Бомбей на связи
- Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Россия
Капил Гупта живет в Бомбее и строит по всему миру. Мы встретились с ним в самом модном заведении его города — ресторане Vetro пятизведочного отеля Oberoi и подробно расспросили про архитектуру современной Индии. Далее — только прямая речь...
О зарождении современной архитектуры
Долгое время наша страна была английской колонией, а после обретения независимости первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру решил, что изменение внутреннего уклада государства должно быть выражено в архитектуре, и пригласил Ле Корбюзье строить Чандигарх. Это был совершенно новый образ — модернистский, непривычный для Индии с её вековыми традициями. Так начался экспорт «современного движения» в нашу страну. Позже в Ахмадабаде строил другой великий модернист — Луис Кан. Оба зодчих серьёзно повлияли на нашу культуру. И не только своими работами как образцами для подражания, но ещё и тем, что воспитали когорту учеников. В последние 50-60 лет в Индии случилась настоящая архитектурная революция. То, что происходит сейчас в Индии, — явление беспрецедентное. Города растут на глазах — самые горячие точки это Нью-Дели, Бомбей и Бангалор.
Об огромном потенциале
Самое замечательное в нынешнем состоянии нашей архитектуры — её огромный потенциал для открытия новых форм. У нас сейчас меняется не только экономика, но и социальный уклад жизни. Распадается институт больших объединённых семей, когда в одном доме жили все близкие родственники. Теперь индусы предпочитают переселяться в собственные квартиры. Это исключительно стимулирующий процесс — архитекторы должны ответить на эти новые запросы очень креативно и инновационно. У нас есть ещё одно потрясающее преимущество — полная свобода самовыражения. Вы не можете построить нечто сверхэкстравагантное, скажем, в Париже или Лондоне — контекст городского и культурного ландшафта не позволит. В Индии нет такого понятия, как культурные ограничения. Если не говорить об очень локальных исторических зонах, то у нас можно построить что угодно, воплотив любую творческую причуду и фантазию. Вся застройка производится на частные деньги и не регулируется государством, так что главная задача архитектора — найти взаимопонимание с заказчиком.
О новаторском подходе
Сейчас большинство индийских городов выглядят довольно странно — полуразрушенные трущобы бедноты, остатки иногда очень качественной колониальной архитектуры и немыслимые псевдопостмодернистские небоскрёбы (в стиле свадебного торта, как я это называю). В этой ситуации архитектор должен быть великолепным стратегом. Он обязан учесть и предугадать все нужды заказчика, но при этом показать, как все проблемы можно решить именно с помощью новаторского дизайна, а не того китча, к которому он привык за последние годы. И сейчас клиенты готовы нас слушать. Глобально процесс происходит следующим образом: когда начинается строительный бум, архитектурные новации отметаются за ненадобностью, все гонятся за быстрой наживой. Потом ситуация стабилизируется, и девелоперы начинают соревноваться друг с другом — они уже хотят иметь не всё самое большое и кричащее, а всё самое современное и качественное, и их уже интересует именно уникальный, авторский дизайн. В настоящее время в Индии начинает пользоваться большим спросом новаторская архитектура, и я думаю, лет через пять наши города совершенно преобразятся.
О традиции
Самым увлекательным и одновременно самым важным и сложным в работе современного индийского архитектора я считаю стремление соединить в каждом проекте новаторский подход с уникальным местным наследием. Вообще, художественная традиция в Индии очень ярко выражена, что, с одной стороны, замечательно, а с другой, создаёт определённые сложности, когда мы в XXI веке пытаемся найти способ самовыражения и архитектурную самоидентификацию. Трудно создать знаковый национальный дизайн, который выглядел бы аутентично и при этом не казался ретроспективным или имитаторским. Поэтому под традицией я подразумеваю вовсе не классические индийские орнаменты и декор, а те интеллектуальные знания, которые накопила наша архитектура за века существования. Национальное зодчество — бесценный источник не только вдохновения, но и массы практических знаний. Например, древние форты Раджастана — там невыносимо жарко, но здания спланированы таким образом, что микроклимат внутри идеален современный архитектор должен быть великолепным стратегом
в любое время года. Старые мастера умели великолепно работать с натуральными материалами и необычайно бережно относились к окружающей природе. Плюс ко всему у нас есть великая наука васту — аналог китайского фэн-шуй, — менее известная в мире, но не менее полезная и содержательная.
О собственной архитектурной практике
С моим партнёром Крисом Ли мы начали сотрудничать сразу после окончания Архитектурной ассоциации в Лондоне, где я был аспирантом. Мы живём и работаем в разных городах — я в Бомбее, Крис в Лондоне, где занимаемся самостоятельными исследованиями. Крис преподает в колледже, я здесь руковожу Институтом урбанистического дизайна. Под исследованиями мы понимаем, разумеется, не сухие научные штудии, а творческий поиск новых путей решения глобальных урбанистических задач в современных мегаполисах. Нельзя воспринимать здание отдельно от его окружения — городского, природного, культурного, наконец. Даже делая очень компактный проект, надо стремиться «мыслить городом», а не домом. Архитектура должна отвечать местным проблемам и условиям, и мы стараемся разработать стратегии этих взаимодействий. Ещё нас очень увлекает тема архитектуры как шоу, как активного художественного образа, способного влиять на людей, на их восприятие окружающей действительности. Так как для каждого нового проекта мы проводим полномасштабные исследования, наши работы столь разнообразны, что сложно говорить о каком-то определённом стиле, свойственном компании Kapil Gupta/Chris Lee. По этой же причине у нас довольно мало реализованных объектов. Мы не стремимся к большим объёмам заказов. В Индии есть архитектурные фирмы, ведущие до пары сотен проектов одновременно - при такой нагрузке невозможно контролировать качество работ, что для нас принципиально важно. На счастье, у нас есть заказчики, которым неинтересно штамповать безликие здания, которые обращаются к нам за архитектурой, способной изменить и окружающий мир, и сознание людей. Именно в таких ситуациях интеллектуальная составляющая нашей профессии выступает на первый план, и тогда, вместо того чтобы продавать клиенту новую эстетику, мы продаём ему новый способ ведения бизнеса и новое отношение к жизни в целом.
Ювелирная фабрика Jeweltech, Бомбей, Индия
Нашей задачей при работе над новой фабрикой по огранке алмазов было спроектировать здание, которое обеспечивало бы высокий уровень безопасности, но при этом не походило на тюрьму из-за множества охранников внутри. В итоге посередине фабрики мы построили своеобразный стеклянный «каньон», который фактически служит наблюдательным постом. В пространство «каньона» выходят все помещения — от производственных залов до офисов администрации, — которые просматриваются насквозь. Таким образом мы сократили число сотрудников службы безопасности до минимума, а заодно создали очень необычный и впечатляющий архитектурный образ.
Проект торгового центра «КВАРТАЛ C», Доха, Катар
Торговый центр для города Знаний — строящегося на окраине Дохи нового интеллектуального центра Катара. Мы предложили закамуфлировать «Квартал С» под гряду дюн и распластали его по земле, поделив на несколько связанных друг с другом объёмов. Перфорация перекрытия здания — наша вольная интерпретация традиционных элементов исламского орнамента.
ПРОЕКТ «ДОМА С», Бангалор, Индия
Этот дом заказал большой поклонник древнего индийского учения васту, в котором изложены основные принципы правильного планирования жилого интерьера. Согласно васту, внутри каждого дома должен находиться открытый внутренний двор. Мы трансформировали его в сквозной коридор, вдоль которого расположили все жилые помещения, и перекрыли сплошной стеклянной крышей.
ПРОЕКТ «ШКОЛЫ-ФОРТА», Бомбей, Индия
Вместо традиционного для Индии одноэтажного блочного прямоугольника для новой школы мы придумали сложный многоуровневый объём. Основными связующими элементами конструкции служат пять внутренних спиралевидных пандусов, поднимающихся на всю высоту здания. Они и составляют основу декоративного решения всей постройки, и в то же время с их помощью движение 2 500 студентов школы организовано предельно рационально.
ФОТО: ДАРЬЯ МАКСИМОВА, АЛАН АБРАХАМ