ГМИИ закопался
информация:
-
что:
Реконструкция комплекса ГМИИ им. А.С. Пушкина -
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Норман Фостер -
мастерская:
Foster + Partners -
тема:
Реконструкция комплекса ГМИИ им. А.С. Пушкина
Одна из самых обсуждаемых сегодня в области культуры тем - грядущая реконструкция ГМИИ им. Пушкина к 100-летию музея и создание к 2018 г. "Музейного городка" на Волхонке. Чтобы площадь музея увеличилась в 5 раз, что-то перестроят (а что-то и полностью сломают) в прилегающих переулках.
А там есть с чем "поработать" - исторические усадьбы Вяземских - Долгоруких, Лопухиных, Глебовых и Голицыных.
Музей изящных искусств неизящно расширяется?
Проект 1-й очереди, включающей в себя новое строительство в Колымажном переулке, близится к завершению. И через несколько месяцев макет представят общественности на публичные слушания. Во всяком случае, так в конце прошлой недели пообещал Сергей Ткаченко, руководитель НИиПИ Генплана Москвы и соавтор проекта "Музейный городок" британского архитектора Нормана Фостера.
Понятно, что столь радикальная масштабная реконструкция в историческом центре столицы вызывает и сомнения, и опасения, и отрицание. Хотя решение уже принято на правительственном уровне, из федерального бюджета выделяется 1 млрд долл., а начало работ планируется в этом году.
Современная архитектура поглотит историческую
Нас уверяют, что расширение площадей и реконструкция Музею изящных искусств необходимы. ГМИИ должен стать по-настоящему комфортным для всех - с новыми экспозиционными залами, лекторием, депозитарием, детскими комнатами, местами для отдыха. Но зачем ради этого перекраивать исторический центр? Не лучше ли построить что-то современное, например, в деловом центре "Москва-Сити"? "В Америке и Европе сегодня для музеев возводятся специальные здания, многие из которых - вершины современной архитектуры, - считает Александра ТОЛСТИХИНА, член экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы. - Яркий пример - Музей современного искусства в Денвере (США) архитектора Даниеля Либескинда. Если до строительства этого здания самыми дорогими в Денвере были квартиры с видом на скалистые горы, то теперь престижными стали те дома, из которых открывается вид на музей. В Петербурге в 1990-х гг. Эрмитажу и Русскому музею передано много исторических зданий, прежде всего - Михайловский (Инженерный) замок. И это было созвучно идеям тех людей, которые создавали замки и располагали в них богатейшие художественные собрания.
Московские усадьбы на Волхонке - камерные частные дома, которые планировались для жизни, а не для экспозиций".
Остается открытым и вопрос о ценности экспонатов, которым необходимы площади.
"Коллекция Музея им. Пушкина - это прежде всего импрессионисты, постимпрессионисты, малые голландцы, Рембрандт, Матисс, египетское искусство, Ренессанс, фаюмский портрет, - объясняет Леонид БАЖАНОВ, директор Государственного центра современного искусства - Конечно, это не Эрмитаж, не Лувр, не Гуггенхайм. И очень жаль, что слабо представлено современное искусство второй половины ХХ века, но так сложилось прежде всего потому, что музей изначально существовал как частный, а при советской власти он считался все-таки собранием копий известных античных скульптур и его финансирование было недостаточным".
Запредельная "реконструкция"?
Опасения вызывает и то, что музейная "новостройка" планируется в исторической охранной зоне. "Мы действуем только в рамках закона и принятых постановлений, - не раз уверяла Ирина АНТОНОВА, директор ГМИИ. - И упрекать нас в неуважении к исторической застройке странно. Надеюсь, здравый смысл возобладает, проект не будет зарублен, тогда его реализация завершится к 2018 г. Знаю, больше всего претензий к "уходу под землю". Но в случае с Манежной площадью это же никого не смущало".
"В том, что ГМИИ надо развиваться, нет ни малейших сомнений, - полагает Алексей КЛИМЕНКО, историк архитектуры. - Но c одной стороны - Минобороны, с другой - храм Христа Спасителя и галереи господ Шилова и Глазунова. Идея "Музейного городка", между прочим, принадлежит основателю Музея изящных искусств Ивану Владимировичу Цветаеву. Но... все здания в этом месте находятся под защитой закона об охране и использовании исторических памятников, и капитальное строительство здесь запрещено. Грядущая "реконструкция" ГМИИ им. Пушкина - за пределами культуры".
"Проект Фостера спровоцировал полемику вокруг федерального закона о наследии, - комментирует Рустам РАХМАТУЛЛИН, москвовед, координатор движения "Архнадзор". - Статья 35 этого закона запрещает на памятниках любые работы, в том числе земляные и строительные, если они не направлены на сохранение. Разрешены реставрация, ремонт, консервация и приспособление. Московский закон о градостроительной деятельности в исторических зонах допускает только один вид нового строительства на территории памятников - регенерацию, то есть воссоздание чего-то бывшего прежде. Руководство Москвы на этот раз решило придерживаться закона и выступило с критикой проекта Фостера. Тогда попечители музейного совета предложили изменить сам закон. "Архнадзор" и ряд авторитетных экспертов выступают категорически против ревизии закона ради одного проекта. Это открыло бы путь коммерческому строительству на территории памятников по всей стране. Министерство культуры не поддержало предложение об изменении закона. Это частичная победа, поскольку одновременно Минкульт не запрещает подземное строительство. Такая трактовка статьи 35 означает, что уход под землю может подаваться как приспособление памятников. Но... если музей не вмещается в памятник, нужно менять концепцию, а не памятник".
"Почему подземное пространство под Лувром или парковка под садом Тюильри в Париже никого не смущает? - недоумевает Сергей ТКАЧЕНКО. - После реконструкции французского музея его пропускная способность увеличилась, если не ошибаюсь, в 5 раз. Я считаю благом для Москвы уход под землю. Первые варианты проекта вообще предусматривали высотное строительство в этом месте. Мне удалось убедить тех, кто отвечает за финансирование, что расширение за счет углубления хоть и дороже, но лучше. Да и никаких поправок в 73-й Федеральный закон, для того чтобы разрешить освоение подземного пространства на территории памятников культуры и архитектуры, делать не придется. В Министерстве культуры РФ уверены: мы и так ничего не нарушаем. Подземные работы не запрещены, если направлены на сохранение памятников". Только вот в том-то и вопрос, как можно сохранить то, что сначала нужно разрушить?
"АиФ" будет следить за развитием событий.
Марина МУРЗИНА, Екатерина БЫЧКОВА