RSS
01.07.2010

«Зеленая» инициатива

Александр Ремизов, председатель Совета САР по экоустойчивой архитектуре.
Фото: Мария Митрофанова Александр Ремизов, председатель Совета САР по экоустойчивой архитектуре. Фото: Мария Митрофанова

информация:

  • где:
    Россия. Москва

В Союзе архитекторов России создан новый Совет – по экоустойчивой архитектуре, его возглавил архитектор Александр Ремизов. Александр Ремизов окончил МАрхИ в 1983 году, работал архитектором в Художественном фонде России с народным художником России Андреем Владимировичем Васнецовым. В 1991-м организовал собственную архитектурную мастерскую. Первый объект – посольство СССР в ФРГ, стал и первым опытом работы по западным стандартам. В 2007 на конгрессе Международного союза архитекторов в Турине Александр Ремизов познакомился с директором программы ARES – «Архитектура и возобновляемые источники энергии» – Никосом Финтикакисом. В 2009 году САР рекомендовал его в МСА, и уже больше года он работает в этой программе.

– Что привело вас в тему «зеленой» или устойчивой архитектуры?

– Вместе с академиком Российской академии космонавтики им. Циолковского Львом Бритвиным мы долгое время занимались энергоавтономными биоклиматическими зданиями. Cделали несколько проектов, которые пока что только проектами и остались, но я погрузился в тему, изучил международные нормы, стандарты, и это привело меня в программу Международного союза архитекторов «Архитектура и возобновляемые источники энергии». Зеленая тема сопровождает меня всю жизнь. Свои постройки еще до участия в международных проектах и энергоавтономные дома я старался делать экологически чистыми. Это была и частная архитектура, и жилые комплексы в Москве, и школы, и торговые центры, и спортивные сооружения.

– Почему Союз архитекторов России решил заняться этой проблемой?

– В октябре 2009 года на фестиваль «Зодчество» приезжали Президент МСА Луиза Кокс и Вице-президент II Региона Элизабет Сиола. На совместном совещании был поднят вопрос о несоответствии российских норм проектирования и строительства международным стандартам. Да и организаций, которые разрабатывали «зеленые» стандарты, в России не существует.

– Какие организации осуществляют разработку подобных стандартов в мире?

– Разработкой «зеленых» стандартов в мирезанимаются национальные советы по «зеленому» строительству, которые объединяет Всемирный совет – World Green Building Council (WGBC). Национальные советы продвигают идею зеленой архитектуры и разрабатывают стандарты, которые не только оценивают существующие здания и проекты, но и предопределяют развитие архитектуры и строительства на будущее. Как правило, это общественные, некоммерческие организации, существующие на членские и целевые взносы.

– Когда появились первые «зеленые стандарты»?

– Первые нормы – стандарт BREEAM, 20 лет назад разработали англичане. Совет, создавший этот стандарт, организовали девелоперы, ученые и экологи. Следующим появился американский стандарт LEED. Тут примерно та же картина – девелоперы, риэлторские компании, инженерные работники. Эти нормы рассматривают архитектуру как коробку, которую начиняют всякими умными, экологичными, энергосберегающими и т. д. штучками. В них не нашли отражения экономические показатели жизненного цикла здания, социально-культурная составляющая архитектуры, т.е. не выработан целостный подход – только экология и менеджемент. Три года назад появились нормы DGNB, которые разработали немцы. В составе совета по «зеленому» строительству Германии треть – архитекторы. И нормы – уже совсем другие, ориентированные на человека, на архитектуру: большое внимание уделяется тому, как здание вписывается в существующее окружение или природу, учитывается использование кровель, спрятаны ли всевозможные технические детали – вентиляциионные решетки или кондиционеры, как первые этажи общественных зданий интегрированы в город – доступны ли они человеку.

– Что послужило причиной создания в Союзе специального Совета?

– Желание создать свои нормы. И возглавить это должны архитекторы, чтобы сделать их не коммерческими, а человеческими. В процессе обсуждения этого вопроса возникла идея Совета по экоустойчивой архитектуре – мозгового центра для разработки модели «зеленой» сертификации. Для этой работы мы планируем привлечь также инженеров, строителей, девелоперов, финансовые институты и компании, занимающиеся эксплуатацией зданий. Кроме этого, мы будем привлекать правительственные, государственные структуры, как центральные, так и на местном уровне. Система должна быть региональной и разветвленной. Важно, чтобы нормы «зеленого» проектирования разрабатывались профессионалами – лучше, чем сами профессионалы, этого никто не сделает. Поэтому было принято решение работать «на опережение». Если это получится, то, возможно, и другие нормы – ГОСТы, СНИПы, тоже удастся перерабатывать по этой схеме.

– Почему для названия Совета было выбрано слово «экоустойчивая» вместо уже употребляемых терминов «зеленая» и «устойчивая»?

– Название базируется на понятии «устойчивое развитие». Это определение было дано ООН еще в 1987 году и означает развитие без ущерба для будущих поколений. Это, во-первых. Во-вторых, МСА в прошлом году, в декабре, был приглашен к участию в Копенгагенской конференции и представил там декларацию с концепцией «устойчивость по проекту». В ней говорится, что только архитектурными способами архитекторы могут сократить потребление энергии в строительстве на 50–80%. Но в русском языке понятие «устойчивая архитектура» пока не совсем прижилось. «Зеленую архитектуру», в основном, понимают как садики, скверы, в лучшем случае – озеленение кровель или ландшафтную архитектуру. Поэтому это тоже полностью не отражает всего смысла понятия. Кроме того, «зеленая» архитектура рассматривает лишь вопросы экологии и менеджмента, в представление же экоустойчивой архитектуры включаются такие понятия, как экономика, социальная и функциональная направленность архитектуры, и учитывается весь цикл существования здания – то есть применяется холистический, всеобъемлющий подход.

– Какие задачи стоят перед Советом по экоустойчивой архитектуре?

– У Совета несколько задач. Для решения каждой мы сделали внутри Совета отдельную секцию. Одна из первоочередных – изучение мирового опыта. Во всех существующих системах есть свои плюсы и минусы, и мы будем их изучать. Другая важная задача – образовательная миссия: популяризация темы «зеленой архитектуры», раскрытие того, каким образом эта архитектура может быть экономичнее, если рассматривать весь цикл существования здания, как хорошо жить в здоровом доме, дышать чистым воздухом, не болеть, экономить энергию и так далее. И здесь имеются в виду не только граждане, но и все, кто имеет отношение к архитектуре и строительству: проектировщики, строители, девелоперы, эксплуатирующие компании, политические партии и правительство. Для этого у нас создается целых две секции. Одна – по связи с российскими организациями, с правительственными учреждениями и регионами, другая – это секция по взаимодействию с проектными организациями. Следующая задача – создание стратегии зеленой сертификации. Это будет рейтинговая система, когда существует несколько степеней соответствия «зеленым стандартам». Еще одна секция будет отвечать за профессиональное образование и обучение, и отдельная секция – это PR, СМИ и маркетинг. Вот такие у нас задачи. И все-таки, на мой взгляд, главная цель Совета – это вовлечение всех архитекторов в тематику, в проблематику зеленой архитектуры, зеленого строительства. Мы приглашаем всех, кому интересна эта тема, принять участие в работе секции.

– Что из себя будет представлять система «зеленой» сертификации?

– Сертификация проектных решений должна начинаться на стадии подготовки технического задания. Чем больше времени будет отводиться обсуждению всех деталей, тем проще будет идти дальнейшая работа. Система сертификации описывает не саму архитектуру, а те свойства, которыми она должна обладать, материалы, сам строительный процесс порядка 50 позиций. Нас привлекает рейтинговая сертификация Германии – она целевая. Определение цели с четкими, понятными критериями оценки позволяет сразу сэкономить очень много времени и на выработку техзадания, и на проектирование, и на строительство. Кроме того, это снимает разногласия архитекторов и инженеров, инженеров и конструкторов, конструкторов и заказчиков, заказчиков и девелоперов, и т.д. Когда есть цели и о них все договорились, очень легко говорить о решениях для достижения этих целей.

– Что еще нужно сделать, чтобы в России появилась своя система рейтинговой сертификации?

– По большому счету, чтобы создать российскую национальную систему рейтинговой сертификации, нужны еще 2 составляющие: сформированное общественное мнение, востребованность этой темы на всех уровнях и новая правовая база для ее применения. Это работа уже с правительством. Тут должен подключиться весь САР, все руководство, потому что это задача не одного Совета по экоустойчивой архитектуре. Андрей Владимирович (Боков) – инициатор создания этого Совета, душой болеет за то, чтобы у нас все получилось, и его авторитет тоже очень важен.

– Насколько перспективна «зеленая» архитектура в России?

– Однозначного ответа нет. Проще говорить о том, что надо сделать, для того, чтобы были какие-то перспективы в России. А это уже понятно – надо решить три блока вопросов: создать систему рейтинговой «зеленой» сертификации, изменить нормативную базу, привести ее в соответствие с этими нормами, и создать мощное общественное мнение.
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: