01.02.2010

Новая старая сцена. В Пензе завершено строительство нового здания драматического театра

Драматический театр, Пенза. Генпроектировщик – персональная творческая мастерская А. Бреусова, архитекторы – А.А. Бреусов, А.В. Чибирева, ИА. Кудряшов, главный художник – А.Н. Косырев, заказчик – ГУ УКС Пензенской области, общая площадь – 17 000 кв.м, начало проектирования – 2008, окончание строительства – 2009, фотографии предоставлены ПТМ А. Бреусова Драматический театр, Пенза. Генпроектировщик – персональная творческая мастерская А. Бреусова, архитекторы – А.А. Бреусов, А.В. Чибирева, ИА. Кудряшов, главный художник – А.Н. Косырев, заказчик – ГУ УКС Пензенской области, общая площадь – 17 000 кв.м, начало проектирования – 2008, окончание строительства – 2009, фотографии предоставлены ПТМ А. Бреусова

информация:

  • что:
    Пензенский драматический театр им. Луначарского
  • где:
    Россия. Пенза
  • архитектор:
    Александр Бреусов
  • мастерская:
    ПТМ А. Бреусова

Прежнее здание театра было уничтожено пожаром в январе 2008 г. Огонь оставил от помещения только несущие стены. Они частично пропитались водой, в них появились трещины с толщи- ной раскрытия до 5 см. Кирпич, которому было 92 года, буквально крошился в руках. Было принято решение строить здание заново.

На протяжении 7 месяцев в городе велись споры о том, как оно должно выглядеть. Предлагались самые разные варианты, в том числе ультрасовременные, выполненные в стекле. Но они выпадали из контекста существующей исторической застройки.

В августе 2008 года, впервые за последнее десятилетие, в Пензе был проведен архитектурный конкурс. На суд экспертов и простых горожан было выставлено 20 проектов. Со значительным отрывом победил проект, представленный Персональной творческой мастерской Александра Бреусова – здание в стиле неоклассицизма. Проектировщикам и строителям потребовалось всего полтора года, чтобы воплотить эту идею в жизнь.

За 20 лет своего существования мастерская Александра Бреусова выполнила множество интересных проектов, но над проектом драматического театра архитекторы работали впервые. В этой работе был задействован весь коллектив – 108 человек.

По словам Александра Бреусова, в процессе поиска в стенах самой мастерской было разработано еще 8 альтернативных вариантов фасадов:

– Лично для меня с самого начала было ясно, что здание должно быть выполнено в классическом стиле, потому что это, во-первых, исторический центр города и, во-вторых, драматический театр. Но при этом не хотелось бездумно копировать элементы старой архитектуры. Хотелось осовременить их. Мы много спорили, на чем остановиться. Это был самый сложный момент в работе. Мы остановились на классике.

Авторами проекта являются АлександрБреусов, Алевтина Чибирева, Игорь Кудряшов и Анатолий Косырев. В процессе проектирования архитекторы придерживались пропорций золотого сечения, но поиграли с декором: почти все классические декоративные элементы фасада выполнены в современной интерпретации. Например, колонны, на которых держится центральный входной портал. По традиции их нужно размещать в колоннаду, а пензенские архитекторы собрали колонны в пучки, по четыре в каждом.

В отделке фасадов использован натуральный камень – серый и темно-коричневый гранит. Его сочетание со стеклом и светлыми элементами декора придает зданию театра парадность.

Новое здание построено на месте прежнего, его контур остался в тех же габаритах, что и был: 90 м в длину, 45 м в ширину, максимальная высота 23 м. При этом театр стал гораздо удобнее. В здании появился просторный цокольный этаж, благодаря чему площадь помещений достигла почти 17 тыс. кв. м. В цокольном этаже размещены гардеробы, театральные мастерские, технические и инженерные службы.

Двухуровневое фойе с 12-метровым стеклянным куполом рассчитано на новогоднюю елку высотой 10 м. В зрительном зале 1007 посадочных мест, в том числе и для инвалидов. В театре появились малый зал на 103 места, детская игровая комната, а кассовый зал имеет теперь отдельный вход с улицы.

Усовершенствована сцена. Диаметр поворотного круга увеличили до 12 м, установили подъемно-опускные площадки для артистов.

– На самом-то деле ничего нового на сцене пензенского театра не появилось, – говорит Александр Бреусов. – Сцена есть сцена, во всех театрах она примерно одинаковая. На что-то суперсовременное, как в Мариинском театре, нам бы не хватило отпущенных денежных средств. Мы делали акцент, прежде всего, на самое современное звуковое оборудование, лазерные установки, осветительные приборы. Надо иметь в виду, что сегодня это единственный театр в городе. Помимо театральных постановок здесь будут проходить различного рода областные и городские мероприятия, а также всевозможные концерты. Мы спроектировали театр таким образом, чтобы эти мероприятия можно было проводить не только в зрительном зале, но и в фойе.

Театр стал удобен самим актерам. Им отведено 6 этажей, где разместились мастерские, швейные, декорационные и художественныецеха. Каждая гримерная рассчитана на одногодвух человек, оборудована санузлом и душевой. Специально для актеров в здании театра запроектирована гостиница на 50 мест.

В оформлении интерьеров использованы осовремененные классические элементы.

– Мы смогли добиться ощущения яркого солнца в основных помещениях, – говорит Алевтина Чибирева. – В отделке интерьеров использован итальянский мрамор светло-золотистого цвета. Солнечное ощущение усиливают росписи на потолках и стенах на тему истории русского театра. Большой зрительный зал венчает необыкновенно красивая люстра. Эскиз мы разрабатывали сами, она выполнена из хрусталя и полированной латуни. Вес люстры почти 400 кг, диаметр 4,5м. Занавес расшит золотой нитью, на нем изображен растительный орнамент. Кресла и ковровые покрытия решены в ярком бордовом цвете, что усиливает ощущение праздника.

Большую работу проделал главный художник проекта Анатолий Косырев. Он и его коллеги выполнили все росписи, мозаики и лепнину, которые украшают интерьеры и фасады здания.

– Любой архитектор мечтает о таком объекте. Занимаясь им, мы наработали огромный опыт! Жалко, если он пропадет. Мечтаем, чтобы нас пригласили на другие аналогичные объекты, – говорит Александр Бреусов. – Театр нас очень здорово изменил. Изменилось отношение к проектированию, каждый наш сотрудник еще раз убедился в том, что один в поле не воин. И, если бы у нас не было такого большого и опытного коллектива, вряд ли мы с этой работой справились бы.
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: