01.07.2010
Никита Токарев //
Газета Союза архитекторов России (СА), 01.07.2010, № 7 (12) 2010
Перестраивать и учиться
информация:
-
где:
Россия. Москва
Два события, произошедшие в мае, – Московская биеннале и открытие «Стрелки» – намечают вектор архитектурной жизни на ближайший год, а возможно, и на более далекую перспективу.
На биеннале сказался кризис, который еще не был заметен в прошлом году (см. реплику в «СА» №2/2009). В ЦДХ практически не было новых построек, почти не участвовали ведущие архитектурные фирмы. Сама тема адресует нас отчасти к прошлому: как переделать, перестроить, приспособить доставшееся нам наследие, прежде всего наследие модернизма, к требованиям сегодняшнего дня. Оставим ехидство по поводу горбачевско-медведевского названия: проблема рассмотрена во всех возможных аспектах, от градостроительного – новый генплан Перми, работа «Остоженки» для Самары, «Крапивна 010: воскресение», до детали - перелицовка панельных фасадов и перепланировка квартир, и жанрах, от видеофильма – обаятельный ролик бюро SVESMI из Роттердама о пятиэтажках, до перформанса – раскраска типовых домов.
Антикризисная задача сколь благородна, столь и трудновыполнима. Реализаций на этом пути пока нет, если не считать успешного опыта «БюроМосква» и КРОСТ по облагораживанию панельных фасадов. За этим исключением панель успешно воспроизводится, раскупается и, подобно породившему ее социализму, не реагирует на призывы архитекторов придать ей человеческое лицо. Реализация генеральных планов – дело десятилетий, во что превратятся постсоветские города, удастся ли преобразовать микрорайон обратно в квартал, сказать пока трудно. Альтернативой остаются «малые дела»: благоустройство дворов, ремонт фасадов, кропотливая работа с местными сообществами. Подход малобюджетный и пока России не свойственный. Если в этом наш путь на ближайшие годы, то есть шанс выйти из кризиса с приобретениями. Если же, что более вероятно, все и без того оскудевшие средства уйдут в мегапроекты, Олимпиаду, Сколково и саммит АТЭС во Владивостоке, то будет не до ремонта. Значит, перестройка не состоялась.
Вторым событием, изменившим, и, я думаю, надолго, московскую и российскую архитектурную жизнь, стало открытие «Стрелки» – Института медиа, архитектуры и дизайна. Это первая крупная образовательная инициатива в области архитектуры за весь постсоветский период. Архитектурная мысль все же опередила практику: несмотря на обилие проектов, за все эти годы ни одна постройка крупного зарубежного мастера у нас так и не состоялась. У новой школы несколько важных черт. Школа международная: под знамена Рема Кулхааса соберется блестящий преподавательский состав. Не до конца понятно, как в него войдут наши соотечественники, без их участия дистанция между слушателями и преподавателями может оказаться слишком большой. Школа открытая и пока почти бесплатная, нет экзаменов, только собеседование, отбор идет исключительно по творческим способностям. Школа междисциплинарная, вводит архитектуру в контекст медиа, актуального искусства и дизайна. И, что очень для нас существенно, методика работы ориентирована на медийный продукт, общедоступный формат презентации. То есть наряду, или вместо, с чертежами и схемами, должен появиться фильм, спектакль, сайт, статья, одним словом, высказывание на языке, понятном непрофессионалу. Архитектор обретет голос, сможет вступить в диалог с публикой. Наконец, в архитектурном образовании появится конкурентная среда. Конечно, пока «Стрелка» не дает диплома и представляет собой, по сути, проектный семинар длиною в год. В таком виде она формально не конкурент вузам и прежде всего МАрхИ. Но интеллектуальное соперничество, сравнение будет возникать неизбежно, особенно на поле последипломного образования. Думаю, не ошибусь, если предположу, что через год, когда состоится первый выпуск «Стрелки», архитектурная атмосфера Москвы будет другой.
В годы бурного роста, когда надо было обновить почти всю материальную среду вокруг нас, естественной была ориентация на «догнать и перегнать», на быстрое и поверхностное заимствование форм, идей, технологий. Сегодня есть возможность вглядеться в собственное наследие и заняться (само)образованием. Если нефть не подорожает.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Антикризисная задача сколь благородна, столь и трудновыполнима. Реализаций на этом пути пока нет, если не считать успешного опыта «БюроМосква» и КРОСТ по облагораживанию панельных фасадов. За этим исключением панель успешно воспроизводится, раскупается и, подобно породившему ее социализму, не реагирует на призывы архитекторов придать ей человеческое лицо. Реализация генеральных планов – дело десятилетий, во что превратятся постсоветские города, удастся ли преобразовать микрорайон обратно в квартал, сказать пока трудно. Альтернативой остаются «малые дела»: благоустройство дворов, ремонт фасадов, кропотливая работа с местными сообществами. Подход малобюджетный и пока России не свойственный. Если в этом наш путь на ближайшие годы, то есть шанс выйти из кризиса с приобретениями. Если же, что более вероятно, все и без того оскудевшие средства уйдут в мегапроекты, Олимпиаду, Сколково и саммит АТЭС во Владивостоке, то будет не до ремонта. Значит, перестройка не состоялась.
Вторым событием, изменившим, и, я думаю, надолго, московскую и российскую архитектурную жизнь, стало открытие «Стрелки» – Института медиа, архитектуры и дизайна. Это первая крупная образовательная инициатива в области архитектуры за весь постсоветский период. Архитектурная мысль все же опередила практику: несмотря на обилие проектов, за все эти годы ни одна постройка крупного зарубежного мастера у нас так и не состоялась. У новой школы несколько важных черт. Школа международная: под знамена Рема Кулхааса соберется блестящий преподавательский состав. Не до конца понятно, как в него войдут наши соотечественники, без их участия дистанция между слушателями и преподавателями может оказаться слишком большой. Школа открытая и пока почти бесплатная, нет экзаменов, только собеседование, отбор идет исключительно по творческим способностям. Школа междисциплинарная, вводит архитектуру в контекст медиа, актуального искусства и дизайна. И, что очень для нас существенно, методика работы ориентирована на медийный продукт, общедоступный формат презентации. То есть наряду, или вместо, с чертежами и схемами, должен появиться фильм, спектакль, сайт, статья, одним словом, высказывание на языке, понятном непрофессионалу. Архитектор обретет голос, сможет вступить в диалог с публикой. Наконец, в архитектурном образовании появится конкурентная среда. Конечно, пока «Стрелка» не дает диплома и представляет собой, по сути, проектный семинар длиною в год. В таком виде она формально не конкурент вузам и прежде всего МАрхИ. Но интеллектуальное соперничество, сравнение будет возникать неизбежно, особенно на поле последипломного образования. Думаю, не ошибусь, если предположу, что через год, когда состоится первый выпуск «Стрелки», архитектурная атмосфера Москвы будет другой.
В годы бурного роста, когда надо было обновить почти всю материальную среду вокруг нас, естественной была ориентация на «догнать и перегнать», на быстрое и поверхностное заимствование форм, идей, технологий. Сегодня есть возможность вглядеться в собственное наследие и заняться (само)образованием. Если нефть не подорожает.
другие тексты:
19.07.2010
Вышел новый номер газеты СА за июль