01.01.2010
Газета Союза архитекторов России (СА), 01.01.2010, №1(6) 2010
Хрустальный Дедал. Высшую награду «Зодчества-2009» получило здание московской школы №1414
- Репортаж
- конкурс
информация:
-
где:
Россия. Москва -
событие:
XVII международный фестиваль «Зодчество – 2009»; Национальная премия в области архитектуры "Хрустальный Дедал" 2009; Смотр-конкурс «Архитектурные произведения 2007-2009 годов». «Зодчество – 2009»; Церемония закрытия фестиваля «Зодчество – 2009». Вручение национальной архитектурной премии «Хрустальный Дедал»
Архитектурное и объемно-планировочное решение школы обусловлены стесненностью сложившейся территории школы, а также застройкой улиц Советской Армии и Трифоновской. Здание запроектировано четырехэтажным, с функциональным разделением школьных помещений. Учебные классы ориентированы на дворовую часть территории и отделены от шума транспортной магистрали коридорами и рекреационными зонами.
Спортивный зал и студия хореографии выделены в обособленный блок и выходят на оживленную транспортную магистраль улицы Советской Армии, там же в отдельном блоке расположен и актовый зал. Эти блоки подняты над землей на колонны, в результате чего удалось освободить значительную часть дефицитной территории от сплошной застройки. Одновременно они служат дополнительной защитой учебных классов и кабинетов от шума. Также, ввиду нехватки территории, над спортивным залом, библиотекой и рекреацией запроектирована эксплуатируемая кровля, включающая в себя спортивную площадку 28х16 метров, площадки для отдыха и подвижных игр. Для обеспечения безопасности кровля по всему периметру ограждается высоким парапетом и металлической сеткой.
Решение Большого жюри «Зодчества» отдать главную награду фестиваля этому объекту понятно – в кризис самое время обратить внимание на замечательные проекты, которые делают российские архитекторы для социальной сферы.
С руководителем авторского коллектива, обладателем Национальной архитектурной премии «Хрустальный Дедал» архитектором Константином Коновальцевым беседует Мария Левина.
– Это не первая школа, спроектированная вашей мастерской. Чем проект школы №1414 отличается от других подобных? В чем его новизна и оригинальность?
–Так получилось, что, не являясь чистыми «школьниками», мы спроектировали за последние пять лет на разных стадиях одиннадцать школьных зданий. Это бюджетные объекты городского заказа, четыре из которых построены в Москве в 2009 году. Каждый проект интересен и сложен по-своему, вне зависимости от его расположения – внутри квартала или на магистрали. Проект школы № 1414 прошел путь от реконструкции с модернизацией старого здания школы 1940-го года постройки до
проектирования и строительства современного здания. «Отказное» здание, которым не хотели заниматься солидные институты, попало к нам в 2003 году. Первые впечатления – больная территория, маленькая, не соответствующая никаким нормативам, изрезанная красными линиями и транзитными инженерными коммуникациями, которые выносить некуда, вдобавок зажатая разваливающимися сараями, которые нельзя трогать (собственность Министерства обороны!). Но зато какая территория! Великолепный градостроительный плацдарм – раскрывающийся к потоку автотранспорта угол двух артерий – «Северного луча» и Трифоновской улицы, не избалованных присутствием значимых сооружений. За площадью Суворова с алабяновским театром Российской Армии и музеем Вооруженных Сил и студией Грекова – пустота. Не воспользоваться свалившимся на нас богатством было делом совершенно непозволительным. Применили простые приемы: часть здания подняли на колонны, решив этим сразу несколько задач, – освободили ценнейшую территорию, а размещенными на колоннах на уровне 2-го этажа актовым и спортивными залами и рекреациями отсекли шумную магистраль от учебных кабинетов, которые мы ориентировали на дворовую часть школьного участка. Все недостающие площадки для отдыха и спорта переместились на эксплуатируемые кровли первого и четвертого этажей, решили вопросы противопожарных проездов – этим удалось добиться соответствия многочисленным нормам.
– С какими трудностями и проблемами вам пришлось столкнуться?
– Трудностей в реализации проекта было более чем достаточно. Порой складывалось впечатление, что у одной стороны: Правительства Москвы, проектной организации, заказчика, УКС-5, Департамента образования, префектуры СВАО, – одни цели и задачи – построить новое школьное здание, а у другой стороны в лице согласующих инстанций – всеми силами воспрепятствовать этому. Иногда появлялось желание бросить все и «поберечь свое здоровье», потому что оно не беспредельно, а голова отказывалась воспринимать этот абсурд. В один из моментов дрогнул и заказчик – ну, не дают строить, так давайте отремонтируем старое здание и поставим точку в этой непростой истории. К счастью, удалось показать гибнущий проект на комиссии у А.В. Кузьмина, и его решение – строить! – стало определяющим.
– Школа – бюджетный объект. Чувствовали ли вы поддержку московских властей в период строительства?
– Точнее следует говорить не о поддержке московских властей архитекторов в период строительства, а о требовательности и помощи, особенно на финишном отрезке. На протяжении всего периода строительства – жесткий контроль, регулярные совещания, разруливание серьезных ситуаций. Руководители всех уровней, отвечающие за результат, постоянно держали «руку на пульсе» и, соответственно, реагировали на конкретную ситуацию.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Решение Большого жюри «Зодчества» отдать главную награду фестиваля этому объекту понятно – в кризис самое время обратить внимание на замечательные проекты, которые делают российские архитекторы для социальной сферы.
С руководителем авторского коллектива, обладателем Национальной архитектурной премии «Хрустальный Дедал» архитектором Константином Коновальцевым беседует Мария Левина.
– Это не первая школа, спроектированная вашей мастерской. Чем проект школы №1414 отличается от других подобных? В чем его новизна и оригинальность?
–Так получилось, что, не являясь чистыми «школьниками», мы спроектировали за последние пять лет на разных стадиях одиннадцать школьных зданий. Это бюджетные объекты городского заказа, четыре из которых построены в Москве в 2009 году. Каждый проект интересен и сложен по-своему, вне зависимости от его расположения – внутри квартала или на магистрали. Проект школы № 1414 прошел путь от реконструкции с модернизацией старого здания школы 1940-го года постройки до
проектирования и строительства современного здания. «Отказное» здание, которым не хотели заниматься солидные институты, попало к нам в 2003 году. Первые впечатления – больная территория, маленькая, не соответствующая никаким нормативам, изрезанная красными линиями и транзитными инженерными коммуникациями, которые выносить некуда, вдобавок зажатая разваливающимися сараями, которые нельзя трогать (собственность Министерства обороны!). Но зато какая территория! Великолепный градостроительный плацдарм – раскрывающийся к потоку автотранспорта угол двух артерий – «Северного луча» и Трифоновской улицы, не избалованных присутствием значимых сооружений. За площадью Суворова с алабяновским театром Российской Армии и музеем Вооруженных Сил и студией Грекова – пустота. Не воспользоваться свалившимся на нас богатством было делом совершенно непозволительным. Применили простые приемы: часть здания подняли на колонны, решив этим сразу несколько задач, – освободили ценнейшую территорию, а размещенными на колоннах на уровне 2-го этажа актовым и спортивными залами и рекреациями отсекли шумную магистраль от учебных кабинетов, которые мы ориентировали на дворовую часть школьного участка. Все недостающие площадки для отдыха и спорта переместились на эксплуатируемые кровли первого и четвертого этажей, решили вопросы противопожарных проездов – этим удалось добиться соответствия многочисленным нормам.
– С какими трудностями и проблемами вам пришлось столкнуться?
– Трудностей в реализации проекта было более чем достаточно. Порой складывалось впечатление, что у одной стороны: Правительства Москвы, проектной организации, заказчика, УКС-5, Департамента образования, префектуры СВАО, – одни цели и задачи – построить новое школьное здание, а у другой стороны в лице согласующих инстанций – всеми силами воспрепятствовать этому. Иногда появлялось желание бросить все и «поберечь свое здоровье», потому что оно не беспредельно, а голова отказывалась воспринимать этот абсурд. В один из моментов дрогнул и заказчик – ну, не дают строить, так давайте отремонтируем старое здание и поставим точку в этой непростой истории. К счастью, удалось показать гибнущий проект на комиссии у А.В. Кузьмина, и его решение – строить! – стало определяющим.
– Школа – бюджетный объект. Чувствовали ли вы поддержку московских властей в период строительства?
– Точнее следует говорить не о поддержке московских властей архитекторов в период строительства, а о требовательности и помощи, особенно на финишном отрезке. На протяжении всего периода строительства – жесткий контроль, регулярные совещания, разруливание серьезных ситуаций. Руководители всех уровней, отвечающие за результат, постоянно держали «руку на пульсе» и, соответственно, реагировали на конкретную ситуацию.