RSS
21.06.2010

Храм шаговой доступности

Церковь Зачатия Анны в Углу (Москва). Фото Ольги Ермаковой Церковь Зачатия Анны в Углу (Москва). Фото Ольги Ермаковой

информация:

  • где:
    Россия. Москва

в Москве хотят «поженить» русскую церковную архитектуру с модульным домостроением.

Вопрос о необходимости массового строительства православных храмов в столице был поднят на Епархиальном собрании духовенства Москвы в декабре 2009 года Святейшим Патриархом Кириллом. В его докладе было сказано о том, что московские власти согласились выделить первые участки под строительство церквей, которые должны стать «храмами шаговой доступности». Предполагается, что эти здания будут возводиться по ускоренной схеме с использованием модульных конструкций. При этом важно не упустить возможности «воплотить в камне и дереве высокие идеалы русского церковного искусства». Противоречия налицо, попробуем в них разобраться.

Сегодня 90% православных церквей Москвы расположено в историческом центре. Окраинные районы города, где проживает большинство москвичей, напротив, почти их лишены, и в середине 1990-х годов в спальных районах было намечено строительство более 70 новых. С этой целью с участием автора и районных архитекторов Москвы были обследованы возможные участки такого строительства, что легло в основу схемы их размещения, разработанной институтом Генерального плана Москвы.

Вновь возводимые храмы в своем большинстве должны иметь приходской характер и быть рассчитаны на 500–600 человек. При храме, как правило, возводится комплекс сооружений просветительского, благотворительного и хозяйственного назначения. При строительстве храма на месте утраченного при условии, что он не являлся выдающимся памятником зодчества, допустимо возведение нового, отвечающего современным требованиям. Участки под строительство должны выделяться с учетом доступности от близлежащих жилых массивов и транспортных магистралей и с учетом значимости сооружения храма среди городской застройки.

Массовое строительство новых храмов в истории нашего Отечества уже осуществлялось. Первая волна относится к середине XIX века – тогда для закрепления «русско-византийского» типа храма были изданы два атласа образцовых проектов, в 1839-м и 1844 году. Второй был издан с учетом пожеланий Святейшего Синода, которые сводились к требованию более простых и дешевых проектов. По «образцовым» проектам был сооружен целый ряд храмов, имевших между собой много общего во внешнем облике, с применением стандартных элементов и приемов, заимствованных из исторических образцов русского зодчества.

Для укрепления православия в западных губерниях была разработана программа массового строительства небольших деревянных приходских храмов, и в 1863 году вышло «Собрание типовых проектов постройки православных церквей в Белорусских губерниях», выполненное архитекторами А.И. Резановым и Н.М. Чагиным. В альбом вошли проекты более 50 каменных и деревянных храмов.

Массовое строительство храмов велось в 1840-е – начало 1850-х и на территории Сибири. Для этого была разработана специальная серия упрощенных проектов небольших, по преимуществу деревянных церквей. Новый всплеск храмостроительства в Сибири и на Дальнем Востоке был связан с прокладкой транссибирской магистрали (1890–1910 гг.) и переселенческим движением. При разработке генеральных планов на трассе железной дороги участки под храмы отводились заранее.

В 1898 году в качестве пособия по проектированию храмов было выпущено «Руководство к устройству каменных и деревянных церквей с сообщением мер к более продолжительному, в прочном виде существованию церквей в Империи» саратовского инженера-архитектора А.М. Салько.

В Москве бурный рост храмостроительства, начавшийся в конце ХΙХ века и продолжавшийся вплоть до 1917 года, носил другой характер. Около 100 новых храмов были построены по индивидуальным проектам, выполненным выдающимися архитекторами, в том числе Щусевым, Шехтелем, Бондаренко и др., а наработки, что были сделаны в целях массового строительства, не использовались.

Можем ли мы сегодня нарушать сложившееся отношение к храму как к величайшей святыне и превращать его во времянку, объект «соцкультбыта» шаговой доступности? И если все же придётся решать задачу ускоренного строительства храмов, то какими средствами можно этого достичь?

Идея модульного быстровозводимого храма возникла еще в начале 1990-х, когда автор разрабатывал варианты сборных бревенчатых и крупнопанельных храмов для строительства в труднодоступных областях Севера и Сибири. Тогда же была придумана схема модульно-блочной компоновки храмов вместимостью от 100 до 700 прихожан, только в то время не удалось наладить производство комплектов элементов сборных храмов.

Современная идея использования модульных конструкций в массовом строительстве храмов для Москвы восходит к проекту Российского клуба православных меценатов (РКПМ). Проект предполагает постройку в России такого же количества храмов на душу населения, какое было во времена Российской империи: один на каждую тысячу православных верующих. Подсчитана и бюджетная стоимость – храм с полной комплектацией, в том числе с иконостасом, должен обходиться в 2,5 миллиона рублей.

Проект предлагает два варианта обыденных (строящихся за один день) храмов: большой на 150 прихожан и малый на 80. Для них потребуется очень небольшое место внутри микрорайона.

Конструкция обыденного храма собирается на бетонных блоках без фундамента. По сути, это большой конструктор: пронумерованные деревянные брусья скрепляются винтами, монтируется кровля, устанавливаются современные стеклопакеты и возводится иконостас.

Первый практический опыт возведения подобных храмов показал, что за один день можно собрать небольшой деревянный храм из заранее изготовленных в промышленных условиях деталей, и то только вчерне. Затем постройка из оцилиндрованных бревен или бруса должна пройти период осадки, поэтому полное обустройство потребует значительно большего времени. Таким образом, для решения задачи быстрого строительства новых храмов в Москве нужен иной подход.

Несколько вариантов быстровозводимого модульного храма разработано в мастерской № 5 МНИИТЭП: вместимостью 300 и 500 прихожан, с подвалом и без подвала, с отдельно стоящей звонницей и звонницей над притвором. Здание храма выполнено в сборном железобетонном каркасе на железобетонных фундаментах стаканного типа. Купол и барабан главы выполняются из металлоконструкций с двухсторонней облицовкой, фасады формируются навесными панелями. Для придания плоскому потолку подобия церковного интерьера с традиционно округлыми формами арок, сводов и парусов предлагается применить прием округления его граней подвесными потолками.

Три типа храмов разработал ГУП «Моспроект-3». Они отличаются в основном типом покрытия с модификациями по вместимости на 300 и 500 человек и по наличию подклета. Фасады здания, выполненного в сборном металлокаркасе с опорным кольцом под сборную главу, формируются навесными панелями и накладками отдельных объемных элементов карниза, портала и др.

Проектировщиками были также разработаны схемы генеральных планов. При привязке к реальным участкам они претерпят существенные изменения. Конкретная градостроительная ситуация потребует также корректировки архитектурного облика храма, что в условиях использования типовых строительных элементов весьма проблематично. Из всего это следует вывод, что проектные предложения храмов, выполняемых из сборных конструкций в сочетании с тонкими панелями наружных стен и монолитным подвалом, весьма далеки от идеи быстровозводимости и тем более не соответствуют задаче воплощения «высоких идеалов русского церковного искусства». Это означает, что полноценно решить поставленную задачу не удалось, в том числе и потому, что сама задача, очевидно, не была сформулирована достаточно ясно.

Исходя из этого становится понятно, что в Москве нужно осуществлять индивидуальное проектирование храмов, с учетом конкретных градостроительных условий и с использованием традиционных материалов, что при небольших объемах построек не приведет к увеличению сроков строительства по сравнению с типовыми решениями. Проектирование каждого храма должно происходить на конкурсной основе с привлечением опытных архитекторов-храмостроителей во избежание серьезных ошибок проектировщиков, не знакомых с многочисленными особенностями русского церковного искусства. Имеет смысл разработать и несколько вариантов «образцовых» проектов, оптимальных по объемно-планировочным решениям, экономичности, быстровозводимости, долговечности и архитектурной значимости. Эти проекты могут использоваться как эталонные для индивидуальных проектов. Предлагаемые проектные решения после одобрения искусствоведческой комиссией Московской Епархии должны рассматриваться на Градостроительном совете Москвы с привлечением специалистов по храмовой архитектуре. Все это позволит застраховаться от ошибок, временных решений и сохранить храмостроительные традиции Москвы.
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: