25.03.2010
Александра Шатковская //
Плесецкие новости, 23.03.2010
"Небесом Кенозерья" - земных хранителей
- Реставрация
информация:
-
где:
Россия. Петрозаводск -
событие:
Выставка «Небеса ручной работы» -
тема:
Реставрации в России
В конце февраля Министерство культуры Российской Федерации выделило 700 тысяч рублей для проведения реставрационных работ на "небе" часовни Георгия Победоносца в деревне Минино - памятнике монументальной живописи XIX века...
Кенозерский национальный парк обладает самой большой в России коллекцией "небес" (перекрытия молельных залов, расписанных на библейские сюжеты) - уникальных памятников монументальной живописи. Как правило, авторы "небес" неизвестны, но в кенозерской коллекции представлено единственное на сегодняшний день "небо" конца XIX века с авторской подписью - явление поистине исключительной ценности.
Всего в Кенозерье сохранилось шестнадцать "небес", из них семь комплексов полностью отреставрированы за счет собственных и привлеченных средств Парка, а также в рамках Федеральной целевой программы "Культура России". Кенозерские "небеса" являются не просто музейными экспонатами, они и в настоящее время выполняют свою первоначальную функцию и являются частью действующих интерьеров культовых построек. К сожалению, в настоящее время три комплекса "небес" находятся в аварийном состоянии.
"Небо" Георгиевской часовни, на реставрацию которого Минкультуры выделены средства, состоит из шестнадцати радиальных граней с изображением архангелов, евангелистов, Богоматери и святого Георгия. Сохранились центральный медальон и три угловые грани "неба". Пока не установлено, когда и по какой причине "небо" было разобрано. Возможно, это произошло из-за того, что не выдержала конструкция, возможно, причина была иной, но к началу 1980-х годов расколотые грани хаотично стояли на полу часовни. С момента образования Кенозерского национального парка они находятся на хранении в музейном фонде, а в 1992 году под руководством И.В. Ярыгиной учащимися СПХУ им. Н.К. Рериха была проведена консервация "неба".
По словам Татьяны Кольцовой, доктора искусствоведения, стиль росписи "неба" Георгиевской часовни вызывает ассоциации с творчеством Федора Захарова Иока - на этом небе присутствуют знакомые по другим памятникам Кенозерья однотипные иконографические образцы, статичные фигуры в одеждах с характерными тяжелыми складками, своеобразный почерк в надписях. Уникальной фигурой в составе росписи является образ великомученика Георгия - на других "небесах" этого нет. Появление его изображения Татьяна Михайловна объясняет тем, что одним из двух часовенных праздников был День памяти великомученика Георгия, и прихожане пожелали иметь изображение святого на "небе". Столь усиленное поклонение конкретному покровителю часовни встречается только в Кенозерье и на прилегающих территориях. Не исключено, что Георгий Победоносец был святым, соименным устроителю храма или "неба". По традиции, благодаря заказчику, его небесный покровитель возносился на живописное "небо" и приравнивался к сонму наиболее чтимых святых.
Грани "неба" часовни Георгия Победоносца экспонировались на выставке "Небеса ручной работы", которая завершилась 5 марта в выставочных залах ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (Москва). Их фотографии, а также полное научное описание вошли в каталог выставки и в книгу "Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка "Кенозерский", изданную в рамках программы "Первая публикация" при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина. На выставке были представлены не только отреставрированные "небеса", но и те, что на сегодняшний день находятся в аварийном состоянии, чтобы посетители могли представить, как выглядели в недавнем прошлом практически все "небеса" кенозерской коллекции. В своем выступлении на открытии выставки директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская озвучила надежду на то, что, возможно, в ближайшем будущем не отреставрированные "небеса" Кенозерья смогут обрести своих земных хранителей, как это уже произошло с некоторыми памятниками Кенозерья.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Всего в Кенозерье сохранилось шестнадцать "небес", из них семь комплексов полностью отреставрированы за счет собственных и привлеченных средств Парка, а также в рамках Федеральной целевой программы "Культура России". Кенозерские "небеса" являются не просто музейными экспонатами, они и в настоящее время выполняют свою первоначальную функцию и являются частью действующих интерьеров культовых построек. К сожалению, в настоящее время три комплекса "небес" находятся в аварийном состоянии.
"Небо" Георгиевской часовни, на реставрацию которого Минкультуры выделены средства, состоит из шестнадцати радиальных граней с изображением архангелов, евангелистов, Богоматери и святого Георгия. Сохранились центральный медальон и три угловые грани "неба". Пока не установлено, когда и по какой причине "небо" было разобрано. Возможно, это произошло из-за того, что не выдержала конструкция, возможно, причина была иной, но к началу 1980-х годов расколотые грани хаотично стояли на полу часовни. С момента образования Кенозерского национального парка они находятся на хранении в музейном фонде, а в 1992 году под руководством И.В. Ярыгиной учащимися СПХУ им. Н.К. Рериха была проведена консервация "неба".
По словам Татьяны Кольцовой, доктора искусствоведения, стиль росписи "неба" Георгиевской часовни вызывает ассоциации с творчеством Федора Захарова Иока - на этом небе присутствуют знакомые по другим памятникам Кенозерья однотипные иконографические образцы, статичные фигуры в одеждах с характерными тяжелыми складками, своеобразный почерк в надписях. Уникальной фигурой в составе росписи является образ великомученика Георгия - на других "небесах" этого нет. Появление его изображения Татьяна Михайловна объясняет тем, что одним из двух часовенных праздников был День памяти великомученика Георгия, и прихожане пожелали иметь изображение святого на "небе". Столь усиленное поклонение конкретному покровителю часовни встречается только в Кенозерье и на прилегающих территориях. Не исключено, что Георгий Победоносец был святым, соименным устроителю храма или "неба". По традиции, благодаря заказчику, его небесный покровитель возносился на живописное "небо" и приравнивался к сонму наиболее чтимых святых.
Грани "неба" часовни Георгия Победоносца экспонировались на выставке "Небеса ручной работы", которая завершилась 5 марта в выставочных залах ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (Москва). Их фотографии, а также полное научное описание вошли в каталог выставки и в книгу "Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка "Кенозерский", изданную в рамках программы "Первая публикация" при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина. На выставке были представлены не только отреставрированные "небеса", но и те, что на сегодняшний день находятся в аварийном состоянии, чтобы посетители могли представить, как выглядели в недавнем прошлом практически все "небеса" кенозерской коллекции. В своем выступлении на открытии выставки директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская озвучила надежду на то, что, возможно, в ближайшем будущем не отреставрированные "небеса" Кенозерья смогут обрести своих земных хранителей, как это уже произошло с некоторыми памятниками Кенозерья.
тема:
Реставрации в России