02.04.2010
Евгения Гершкович //
Мезонин, май 2010
Архитектура и театр
- Архитектура
- Объект
Белый дом
информация:
-
что:
«Дворянское гнездо»; Сценография к спектаклю "Пламя Парижа" -
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Александр Бродский; Илья Уткин -
мастерская:
Архитектурное бюро «Александр Бродский»; Студия УткинаСтудия Уткина
Кто он, архитектор - классик, фотограф, романтик - полемист, историк, археолог, сценограф? Илья Уткин ускользает от определений. Еще в МАрхИ они с сокурсником Александром Бродским сколотили тандем, ставший легендарным и нахватавший кучу международных премий.
Своеобразным протестом тусклой действительности, позволявшим жить свободно вне общепринятой «системы», стали «бумажные» конкурсы. Проект 1978 года «Театр будущего» Бродского - Уткина удостоился второй премии на конкурсе OISTT в Париже, «Хрустальный дворец» завоевал первую премию в Токио, в 1982-м. Совместное творчество заключалось в неприятии» технологических новшеств». Проекты носили концептуальный характер, к тому же, выполненные в технике офорта имели графическую ценность. Ресторан «Атриум», который архитекторы строили (совместно с Евгением Монаховым) воплотил в жизнь «бумажные» фантазии о Пиранези и Риме. Потом ребята сделали много выставок на Европе, Америке и даже в Новой Зеландии. А потом Бродский уехал в Нью-Йорк, а Уткин в Москве, в 1995 году открыл собственную творческую мастерскую. Тут как раз в столице начался строительный бум, настал «Час монстра», так называлась статья в журнале «Проект Россия», где Уткин пригвоздил ситуацию: «Творчество проектирования свелось к дебильному раскладыванию коробочек на плане и к подсчёту панелей на фасадах. Обновление Москвы пошло с ужасающей быстротой. На тихих улочках, как в страшном фильме, вырастают бетонные монстры, разрушая сложившуюся структуру, которая веками вылепливалась нашими предками. Как и в фильмах, они бывают разные: большие и маленькие, смешные и страшные».
Следующие пять лет Уткин формировал собственное кредо, свое отношение к окружающей среде, к своей культуре, социальной политике, к проблемам подлинности, этики и эстетики. Вместе с С.Шестопаловым работал над проектом квартала «Сыромятники» (1996 г), в котором призывал подойти к реконструкции исторической застройки города, вернувшись к классической архитектурной школе, к вечным человеческим ценностям. А по существу, к простым вещам: «Человеку все равно нужен дом, сарай, крыша над головой, чистый воздух. Прожив жизнь, в старости все обычно к этому приходят. Но если ты это еще понял в детстве, зачем тогда делать стеклянные пузыри, если можно делать сарайчики. Вот я эти самые сарайчики и делаю».
В 2000 году Уткин неожиданно для многих стал первым русским архитектором - лауреатом Венецианской Биеннале. "Города. Меньше эстетики, больше этики". Такой была ее тема, объявленная куратором Массимилиано Фуксасом. «Звезду Золотого Льва» Илья получил, впрочем, за фотографию. Экспозиция «Руины Рая» в российском павильоне представляла собой композицию акварелей и инсталляции Михаила Филиппова с фотографиями и офортами Ильи Уткина. Больше всего жюри понравился именно его фотопроект «Меланхолия», несколько десятков красивых черно-белых руин старых московских зданий.
Следующие пять лет Уткин проектирует и строит: несколько частных загородных особняков, в архитектуре которых строго придерживается уже избранной им классики. В 2004 году в Лёвшинском переулке завершается строительство многоэтажного жилого дома, первого, и пока единственного, осуществленного архитектором объекта для города. Главная идея проекта заключалась в желании «показать, что классика может быть современной», что именно такая архитектура может существовать в сложившейся исторической ткани, вступать с ней в диалог, не стремясь перекричать друг друга. Уткинский дом на самом деле выглядит так, будто всегда стоял по соседству с ампирными особняками Арбата.
Одновременно с архитектурой Илья стал работать в театре. В 2002 году Алексей Ротманский пригласил сделать сценографию для балета «Золушка», которую ставил в Маринке. По мысли Уткина Золушка жила в большом промышленном городе, неуютном доме, в какой-то коммуналке, которая потом превратилась во дворец. Через пять лет тот же Ротманский позвал в Большой театр, делать балет «Пламя Парижа». За основу декораций были взяты гравюры XVIII века, чем-то очень напоминающие бумажные проекты тех далеких, 1980- х годов.
Название: Студия Ильи Уткина
Год основания: 1995
Руководитель: Илья Уткин
Команда: Л. Егорова, А.Кирьянов, Е.Марковская, Д.Николаева, Е.Пересветова, Н.Сорокина, Е.Уткина, В.Феногенов.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Следующие пять лет Уткин формировал собственное кредо, свое отношение к окружающей среде, к своей культуре, социальной политике, к проблемам подлинности, этики и эстетики. Вместе с С.Шестопаловым работал над проектом квартала «Сыромятники» (1996 г), в котором призывал подойти к реконструкции исторической застройки города, вернувшись к классической архитектурной школе, к вечным человеческим ценностям. А по существу, к простым вещам: «Человеку все равно нужен дом, сарай, крыша над головой, чистый воздух. Прожив жизнь, в старости все обычно к этому приходят. Но если ты это еще понял в детстве, зачем тогда делать стеклянные пузыри, если можно делать сарайчики. Вот я эти самые сарайчики и делаю».
В 2000 году Уткин неожиданно для многих стал первым русским архитектором - лауреатом Венецианской Биеннале. "Города. Меньше эстетики, больше этики". Такой была ее тема, объявленная куратором Массимилиано Фуксасом. «Звезду Золотого Льва» Илья получил, впрочем, за фотографию. Экспозиция «Руины Рая» в российском павильоне представляла собой композицию акварелей и инсталляции Михаила Филиппова с фотографиями и офортами Ильи Уткина. Больше всего жюри понравился именно его фотопроект «Меланхолия», несколько десятков красивых черно-белых руин старых московских зданий.
Следующие пять лет Уткин проектирует и строит: несколько частных загородных особняков, в архитектуре которых строго придерживается уже избранной им классики. В 2004 году в Лёвшинском переулке завершается строительство многоэтажного жилого дома, первого, и пока единственного, осуществленного архитектором объекта для города. Главная идея проекта заключалась в желании «показать, что классика может быть современной», что именно такая архитектура может существовать в сложившейся исторической ткани, вступать с ней в диалог, не стремясь перекричать друг друга. Уткинский дом на самом деле выглядит так, будто всегда стоял по соседству с ампирными особняками Арбата.
Одновременно с архитектурой Илья стал работать в театре. В 2002 году Алексей Ротманский пригласил сделать сценографию для балета «Золушка», которую ставил в Маринке. По мысли Уткина Золушка жила в большом промышленном городе, неуютном доме, в какой-то коммуналке, которая потом превратилась во дворец. Через пять лет тот же Ротманский позвал в Большой театр, делать балет «Пламя Парижа». За основу декораций были взяты гравюры XVIII века, чем-то очень напоминающие бумажные проекты тех далеких, 1980- х годов.
Название: Студия Ильи Уткина
Год основания: 1995
Руководитель: Илья Уткин
Команда: Л. Егорова, А.Кирьянов, Е.Марковская, Д.Николаева, Е.Пересветова, Н.Сорокина, Е.Уткина, В.Феногенов.