02.09.2010

Мариинка и Большой. Почувствуйте разницу

  • Реставрация
фото: http://img.beta.rian.ru фото: http://img.beta.rian.ru

информация:

Сегодня главные оперные сцены страны - Большой театр в Москве и Мариинка в Санкт-Петербурге - закрыты в связи с проведением реконструкции и реставрации. Государственным заказчиком работ на уникальных объектах, ввиду их значимости, выступает Минкультуры РФ.

О специфике проведения работ на особо охраняемых памятниках историко-культурного наследия рассказал советник Министра культуры РФ Борис Тарджуманян.

- Борис Николаевич, что общего в реконструкции Большого театра и Мариинского и в чем различия?

- Во-первых, оба объекта входят в Государственную программу "Культура России", в рамках этой программы и проводятся реставрационные работы. Во-вторых, они сопоставимы по значимости и объемам проводимых работ. На Мариинке вторая сцена - новодел в чистом виде, и на Большом расширение театра происходит за счет освоения подземных площадей. Различие в том, что на Большом театре, в исторической его части, проводятся серьезные реставрационные работы. Реставрация Мариинского театра тоже планируется, но чуть позже, когда завершатся общестроительные работы. А подход к объектам со стороны Минкультуры, как заказчика, в общем-то один - финансирование, контроль качества и соответствия проектным решениям, соблюдение сроков графика.

- Довольны ли вы ходом работ на Большом театре?

- Большой театр пережил несколько этапов в процессе своего возрождения - были и хорошие страницы, и не очень. Теперь, с приходом новой команды, все неприятности позади. Когда к делу подключились московские строители, во главе с мэром города Юрием Лужковым и его первым вице-премьером Владимиром Ресиным, который непосредственно следит за ходом работ на объекте, работа приобрела системный характер. Увеличилось число рабочих на стройплощадке - почти до трех тысяч. Среди подрядных организаций отсеялись те компании, которые с работой не справлялись. А это, безусловно, сказалось на качестве и темпах строительно-монтажных и реставрационных работ. Мы теперь можем четко прогнозировать, где намечается отставание, и принимать соответствующие меры. Благодаря этому, фасады театра, а также несколькозалов, включая главный вестибюль, часть прилегающей к зданию территории и боковые проезды будут открыты уже к Дню города. Нет сомнений, что театр откроется в 2011 г., мы просто не имеем права пересматривать установленные правительством сроки.

- Как будет происходить приемка Большого театра? Поэтапно или это будет одна большая приемка?

- Сам проект построен таким образом, что все его части вписаны в единую технологическую цепочку. Коммуникации, фундаменты, конструкции подземной и наземной частей - все настолько взаимосвязано, что отделить одно от другого, скажем, тот же новодел от исторической части, просто нельзя. Поэтому и приниматься все будет целиком. Планируем, что приемка состоится не позднее августа 2011 г. Надо сказать, что обновленный Большой театр будет значительно отличаться от прежнего. Теперь в Большом появились новые помещения, которых раньше не было - музей, конференц-залы, новые артистические уборные и репетиционные залы. Благодаря современнейшему оборудованию и примененным техническим решениям появились новейшие сценические возможности. Большой станет не только шире по функциональным своим возможностям, это будет театр эксклюзивный, отвечающий современным мировым стандартам.

Монтаж подъемно-опускных платформ основной и нижней части сцены Большого театра уже начался.  Первую подъемно-опускную платформу нижней сцены уже завершили. Из семи подобных двухъярусных площадок и будет состоять сцена Государственного академического Большого театра России.

Многофункциональные платформы позволят устанавливать декорации на двух уровнях: на уровне сцены и на уровне трюма. Подъемно-опускные площадки могут одновременно приводиться в движение и менять свое положение в пространстве. Благодаря тому, что сценические площадки можно будет трансформировать под различные уровни наклона, сцена Большого театра сможет становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой - в зависимости от художественного замысла режиссера-постановщика.

- Известно, что строители и реставраторы изначально ставили перед собой задачу - вернуть Большому ту уникальную акустику, которая существовала на момент его строительства. Удалось ли это?

- Благодаря уникальным инженерным решениям, примененным в ходе реставрационных работ, акустика главного зрительского зала сегодня соответствует лучшим мировым стандартам. Что касается репетиционного зала подземной части, то пока там существуют проблемы, в частности, сказывается близость метрополитена. Но уже разработаны технические мероприятия, которые позволят локализовать влияние шумов от метрополитена. К большой приемке Большого с этой задачей справимся.

- В свое время ходило много разговоров о злоупотреблениях на реконструкции Большого театра. Как осуществляется финансирование объекта сегодня?

- Проект реконструкции театра неоднократно пересматривался и корректировался, поэтому на каких-то этапах возникали факты "задвоения", то есть работы выполнялись, а потом переделывались. К счастью, сегодня этот период позади, все идет четко по графику. И нарушений, как таковых, нет. Федеральное правительство выделило на реконструкцию Большого театра дополнительные средства, что, безусловно, поможет скорейшей реализации проекта. Теперь мы строим в соответствии с теми финансовыми показателями, которые признаны необходимыми для завершения работ. Этих денег хватает, чтобы довести дело до конца.

- Среди журналистов бытует мнение, что Минкультуры - это некий элитарный орган, который не очень-то разбирается в строительстве и осуществляет чисто организационную работу. Но, насколько мне известно, вы - профессионал, отдавший строительству и восстановлению объектов наследия не один десяток лет. Много ли приходится заниматься строительством?

- Действительно, стройку я знаю не понаслышке. В Минкультуры РФ существует свой департамент строительства (одно время, правда, он был слит с финансово-экономическим департаментом, но сегодня все вновь вернулось на круги своя). На всех значимых историко-культурных объектах наследия приемку реставрационных работ осуществляет Минкультуры в раках федеральной целевой программы "Культура России". Только за последний период времени лично я курировал восстановление архитектурных памятников в Великом Новгороде, Царском селе, в Астрахани и Ярославле - при подготовке городов к юбилейным датам. И, конечно, самый большой объем работы приходится на Москву и Санкт-Петербург.

- Известно, что сегодня под вашим контролем осуществляется реставрация Кронштадского морского собора. В чем особенности проводимых работ?

- Принципиального отличия восстановления храма в Кронштадте от, скажем, тех же церквей в Новгороде, я не вижу. Разве что в Кронштадте объем работ больше. Завершить их надо к 2013 г., планируется, что здесь разместят северную резиденцию патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Храм надо не просто восстановить снаружи и изнутри, но и "привязать" к новым функциям, подвести современную инженерию.

 Поэтому к этому объекту приковано пристальное внимание властей всех рангов. Попечительский совет проекта возглавляет Светлана Медведева. Мы очень рады, что к работам плотно подключилось правительство Москвы, опыт российской столицы в таком деле просто незаменим. Москва не только прекрасно восстанавливает памятники историко-культурного наследия, но и достойно их содержит. Поэтому я считаю беспочвенными обвинения в адрес Лужкова, что он, якобы, разрушает историческую застройку. Памятники истории и архитектуры восстанавливаются в столице в таком объеме, который и не снился любому российскому городу. А ветхие здания, не обладающие историко-культурной ценностью, считаю, надо сносить. Город, как любой живой организм, должен развиваться. 
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему:

статьи на эту тему: