RSS
27.04.2010

Дом выстоял!

  • Наследие
фото: http://omsk-web.ru/ фото: http://omsk-web.ru/

информация:

  • где:
    Россия. Омск

Ha прошлой неделе началась вторая жизнь дома по ул. Герцена, 16. Памятник омской архитектуры начала XX века, известный как дом Л. Г. Айзина, восстановлен, введен в эксплуатацию и вновь выполняет свою изначальную функцию доходного дома. В нем поселился банк.

В этом не было бы ничего особенного, если бы событию не предшествовала серия покушений на судьбу памятника. Первое случилось пять, пет назад, когда здание попало в печально известный список из полутора десятков памятников, предназначенных мэрией к сносу. Но распоряжаться судьбой памятников архитектуры регионального значения городская власть не может. Пришлось писать ходатайство в российское Министерство культуры с просьбой изъять эти объекты из реестра памятников, то есть снять с охраны. Российское министерство не нашло основания для уничтожения омской старины и в просьбе мэрии отказало. Между прочим, необходимость сноса дома по ул. Герцена, 16 мотивировали необходимостью строить метро и транспортные развязки. Но очень скоро оказалось, что особняк мешает объекту, никакого отношения не имеющему к городскому транспорту. Рядом с домом Айзина появился торговый центр "Флагман". Буквально вознесся над памятником архитектуры! Можно предположить, что архитекторы, работавшие над проектом "Флагмана", были уверены в том, что памятник обречен, и не брали его в расчет. Иначе их можно обвинить в про-фессиональной неграмотности и безответственности. - "Флагман" построен не по проекту, который рассматривался на городском градостроительном совете, - говорит заместитель начальника управления по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Министерства культуры Омской области Олег Свиридовский. - Между проектом, который рассматривался, и построенным зданием - огромная разница. То, что "Флагман" не украсил город - в этом мало кто сомневается. Редкое единодушие специалистов в области архитектуры не раз высказывалось на градосоветах и в прессе. А журнал "Архитектура и строительство Омской области" в 2008 году назвал здание образцом архитектурной ограниченности и градостроительного беспредела в исторической части Омска. И вот в угоду этому монстру должна была свершиться казнь дома со столетней историей. Не выдающегося по своим архитектурным достоинствам, но гораздо более привлекательного, чем "Флагман". Типично сибирского, омского дома, соразмерного человеку и пейзажу, окружавшему его в историческом центре. Интересен еще и такой поворот. Город не имел планов сноса, пока дом был на муниципальном балансе. Он его продал фирме "Компас", и только тогда выяснилось, что здание мешает и его желательно снести. Взаимоотношения с бизнесом - отдельная тема. А мы вернемся к дальнейшим событиям. Омичи помнят памят-ник, накрытый зеленой сеткой, и то, как неудобно было передвигаться по тротуару во время реконструкции здания. Его приходилось обходить. Возвращали дом к жизни специалисты проектной организации, имеющей лицензию на реставрацию объектов культурного наследия под руководством архитектора-реставратора Натальи Удиной. Надзор от подрядчика - компании "Дэнис" - вел заместитель председателя омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Коновалов. Кстати, и Наталья Удина - член президиума омского отделения ВООПИиК. Участие известных защитников омской старины в восстановлении памятника было залогом того, что врачебный принцип "не навреди" будет соблюден. Однако в ноябре 2009-го, когда реконструкция уже шла к завершению, председателю Омского областного отделения ВООПИиК Альберту Каримову пришло письмо от главного архитектора города Анатолия Тиля: "Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент) обеспокоен судьбой памятника истории и культуры, расположенного по ул. Герцена, 16-ул. Косарева, 97..." В многословном письме, составленном в худших традициях бюрократического "новояза", если кратко, смысл такой: департамент обеспокоен работами со сносом объекта культурного наследия, а также тем, что с городскими чиновниками не согласовывался процесс реставрации. Итог: "Просим рассмотреть в Вашей организации данный вопрос по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры регионального значения)..." Вот как получается: у главного архитектора благородная позиция защитника старины, в частности, дома по ул. Герцена, 16 (давно ли хлопотал о снятии с охраны(!). А разрушители -кто? Члены общественной организации, собирающие митинги против бездумных сносов! Вопрос рассмотрели - с чертежами, комментариями "виновников" - Н. Удиной и И. Коновалова. И вот как обстоит дело. Да, фактически ведется не реставрация, а реновация здания. Но какие тому причины? Со стороны улицы Герцена культурный слой составляет один метр, а со стороны "Флагмана" - полтора. То есть торговый комплекс, на строительство которого Анатолий Тиль дал разрешение, погрузил памятник в землю еще на полметра. Реставрация не позволила бы омичам увидеть особняк Айзина в первоначальных пропорциях. Конечно, есть технология устройства рядом с памятником приямка. Прохожие бы увидели дом в натуральную величину, заглянув вниз. Эта технология требует установки подпорной стены. Возможно ли было ее возводить на крошечном пятачке, к тому же напичканном под землей коммуникациями? Восстановление каждого памятника - это всегда поиск решений и компромиссы. Были они и в случае с этим домом. Второй этаж построили деревянным, но оштукатурили еще в начале XX века с декором в формах каменной архитектуры. Здание не воспринималось как памятник деревянного зодчества, да | и дерево сгнило. Поэтому посчитали возможным заменить его кирпичом, J восстановив исторический декор.

-Каждый шаг, каждое решение согласовывалось с областным Министерством культуры как с уполномоченным органом по охране памятников, - говорит Игорь Коновалов. - Собственники - учредители ООО "Компас" - вложили J большие средства в сохранение исторического архитектурного облика здания, и стоит оно на историческом фундаменте. Признавая, что реновация не лучший метод реставрации, считаю, она в данном случае была допустима и выполнена профессионально. Так же оценивает проект и восстановительные работы, и Министерство культуры Омской области. Вот и гадай: не была ли запоздалая забота городского главного архитектора о памятнике еще одним способом от него избавиться - на этот раз под предлогом "неправильной" реставрации. Ну, мешает он "Флагману"! А может, наоборот новостройка встала не на своем месте? Дом выстоял, но долгая история сопротивления сносу памятника весьма поучительна.
Комментарии
comments powered by HyperComments