11.03.2010

Комплексный подход

фото: http://english.dac.dk/db/filarkiv/11929/pushkin_Nigel_Young_Foster%20Partners_RGB.jpg фото: http://english.dac.dk/db/filarkiv/11929/pushkin_Nigel_Young_Foster%20Partners_RGB.jpg

информация:

Работы над проектом реконструкции Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А. С. Пушкина на Волхонке идут полным ходом. Руководитель НИиПИ Генплана и Моспроекта-5 Сергей Ткаченко сообщил на пресс-конференции, что документы, касающиеся первой проектной очереди, будут готовы примерно через два - четыре месяца.

Реализация всего задуманного позволит создать вблизи Кремля настоящий музейный город. Условно работы на первом этапе будут проводить по четырем направлениям. Запланирована реконструкция палат Волконских. Это два небольших здания на Волхонке, 8, которые находятся за основным зданием музея. Слева от него, на пустующей территории, возведут новый квартал из трех строений. Здесь разместятся депозитарий, библиотека и реставрационные мастерские.

Вблизи музея предполагают организовать пешеходную зону. Скорее всего, отметил С. Ткаченко, автомобили смогут перемещаться по улочкам внутри квартала утром и вечером хотя бы в одну сторону - полное прекращение движения (такую идею высказывали ранее) парализует транспортный поток в районе.

Реставрация затронет и усадьбу Голицыных - она уже передана музейному комплексу. Кроме того, в ходе реализации первой очереди проекта будет освоен большой объем подземного пространства (порядка 65% всех площадей). Идея встретила понимание в Министерстве культуры РФ, в чьем подчинении и находится музей. В Минкульте считают, что строительство под землей легитимно и не противоречит ФЗ № 73.

Главный аргумент в пользу "подземной" идеи, по мнению С. Ткаченко, - мировой опыт. Известно, например, что так обустроено пространство под площадью перед Лувром в Париже. На минус первом, втором этажах размещены эскалаторы, гардеробные, рестораны. Собственно, вся входная группа, просторная и комфортная, перенесена под землю, и теперь эти утилитарные зоны не занимают площади самого дворца. Такая же идея вполне оправдала себя в отношении другого парижского проекта - автостоянки под садом Тюильри. Многие страны пошли этим путем. Причина понятна: чем больше человек приспосабливает под современные нужды подземелья, тем меньше искажает историческую застройку.

Между тем споров по проблемам реставрации музея на Волхонке немало. Тем более что этот уголок столицы плотно застроен. И не чем-нибудь, а множеством интереснейших исторических объектов, старинных усадеб. Общественность бьется за каждый камень, архитекторы руководствуются желанием изменить городскую среду, создать из музейного городка единый комплекс.

Иногда в ходе дискуссий удается достичь компромисса. С. Ткаченко даже поблагодарил своих оппонентов, защищающих исторические здания, в непосредственной близости от которых пройдет новое строительство. Уже решено, что один из старинных флигелей будет сохранен, хотя ранее предлагали его снести. А вот мнение о том, что от работ по реконструкции музея пострадает усадьба Рерихов, не имеет под собой никаких оснований, заверил С. Ткаченко. Споры с представителями общественности кипят даже в отношении сохранности ограды 1835 г., окружающей усадьбу Вяземских. Английский архитектор Норман Фостер считает, что ограду надо убрать, С. Ткаченко придерживается другого мнения - он предлагает ее разобрать на время реконструкции, а затем собрать, восстановив лишь фрагменты.

Есть и еще один спорный объект - автозаправочная станция, построенная в 1927 г. В конце 20-х гг. прошлого века это была кремлевская (правительственная) бензоколонка, единственная реализованная часть проекта Дворца Советов. По мнению С. Ткаченко, сохранить ее можно, хотя вполне допустимо было бы перенести и на другое место. И тогда освободившиеся территории вошли бы в музейный комплекс. Однако вопрос осложняется еще и тем, что заправка находится на приватизированной территории, у нее есть свой владелец и он ведет на участке хозяйственную деятельность.

Спорным моментом стало и новое здание, спроектированное Н. Фостером. Речь идет не о здании-пятилистнике, которое еще недавно рассматривали как один из возможных новых концептуальных объектов, способных стать самой неожиданной и довольно экстравагантной частью музея. От пятилистника уже давно отказались - его внешний вид, как сказал мэр столицы Юрий Лужков, противоречит концепции исторической застройки района. Но градоначальника не удовлетворил и проект нового здания - оно должно появиться уже в ходе реализации первой очереди между Малым Знаменским переулком и Волхонкой. При его строительстве основными материалами станут стекло и камень, подобранный в тон ониксовой отделке основного здания музея. Цветовое решение не вызывает сомнений, а вот форма - в виде неправильных четырехугольников - выглядит неубедительно.

Так или иначе, но первая очередь проекта должна быть завершена к 2015 г. "Что-то показать", как выразился С. Ткаченко, общественности необходимо уже к 2012 г. И, скорее всего, это будут реконструированные площади усадьбы Вяземских.

СПРАВКА

Проект реконструкции ГМИИ им. А. С. Пушкина разработан британским архитектором Норманом Фостером и представлен на конкурс Моспроектом-5. Согласно концепции все здания музейного комплекса будут объединены общей подземной частью. Реконструкция пройдет в три этапа и по планам должна завершиться в 2018 г.
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: