RSS
26.09.2006

Нестандартная архитектура: эстетика без повторов

  • Иностранцы в России
  • Репортаж
  • лекция

  
 
“Flyotel” 5-звездочная гостиница в Дубаи. Проект “Flyotel” 5-звездочная гостиница в Дубаи. Проект

информация:

Известный голландский архитектор Кас Остерхис (Kas Oosterhuis), работающий совместно со своей женой, художницей Илоной Ленард (Ilona Lenard), выступил с лекцией в Доме архитектора и сформулировал основные, на его взгляд, принципы нестандартной архитектуры, действующей по принципу неповторяемости каждого элемента

Послушать лекцию собралось большое количество студентов, вооруженных фотоаппаратами - и снимать действительно было что - проекты, выполненные в 3D графике, представляли собой симбиоз различных дисциплин: искусства, высоких технологий, инженерных конструкций и архитектуры. Этот союз, по словам архитектора, означает, что правильно думать не «архитектура большая, а искусство маленькое», как говорили раньше, а наоборот – «искусство большое, а архитектура как была маленькая, так и осталась».

По словам Остерхиса, инновационной архитектуру делают три вещи – активное использование поверхности, взаимодействие новой постройки с тем, что уже существует, то есть учет окружения, где строится объект, и создание плавного перехода из одной среды в другую. Все эти позиции архитектор проиллюстрировал примером так называемого акустического барьера с кабиной, построенного в центре Голландии. Здесь воплотилось и многообразное использование поверхности, и плавный переход из одной атмосферы в другую и соединение инородного тела, разработанного в цифровом пространстве, с природной средой.

«Основа нашей деятельности – поясняет архитектор, - это установление взаимосвязи между небольшими различными элементами. Мы помещаем несколько предметов неподалеку друг от друга и используем элементы, которые отвлекают объекты друг от друга или наоборот притягивают их». Пример взаимосвязи различных зданий наглядно представлен в проекте автомобильного комплекса в Абудабе – здесь все взаимно переплетается, объекты связаны дорогами, связь объектов строится на соединении горизонтальных и вытянутых объемов.

Термин «нестандартная» у Остерхиса означает архитектуру, противоположную принципу повтора, характерному для массового производства. «Все здания, которые нам известны, включая здания де-конструктивизма и постмодернизма, построены по принципу повторяемости. Даже если посмотреть на здания Фрэнка Гэри, где есть отклонения, срезанные углы и т.д., там присутствует повторение элементов. Он соединяет элементы, взятые из разных каталогов. Мы же пытаемся разрабатывать принципиально новые каталоги, каждый из которых будет представлен в отдельном проекте. Получается, что каждый проект имеет свой собственный каталог, то есть набор».

«…В какой-то момент своей работы мы решили, что повтор это не очень красиво. Мис Ван дер Рое и многие другие, это очень хорошая архитектура, но в ней есть повторяемость. Используя новые технологии, новые возможности, мы создаем нестандартную архитектуру. Это означает, что каждый элемент здания будет уникален и не похож на другие элементы. Каждый элемент отличен и имеет свой номер, но одновременно он принадлежит одной семье. И здесь возникает новый принцип: один проект – одна деталь. Этот подход более радикален, но и достаточно удобен – потому что ты можешь контролировать отход от стандартов…»

Другой аспект нестандартной архитектуры – структурные инновации, которые были продемонстрированы на примере здания штаб-квартиры транспортной компании Фос. Изменяющейся структурой объекта авторы хотели изобразить поступательное движение, напоминающие грузовик или гусеницу, которая движется по дороге. Здесь использовано кинетическое проектирование. Структура поверхности изменяется, реагируя на действия людей, которые внутри здания и на погоду, которая снаружи здания – то есть на изменения происходящие в реальном времени. Поскольку датчики реагируют постоянно на разные движения, то здание всегда движется и эти движения никогда не повторяются. 

По такому же принципу действует спроектированная совместно со студентами рекламная башня, которая с помощью датчиков частично наклоняется туда, где присутствуют люди. Получается интерактивная архитектура – человек влияет на состояние сооружения.

Совершенно ясно, что перед нами вариант манифеста нелинейной, или дигитальной или бионической (названий у нее много) архитектуры. Заметно, что она входит в противоречие с одной из основ модернизма – повторяемостью промышленного производства, с темой «машины для жилья». И наоборот, активно подхватывает эстафету новизны, форм более новых, чем может дать простая абстракция. Этот путь приводит к абстракции природной, ведь с природе нет двух совершенно одинаковых существ, и двух абсолютно идентичных элементов. Здания уже практически «растут», как грибы, но только растут сначала в воображении архитектора, потом у него на компьютере, а потом их все же приходится строить.

Поэтому кажется вполне закономерным, что в конце лекции Остерхис сформулировал задачу современной архитектуры как создание «новых особей здания»: «…природа это тоже форма просчета, принципы которой нужно использовать, соединяя их с компьютерными технологиями, которые способны решать несколько задач одновременно, ускоряя тем самым весь процесс».

Акустический барьер с кабиной
Акустический барьер с кабиной
Офис архитекторов в Дельфтском Университете
Офис архитекторов в Дельфтском Университете
«Оазис». Мнофункциональный центр в Дубаи
«Оазис». Мнофункциональный центр в Дубаи
Пример структурных инноваций. Здание штаб-квартиры транспортной компании
Пример структурных инноваций. Здание штаб-квартиры транспортной компании
Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки: