01.03.2010

Крутите педали. Записки архитектора в провинции

  • Наследие
  • Репортаж

информация:

  • где:
    Россия

Бугуруслан – имя сказочное, есть предположение об истоках его топонимики в древних индо-арийских тайнах, откуда произошли славянские корни «бого» и «рослы» – божества вод, питающих жизнь. Красивое место – крутой берег реки Кинель, впадающей в Самару и далее в Волгу на пересечении великих движений. Когда-то здесь пролегал шелковый путь.

В этом уездном городке повторяется судьба соседних поселений: освоение башкирских черноземов знаменитыми дворянскими фамилиями Аксаковых и Державиных, купеческая основательность в постройках прошлого, православный собор на центральной площади, затем снесенный большевиками, разбитый на этом месте сквер с Лениным в клумбе… Но наперекор всему, в облике до сих пор выступает фигура купца – батюшки, хозяина и патриота, с непременной резьбой наличников, с уютом улочек-«шкатулочек». Серость и безликость (безОБРАЗИЕ) были не в чести у наших предков. И вот с этой купеческой красотой идет война, хотя у провинции и больше шансов ее сохранить, благо, денег, жадных до сноса, как в губернии – нет. На прошлогоднем заседании совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований в Самаре прозвучало почти что правило – главы городов редко понимают роль архитектора в развитии города, чаще среди них наблюдаются наполеоны и фюреры. У нас же больше комиссары с шашкой – как инструментом от всех болезней. Гордое звание «главный архитектор города» и нам, одиночкам от профессии, приходилось совмещать с положением разведчика – «свой среди чужих, чужой среди своих». Образ чиновника, распределяющего места для гаражей, помогал в привлечении внимания властей к архитектурным проблемам города.

Иногда кажется, что судьба архитектора в провинции благодарнее, чем в бурлящих котлах миллионников, но только иногда. Недавно прочитал о формуле успеха у испанского коллеги Хосе Асельбио – «неважно, какова скорость, главное, крутить педали». Это о Барселоне! А будто про нас, и цена этому – вся жизнь. Не собираюсь ностальгировать, но дорогого стоило, когда первый секретарь горкома партии в приватной беседе признавался, что ничего не понимает в архитектуре, но поддержит во всех инициатива. Благодаря этому удалось провести конкурс Госстроя РСФСР и Союза Архитекторов на реконструкцию центра города с заранее известным результатом в пользу истории и включения Бугуруслана в список исторических городов России. Удалось восстановить часовню, единственную уцелевшую из соборного ансамбля и ставшую центром городской площади. Удачей для молодых специалистов 30 лет назад обернулось и авторство в проекте нового театрального здания на этой же площади – вместо сгоревшего деревянного. Достроить его так и не удалось, хотя мрамором одеть успели. Сегодня это наша авторская работа по реконструкции здания под современные нормы театра, а также повод говорить о концепции развития ансамбля. Итак, проект длиною в жизнь – не аллегория, а реальность.

Буга Арслан – Бык и Лев, еще одна из интерпретаций происхождения названия города, на этот раз тюркских корней. Много непознанного хранит наша земля, но однозначно то, что тюркские народы жили здесь всегда, и сегодня мы сделали свой вклад в историю братства народов, вложив душу в городскую соборную мечеть. При советской власти в центре «татарского края» всегда был пустырь, точнее, сад съеденный козами. Пришлось помочь по обоснованию места для строительства и возглавить подряд по методу «народной стройки». Теперь на всех мусульманских праздниках мы – почетные гости.

Союз архитекторов – сегодня в провинции это не звучит гордо. Престиж профессии и положение дел за пределами столиц мало интересовали Правление в последние годы. Ни один фестиваль достижений архитектуры не освещался широко в прессе и на телевидении. Как результат, приходилось слышать на заседании Законодательного собрания Оренбургской области из уст депутата Государственной Думы, что, исколесив Европу и Америку, он еле нашел за границей авторов, способных комплексно проектировать малоэтажную жилую застройку под Оренбургом. И этому у нас верят!

На архитектурном форуме в Самаре в 2004 году был объявлен конкурс на застройку 5-й очереди набережной Волги. Зная о закрытом обществе малого круга архитекторов в этом городе, мы не надеялись на призы, но подкупил масштаб Волги, и получив удовольствие от работы, вовремя сдали материал. Два года молчания, и далее, без извинений, вернули планшеты. Проекты, которые потом были опубликованы, – преступление против города. Очень хороший комплекс «Ладья» может просто раствориться в бездарном нагромождении, а концепции небоскребов, вырастающих из реки, канатные дороги и вертолетные площадки прикрывают «прорастающее» элитное жилье в заповедных парковых зонах.

Прошедший в Самаре форум главных архитекторов городов рассмотрел возможности агломерации Тольятти – Самара, важная тема на уровне экономики, картографии и т.п. Но дана ли оценка визуального ряда, меняющегося образа Самары со стороны Волги? Это ли не лицо России?! Архитектор без уважения к городу превращается в инструмент для бизнеса. Большой город без уважения к архитекторам становится щетиной из небоскребов.

Союз архитекторов собирается вводить жесткую аттестацию архитекторов. Если это опять принцип «не пущать», то шустрая бездарность найдёт себе дорогу, а серость обывателя «проглотит» все. Потребность архитектуре у нашего инвестора всегда будет на десятом месте после цены. Нужно доказывать каждый день, что за те же деньги можно престижнее и экономичнее войти в культурную среду. А это альтернативное проектирование, и платить за него не хотят. Надо думать об этом уже на стадии генплана города, а также о централизованной помощи архитекторам в экспресс-анализе вариантов моделей зданий и сооружений, связанных с ценой земли и эксплуатационными показателями, в том числе и налоговыми отчислениями, – ввести понятие эскизный проект с экономическим моделированием.

Необходимо выработать критерии внутри Союза, создать экспертные советы, пользующиеся доверием коллег. Поощрения должны касаться не только «шедевров», оценку должны получать простые и профессиональные решения, и не обязательно на конкурсах, а в результате обзора по регионам. Достижения архитектуры в провинции иногда можно приравнивать к подвигу, а скромное служение по отстаиванию исторической среды – тем более.

Надо не формально, для бумаги, проводить курсы повышения квалификации, а дать всем архитекторам (или адресно) доступ к базам данных, компьютерным программам, архитектору нужна помощь на пути к заказчику. В этом могла бы быть главная функция СРО.

Пропаганда архитектуры должна быть основной в деятельности Союза. По признанию главного архитектора Москвы А.В. Кузьмина, не удаётся решать проблемы архитектуры на федеральном уровне из-за того, что там собрались люди, не любящие нашу профессию, верящие лишь во всемогущество денег. А откуда взяться фанатам архитектуры? В отсутствие гражданского общества и общего уровня культуры у нас не появится национальное самосознание. Сегодня даже православных отцов надо убеждать, что проект простой приходской церкви не может соответствовать месту главного городского храма, что дело не в размерах, а в одухотворенности архитектурного образа. Мирских же «отцов города» приходится умолять, чтобы на месте, предназначенном храму или детскому парку, не появился рынок, даже если так решила партия – неважно «единая» или «справедливая».

А пока нам – провинциалам остается мечтать о меценате, который бы счёл гордостью и делом престижа возвести чудесный православный храм на крутом берегу реки, в центре набережной на замыкании главной улицы, которая по-прежнему зовётся Коммунистической. Поверьте, это может быть символом России!
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: