «Что вы думаете об отечественном архитектурном образовании?». Во всех репликах содержатся претензии к учебным программам. Союз планирует принимать участие в их формировании?
– Схему учебного процесса мы навязывать не собираемся. На Пленуме эта тема затрагиваться не будет. Мы исходим из того, что как раз учебные программы могут быть разнообразными. Другое дело, что все эти программы должны находиться на определенном уровне, и работа аттестационной комиссии как раз на это и будет обращена. На уровень подготовки, а не на саму методику образования, на результат, который мы получаем.
– Какие еще вопросы архитектурного образования планирует решать Союз архитекторов?
– Союз будет настаивать на том, чтобы как можно больше практикующих ведущих архитекторов вернулись в преподавание. Не все, что мы делаем в этой жизни, меряется деньгами. Здесь нужно смотреть глубже и дальше – это наш долг. Будет и такой призыв на Пленуме. Еще очень важно, чтобы в архитектурные вузы пришли преподавать очень сильные инженеры иконструкторы. Большая беда нашего архитектурного образования в том, что уровень инженеров и конструкторов, которые преподают, крайне низок. Нужно приложить огромные усилия, чтобы этот корпус был так же сменен, как и архитектурный корпус, максимально профессиональными людьми. И организовывать, и провоцировать возвращение в преподавание профессионалов как раз уместно Союзу архитекторов. Это такая организация, которая может этот вопрос двинуть, переломить ситуацию.
Союз должен активно влиять еще на один момент: во многих вузах России финишное, дипломное проектирование зачастую очень сильно оторвано от реалий. Я на своей практике отмечаю и запредельный инфантилизм и гигантизм, излишнюю фантастичность некоторых проектов при полном отсутствии профессионализма, притом, что спроектировать частных дом многие выпускники не могут.
– Все эти системы аттестации нужны вузам?
– Это нормальная, во всем цивилизованном мире принятая практика, когда учебные заведения, в том числе и крупнейшие, проходят аттестацию через организации, аналогичные нашему Союзу. Такая схема действует давно, а мы упустили этот момент. Система должна охватить интересы всех членов профессионального сообщества. Многие члены Союза – работодатели. Они дают работу выпускникам вузов. Так же, как и мы, практики, узы конкурируют друг с другом, и должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы их выпускники котировались на рынке профессиональныхуслуг. Если они производят продукт, который рынку не нужен, они просто закроются. Надеюсь, предстоящий Пленум примет решение о создании комиссии, которая детально доработает механизмы, с помощью которых САР будет активно внедряться в процесс архитектурного образования, путем создания системы аккредитации и рейтинга вузов.
Комментарии
comments powered by HyperComments
– Ближайший Пленум Союза архитекторов будет посвящен вопросам профессионального образования. Почему Правление САР именно сейчас обратилось к этой теме?
– Насколько мне известно, последний раз Союз архитекторов (в то время еще СССР) обращался к теме образования лет двадцать назад. Тогда архитектурному образованию уделялось большое внимание. Была выстроена система патронажа над молодыми архитекторами, и эта система работала. Молодой человек обучался в вузе, после окончания института распределялся в проектную организацию где продолжал свой профессиональный рост и через какое-то время становился членом Союза архитекторов. К этому стремились все – вступить в Союз было очень значимым событием в жизни архитектора.
С тех пор многое изменилось. С начала 1990-х мы живем в другой системе, где так или иначе присутствуют рыночные отношения. На первое место вышли получение заказов, зарабатывание денег, профессиональное совершенствование действующих архитекторов, а многие вопросы, в том числе тема об- разования, перестали быть в сфере интересов Союза. И все-таки вузы продолжали работать, и профессия пополнялась новыми членами архитектурного сообщества. Другое дело, что эти новые члены профессионального сообщества выпали из-под патронажа Союза. Чем все это закончилось, мы знаем: сейчас большое количество выпускников архитектурных вузов по всей стране покидает профессиональное поле деятельности, уходя в дизайн, где они и больше зарабатывают, и имеют меньше ответственности. В результате пополнение строго профессионального цеха происходит не в том объеме, который требуется, и до 2008 года ощущался дефицит молодых специалистов, которые работали бы в серьезных проектных организациях. Ситуация временно поменялась в связи с кризисом, многие потеряли работу, но она восстановится через несколько лет. Настало время обратить самое серьезное вниманиена архитектурное образование, иначе старые специалисты, профессионалы, отойдут от дел, а новые не появятся и не почувствуют вкуса к большой архитектуре, градостроительству, важнейшим вопросам, которые будут решаться в России в ближайшие годы.
Союз должен заниматься сохранением преемственности поколений архитекторов. От этого никуда не убежать. Все должны понять, что цепочка «студент – молодой архитектор – архитектор-руководитель» неразрывная. Эту цепочку надо пестовать, оказывая всяческое содействие и участие в профессиональном плане, организационном и гуманитарном, чтобы на смену пришли настоящие профессионалы, которые смогут нас превзойти во многом.
Попутно должен отметить, что сейчас очень печальная ситуация, в связи с тем, что очень мало «мужского полу» поступает в архитектурные вузы. Профессия становится женской. Я не антифеминист, но объективно все архитекторы, чего-тодобившиеся в профессии, – мужчины. Ребята, из-за того, что их могут призвать в армию, не идут в архитектурные институты. Это одна из тем, которую неплохо было бы обсудить при общении с представителями государства.
– Союз уже видит пути достижения этих целей? Как эту цепочку сохранить, укрепить?
– Я бы сказал, что мы сейчас на пути выработки конкретных решений по этим вопросам. Ведутся обширные консультации, действует рабочая группа в Союзе архитекторов из заинтересованных людей.
– Кто сегодня участвует в обсуждении вопросов архитектурного образования?
– На данный момент это практикующие архитекторы и преподаватели одновременно. В основном пока из МАрхИ, но мы намерены привлечь к работе и региональных деятелей из Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов. Список уже составлен, то есть, на Пленуме не только Москва будет иметь слово, а вся Россия, и это не будет Пленум, посвященный только проблемам МАрхИ, он будет посвящен проблемам архитектурного образования во всей России.
- Какие механизмы планирует задействовать Союз архитекторов с тем, чтобы изменить ситуацию с образованием?
– Из тех механизмов, которые мы сейчас проговариваем и которые мы хотели бы создать, ключевой – аттестационная комиссия из всеми уважаемых лидеров профессионального сообщества, так или иначе участвующих в процессе образования. Это не будет «обязаловка», это будетсистема добровольной аккредитации архитектурных учебных заведений всей России. Сейчас преждевременно говорить о составе этой комиссии, потому что ее определит Пленум. Эта комиссия просто должна начать работать. В дальнейшем именно эти люди на базе предварительных проработок создадут механизм аттестации архитектурных вузов. Потом мы посмотрим, насколько та система аккредитации, которая будет предложена, всех устраивает, насколько правильно выстроена, чтобы она начала работать.
– Сколько времени Союз отводит на эту работу?
– Определенные результаты этой работы мы будем иметь уже через год. После чего мы намерены возвращаться к этому вопросу: пленумы по образованию мы будем проводить регулярно.
– Редакция провела небольшой опрос среди молодых архитекторов на тему «Что вы думаете об отечественном архитектурном образовании?». Во всех репликах содержатся претензии к учебным программам. Союз планирует принимать участие в их формировании?
– Схему учебного процесса мы навязывать не собираемся. На Пленуме эта тема затрагиваться не будет. Мы исходим из того, что как раз учебные программы могут быть разнообразными. Другое дело, что все эти программы должны находиться на определенном уровне, и работа аттестационной комиссии как раз на это и будет обращена. На уровень подготовки, а не на саму методику образования, на результат, который мы получаем.
– Какие еще вопросы архитектурного образования планирует решать Союз архитекторов?
– Союз будет настаивать на том, чтобы как можно больше практикующих ведущих архитекторов вернулись в преподавание. Не все, что мы делаем в этой жизни, меряется деньгами. Здесь нужно смотреть глубже и дальше – это наш долг. Будет и такой призыв на Пленуме. Еще очень важно, чтобы в архитектурные вузы пришли преподавать очень сильные инженеры иконструкторы. Большая беда нашего архитектурного образования в том, что уровень инженеров и конструкторов, которые преподают, крайне низок. Нужно приложить огромные усилия, чтобы этот корпус был так же сменен, как и архитектурный корпус, максимально профессиональными людьми. И организовывать, и провоцировать возвращение в преподавание профессионалов как раз уместно Союзу архитекторов. Это такая организация, которая может этот вопрос двинуть, переломить ситуацию.
Союз должен активно влиять еще на один момент: во многих вузах России финишное, дипломное проектирование зачастую очень сильно оторвано от реалий. Я на своей практике отмечаю и запредельный инфантилизм и гигантизм, излишнюю фантастичность некоторых проектов при полном отсутствии профессионализма, притом, что спроектировать частных дом многие выпускники не могут.
– Все эти системы аттестации нужны вузам?
– Это нормальная, во всем цивилизованном мире принятая практика, когда учебные заведения, в том числе и крупнейшие, проходят аттестацию через организации, аналогичные нашему Союзу. Такая схема действует давно, а мы упустили этот момент. Система должна охватить интересы всех членов профессионального сообщества. Многие члены Союза – работодатели. Они дают работу выпускникам вузов. Так же, как и мы, практики, узы конкурируют друг с другом, и должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы их выпускники котировались на рынке профессиональныхуслуг. Если они производят продукт, который рынку не нужен, они просто закроются. Надеюсь, предстоящий Пленум примет решение о создании комиссии, которая детально доработает механизмы, с помощью которых САР будет активно внедряться в процесс архитектурного образования, путем создания системы аккредитации и рейтинга вузов.