Авангард – что дальше?
- Награда
- Репортаж
- премия
информация:
27 октября вручена молодежная премия «Авангард», завершился этап, начатый на АРХМОСКВЕ конкурсом среди молодых архитекторов. Сегодня можно подвести промежуточные итоги, в следующем году намечено продолжение и есть возможность для совершенствования идеологии конкурса.
Инициатива Барта Голдхорна (издатель ПРОЕКТ-РОССИЯ) и фонда «Русский Авангард» заслуживает всяческой поддержки, о чем я уже писал (СА №2), она обращена в будущее, формирует механизм отбора и поощрения талантливых архитекторов в начале профессиональной карьеры.
Тем не менее, некоторые детали процедуры заставляют задуматься. Окончательное решение о присуждении премии принималось на Биеннале в Роттердаме. Стоит ли лучших молодых архитекторов России выбирать в Нидерландах? Нет сомнения, надо показывать их работы за рубежом, вводить в международный контекст, приглашать в жюри конкурса наших зарубежных коллег, но в отличие от АРХМОСКВЫ, здесь мы не знаем ни состава жюри, ни критериев отбора. Боюсь, что на Биеннале, среди сотен проектов из разных стран, выбор молодых архитекторов из России не был самым важным вопросом, и победивший проект выделяется разве что сходством с голландской архитектурой. Никоим образом не сомневаясь в талантах Федора Дубинникова, первого лауреата премии, спросим себя, должен ли быть у конкурса только один победитель? Конечно, такой подход выписывается систему «звезд», лидеров, культивируемую современной культурой. Но молодежная премия – прежде всего огромный аванс на будущее, а не признание заслуг, как например «Архитектор года» или «Дедал». Надо ли тогда понимать дело так, что у победителя – самые лучшие перспективы? Кто знает.. Более точным решением была бы группа лауреатов, тем более, что представленные проекты, скажем откровенно, далеко не так хороши, как можно было бы ожидать после блестящей концептуальной постановки задачи, предложенной Бартом Голдхорном и Александром Свердловым. Сверхзадача премии, как я ее понимаю, все же двинуть вперед нашу архитектуру, а не найти новую звезду. В этом смысле, уверен, лучшей наградой для молодого архитектора является стажировка или грант на продолжение учебы, а не денежный приз.
На будущий год в планах «Авангарда» - провести конкурс для студентов. В нем все приведенные выше вопросы приобретают особую остроту. Архитектурная школа находится в тяжелом кризисе, окончательно растерялась, переходя на европейскую систему обучения («болонский процесс») и за переписыванием программ рискует окончательно забыть о содержании образования. Очень хочется использовать возможности премии, чтобы не просто наградить хороших студентов, а дать импульс образованию. Поэтому обязательно нужна награда лучшим педагогам и лучшим методикам, образовательным инициативам. Как воздух нужны стажировки для преподавателей и студентов на семестр-два в лучшие европейские школы. Об образовании практически не пишет профессиональная пресса, сейчас есть возможность опубликовать лучшие разработки за счет премии. В процесс выдвижения номинантов надо включить самих студентов, спровоцировать дискуссию о содержании образования и архитектурных проблемах. Удачный пример в этом отношении – организованная Николаем Переслегиным выставка «Все будет хорошо» (см. СА №4), работы для которой были отобраны студенческим жюри.
На церемонии награждения Евгений Асс процитировал печальную шутку: «Все авангард да авангард, когда же подтянутся основные силы?». Конечно, премия, даже сама лучшая не решит всех проблем, но «основным силам» будет легче подтянуться, если сместить акценты. От авангарда – в перспективу.