26.08.2010
Руслан Горевой //
Версия, 25.08.2010
Палаты - царские. Романовы требуют себе 89 объектов культурного наследия
- Наследие
фото: http://www.npfresma.ru
информация:
-
где:
Россия. Москва
Через пару месяцев Московский Кремль, а вместе с ним еще полсотни исторических построек могут сменить хозяев. Арбитражный суд столицы отложил на 18 октября слушания по иску Фонда содействия религиозному и национальному согласию "Княжеский" о признании законным права бессрочного пользования Московским Кремлем.
Ну, здесь судебные перспективы, конечно, понятны. Но как знать, не сменят ли владельцев другие, менее значимые постройки, на которые претендуют представители рода Рюриковичей. Корреспондент "Нашей Версии" выяснил, кто еще из потомков августейших особ претендует на российскую недвижимость и каковы их шансы вернуть себе исторические постройки или получить материальную компенсацию.
Одновременно с тяжбой за Московский Кремль в судопроизводство запущено несколько десятков исков. В первую очередь фонд попытается отсудить десять подмосковных кремлей, среди которых Серпуховской, Дмитровский, Можайский, Волоколамский, Коломенский. А всего в сферу интересов фонда входят 89 объектов на территории России, Украины и Польши. Среди них 11 каменно-деревянных и 41 деревянный кремль, 18 ям и крепостей, а также каменные кремли - Тульский, Тобольский, Ростовский, Нижегородский, Вологодский, Астраханский, Псковский, Порховский, Изборский и Гдовский. Примерная стоимость этих построек по самым скромным подсчетам десятки миллиардов долларов. И, как знать, не станет ли прецедент отмашкой для десятков, если не сотен, аналогичных исков от Романовых, Долгоруких или Голицыных?
Потомок Рюрика и одновременно президент фонда "Княжеский" Валерий Кубарев утверждает, что у него имеется право на бессрочное пользование Кремлем. Титул Кубарева - Великий князь - подтвержден патентом Императорского дома Рюриковичей при испанской короне. Ответчиками по иску признаны Правительство РФ, Росимущество и Министерство культуры РФ. Поскольку первое ходатайство истца об истребовании у ответчиков паспортов и кадастровых номеров объектов Московского Кремля было удовлетворено, юристы оценивают перспективы курьезного разбирательства как неоднозначные. В Министерстве культуры иск потомка Рюрика считают необоснованным, а в Росимуществе пьют корвалол: дело в том, что хотя с 1991 года Кремль является собственностью Российской Федерации, в настоящее время это право собственности не зарегистрировано! Несколько лет назад казалось, что в России поднимается бум реституционных исков. В суды одновременно обратились порядка сотни потомков дворян, а также купцов и предпринимателей, потребовавших вернуть им реквизированную недвижимость. Еще порядка тысячи аналогичных исков зарегистрировали суды во Франции, США, Румынии и Польше. Депутат Государственной думы четвертого созыва Александр Чуев, внесший тогда в парламент законопроект, касающийся реституции, спешно его отозвал, заявив, что "момент выбран неподходящий".
Суды выносить решения в пользу "новых старых владельцев" не спешили: и в настоящее время в России по вопросу о реституции нет ни одного выигранного в суде иска. Неофициальную позицию судейских озвучил в июле этого года вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, детально изучивший тонкости реституции и консультировавшийся по этому вопросу с судьями Конституционного и Верховного судов. Так вот, "на сегодняшний день практически у каждого здания в центре города есть исторический владелец - это касается как Москвы, так и Санкт-Петербурга. Согласно Гражданскому кодексу РФ имущество, изъятое против воли, может быть востребовано наследником назад даже у так называемого добросовестного собственника. Если запустить механизм, создав хоть один прецедент, суды просто утонут в океане исков. Поэтому, принимая решения об отказе в исках бывших владельцев собственности, суды руководствуются другими законами, включая декрет о национализации 1918 года. Не оставляя старым хозяевам никаких шансов".
Имеющий виды на Кремль потомок Рюрика поясняет, что-де он и не собирается оттяпать собственность у государства российского, просто ему хочется поучаствовать в уходе за историческими ценностями. "До сих пор за кремлями Рюриковичей никто не ухаживает, от силы найдется пара примеров, где назначены люди, которые более или менее достойно следят за ними", - заявил Валерий Кубарев. Пять лет назад иски дворян тоже пытались обрядить в белые одежды бескорыстия. Представители семей Шаховских, Рождественских, Оболенских и других знатных фамилий даже собрали пресс-конференцию в агентстве "Росбалт", где рассуждали о перспективах реституции в России и обещали восстановить свои права собственности лишь затем, чтобы привести исторические здания в надлежащий вид.
"У нас нет шкурного подхода, наша семья привыкла на протяжении 11 поколений приносить пользу России, просто хочется оздоровления общества", - говорил потомок князей Дмитрий Шаховской, предки которого владели несколькими особняками в Петербурге. Наследница князей Оболенских Вера Оболенская, стремясь вернуть дома по Мытнинской набережной и Моховой в Москве, ставила единственную цель - "сохранность внешнего вида родовых гнезд". Потомок еще одного известного рода Нина Рождественская демонстрировала собравшимся фотографии фамильного особняка в Гатчине и сетовала, что из-за ветхости здания мемориальная доска вот-вот упадет. Но одновременно адвокаты высчитывали многомиллионные суммы компенсаций - как говорится, не столько нам интересны дома, сколько деньги.
Год назад российский императорский дом Романовых заявил о намерении вернуться в Россию. Речь при этом идет не о реставрации монархии и даже не о полном возвращении всей изъятой во время революции собственности, а лишь о "посильном участии в общественной жизни страны". Что же, цель вроде бы безобидная, однако представители императорской фамилии лукавят, не упоминая в прессе о готовящихся судебных исках к российским властям. Задача этих исков, равно как и главная цель романовского возвращения, - реституция, то есть возвращение утраченной собственности и возмещение материальных и моральных потерь. Речь идет о гигантской сумме порядка 10 млрд долларов США. Сейчас одним из претендентов на главенство в императорском доме является правнучка Александра II Мария Владимировна Романова. Великой княгине 56 лет, проживает она в Испании, но в последнее время часто бывает в России - в основном по судебным делам. Добившись от Верховного суда РФ показавшейся многим абсурдной реабилитации казненных большевиками Николая II и членов царской семьи, она, по слухам, готовит еще несколько судебных исков, суть которых не разглашается.
Ходили слухи, что Романовым вернут часть собственности и назначат им государственные пособия. За основу был взят так называемый румынский вариант: часть наследия вернут недвижимостью, а часть - деньгами, единовременно - в виде разовой компенсации и ежемесячно - в виде пособий. Были договоренности о передаче Романовым дворца в Архангельском под Москвой в качестве летней резиденции и еще одного дворца под Санкт-Петербургом, в Гатчине, плюс дома в Санкт-Петербурге. Вся эта недвижимость передавалась бы с содержанием, то есть члены императорской фамилии не тратили бы на ее амортизацию и эксплуатацию ни копейки. Но все сорвалось из-за того, что Романовы не пришли к единому решению: соглашаться на столь "скудную" компенсацию или нет. Представитель дома Романовых требовал передать им все комплексы построек в Архангельском и Гатчине. Власти переговоры прекратили.
Между тем в современной истории достаточно случаев, когда представители свергнутых монархий возвращались на родину, как бы не имея претензий, а затем предъявляли в суд многомиллионные иски. И зачастую судебные решения принимались в пользу свергнутых августейших персон и членов их династий. Достаточно вспомнить Румынию: условием возвращения короля Михая Первого был полный отказ от претензий на национализированную собственность. Михай пообещал не судиться с румынским правительством, но как только ему вернули гражданство, в суды поступило около сотни исков, заблаговременно подготовленных его адвокатами.
Юристы оценивают шансы потомка Рюрика, как ни странно, достаточно высоко. Хотя ни один из перечисленных объектов недвижимости никогда не являлся фамильной ценностью Рюриковичей, вопрос о несудебной компенсации может быть решен положительно, дабы избежать в суде гораздо более щекотливого вопроса - о реституции. Да, правящая династия Рюриковичей пресеклась в конце XVI века, и с тех пор потомки избегали предъявлять аналогичные иски Романовым. Но формально у Кубарева есть определенные права, и это подтвердил суд, приняв его иск к рассмотрению. "Я бы не стал делать прогнозов относительно исхода дела, - заявил корреспонденту "Нашей Версии" известный адвокат Генри Резник. - Возможно, оно будет урегулировано во внесудебном порядке, а может быть, процесс будут затягивать. Но могу сказать одно: процесс наверняка станет знаковым. Это очень интересный процесс, наверное, один из интереснейших в новейшей истории".
Комментарии
comments powered by HyperComments
Одновременно с тяжбой за Московский Кремль в судопроизводство запущено несколько десятков исков. В первую очередь фонд попытается отсудить десять подмосковных кремлей, среди которых Серпуховской, Дмитровский, Можайский, Волоколамский, Коломенский. А всего в сферу интересов фонда входят 89 объектов на территории России, Украины и Польши. Среди них 11 каменно-деревянных и 41 деревянный кремль, 18 ям и крепостей, а также каменные кремли - Тульский, Тобольский, Ростовский, Нижегородский, Вологодский, Астраханский, Псковский, Порховский, Изборский и Гдовский. Примерная стоимость этих построек по самым скромным подсчетам десятки миллиардов долларов. И, как знать, не станет ли прецедент отмашкой для десятков, если не сотен, аналогичных исков от Романовых, Долгоруких или Голицыных?
Потомок Рюрика и одновременно президент фонда "Княжеский" Валерий Кубарев утверждает, что у него имеется право на бессрочное пользование Кремлем. Титул Кубарева - Великий князь - подтвержден патентом Императорского дома Рюриковичей при испанской короне. Ответчиками по иску признаны Правительство РФ, Росимущество и Министерство культуры РФ. Поскольку первое ходатайство истца об истребовании у ответчиков паспортов и кадастровых номеров объектов Московского Кремля было удовлетворено, юристы оценивают перспективы курьезного разбирательства как неоднозначные. В Министерстве культуры иск потомка Рюрика считают необоснованным, а в Росимуществе пьют корвалол: дело в том, что хотя с 1991 года Кремль является собственностью Российской Федерации, в настоящее время это право собственности не зарегистрировано! Несколько лет назад казалось, что в России поднимается бум реституционных исков. В суды одновременно обратились порядка сотни потомков дворян, а также купцов и предпринимателей, потребовавших вернуть им реквизированную недвижимость. Еще порядка тысячи аналогичных исков зарегистрировали суды во Франции, США, Румынии и Польше. Депутат Государственной думы четвертого созыва Александр Чуев, внесший тогда в парламент законопроект, касающийся реституции, спешно его отозвал, заявив, что "момент выбран неподходящий".
Суды выносить решения в пользу "новых старых владельцев" не спешили: и в настоящее время в России по вопросу о реституции нет ни одного выигранного в суде иска. Неофициальную позицию судейских озвучил в июле этого года вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, детально изучивший тонкости реституции и консультировавшийся по этому вопросу с судьями Конституционного и Верховного судов. Так вот, "на сегодняшний день практически у каждого здания в центре города есть исторический владелец - это касается как Москвы, так и Санкт-Петербурга. Согласно Гражданскому кодексу РФ имущество, изъятое против воли, может быть востребовано наследником назад даже у так называемого добросовестного собственника. Если запустить механизм, создав хоть один прецедент, суды просто утонут в океане исков. Поэтому, принимая решения об отказе в исках бывших владельцев собственности, суды руководствуются другими законами, включая декрет о национализации 1918 года. Не оставляя старым хозяевам никаких шансов".
Имеющий виды на Кремль потомок Рюрика поясняет, что-де он и не собирается оттяпать собственность у государства российского, просто ему хочется поучаствовать в уходе за историческими ценностями. "До сих пор за кремлями Рюриковичей никто не ухаживает, от силы найдется пара примеров, где назначены люди, которые более или менее достойно следят за ними", - заявил Валерий Кубарев. Пять лет назад иски дворян тоже пытались обрядить в белые одежды бескорыстия. Представители семей Шаховских, Рождественских, Оболенских и других знатных фамилий даже собрали пресс-конференцию в агентстве "Росбалт", где рассуждали о перспективах реституции в России и обещали восстановить свои права собственности лишь затем, чтобы привести исторические здания в надлежащий вид.
"У нас нет шкурного подхода, наша семья привыкла на протяжении 11 поколений приносить пользу России, просто хочется оздоровления общества", - говорил потомок князей Дмитрий Шаховской, предки которого владели несколькими особняками в Петербурге. Наследница князей Оболенских Вера Оболенская, стремясь вернуть дома по Мытнинской набережной и Моховой в Москве, ставила единственную цель - "сохранность внешнего вида родовых гнезд". Потомок еще одного известного рода Нина Рождественская демонстрировала собравшимся фотографии фамильного особняка в Гатчине и сетовала, что из-за ветхости здания мемориальная доска вот-вот упадет. Но одновременно адвокаты высчитывали многомиллионные суммы компенсаций - как говорится, не столько нам интересны дома, сколько деньги.
Год назад российский императорский дом Романовых заявил о намерении вернуться в Россию. Речь при этом идет не о реставрации монархии и даже не о полном возвращении всей изъятой во время революции собственности, а лишь о "посильном участии в общественной жизни страны". Что же, цель вроде бы безобидная, однако представители императорской фамилии лукавят, не упоминая в прессе о готовящихся судебных исках к российским властям. Задача этих исков, равно как и главная цель романовского возвращения, - реституция, то есть возвращение утраченной собственности и возмещение материальных и моральных потерь. Речь идет о гигантской сумме порядка 10 млрд долларов США. Сейчас одним из претендентов на главенство в императорском доме является правнучка Александра II Мария Владимировна Романова. Великой княгине 56 лет, проживает она в Испании, но в последнее время часто бывает в России - в основном по судебным делам. Добившись от Верховного суда РФ показавшейся многим абсурдной реабилитации казненных большевиками Николая II и членов царской семьи, она, по слухам, готовит еще несколько судебных исков, суть которых не разглашается.
Ходили слухи, что Романовым вернут часть собственности и назначат им государственные пособия. За основу был взят так называемый румынский вариант: часть наследия вернут недвижимостью, а часть - деньгами, единовременно - в виде разовой компенсации и ежемесячно - в виде пособий. Были договоренности о передаче Романовым дворца в Архангельском под Москвой в качестве летней резиденции и еще одного дворца под Санкт-Петербургом, в Гатчине, плюс дома в Санкт-Петербурге. Вся эта недвижимость передавалась бы с содержанием, то есть члены императорской фамилии не тратили бы на ее амортизацию и эксплуатацию ни копейки. Но все сорвалось из-за того, что Романовы не пришли к единому решению: соглашаться на столь "скудную" компенсацию или нет. Представитель дома Романовых требовал передать им все комплексы построек в Архангельском и Гатчине. Власти переговоры прекратили.
Между тем в современной истории достаточно случаев, когда представители свергнутых монархий возвращались на родину, как бы не имея претензий, а затем предъявляли в суд многомиллионные иски. И зачастую судебные решения принимались в пользу свергнутых августейших персон и членов их династий. Достаточно вспомнить Румынию: условием возвращения короля Михая Первого был полный отказ от претензий на национализированную собственность. Михай пообещал не судиться с румынским правительством, но как только ему вернули гражданство, в суды поступило около сотни исков, заблаговременно подготовленных его адвокатами.
Юристы оценивают шансы потомка Рюрика, как ни странно, достаточно высоко. Хотя ни один из перечисленных объектов недвижимости никогда не являлся фамильной ценностью Рюриковичей, вопрос о несудебной компенсации может быть решен положительно, дабы избежать в суде гораздо более щекотливого вопроса - о реституции. Да, правящая династия Рюриковичей пресеклась в конце XVI века, и с тех пор потомки избегали предъявлять аналогичные иски Романовым. Но формально у Кубарева есть определенные права, и это подтвердил суд, приняв его иск к рассмотрению. "Я бы не стал делать прогнозов относительно исхода дела, - заявил корреспонденту "Нашей Версии" известный адвокат Генри Резник. - Возможно, оно будет урегулировано во внесудебном порядке, а может быть, процесс будут затягивать. Но могу сказать одно: процесс наверняка станет знаковым. Это очень интересный процесс, наверное, один из интереснейших в новейшей истории".