Эпоха возрождения шедевров
- Реставрация
Санкт-Петербургу нет равных не только по большому количеству шедевров, но и по темпам восстановления культурного наследия. За последние годы суммы, выделяемые на реставрационные работы, возросли в десятки раз.
При таких объемах говорить о разрушении памятников истории и архитектуры не приходится, скорее, наоборот, шедевры возвращаются.
Санкт-Петербург по праву гордится званием культурной столицы: образ красивейшего города в мире создавали лучшие зодчие, скульпторы и художники. Обязанность современников - сохранить это великолепие в первозданном виде. И можно с уверенностью сказать, что у нас это получается.
- За последние годы в сфере реставрации очень многое изменилось в лучшую сторону, - говорит президент Союза реставраторов Санкт-Петербурга
Нина Шангина. - Конечно, восстановление памятников в Петербурге - дело не одного года. Но реставрация возрождается.
Губернатор Валентина Матвиенко назвала прошлый год пиком реставрационной активности - былой блеск обрели около семисот объектов культурного наследия Санкт-Петербурга. А сумма, выделенная на их восстановление, превысила показатели пятилетней давности в сорок раз!
Возрождение шедевров продолжается. Причем деньги в это вкладывает не только государство, но и частные инвесторы. И в стратегической перспективе объемы реставраций буду наращиваться именно за счет внебюджетных средств.
Одной из лучших реставрационных работ Северной столицы считается восстановление дворца великого князя Алексея Александровича на набережной реки Мойки. Во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры эту реставрацию называют настоящим спасением дворцового ансамбля: сейчас даже сложно поверить, что совсем недавно он находился в крайне тяжелом, почти руинированном состоянии. Размах проведенных здесь работ поистине грандиозен: менялись перекрытия, кровля, восстанавливались интерьеры. В ходе ремонта в залах дворца под шестью слоями краски были обнаружены фрагменты уникальной настенной живописи - теперь она получила вторую жизнь. А для того чтобы вернуть прежний вид кабинету князя, реставраторам пришлось освоить необычную технологию выделки кожи, которая использовалась при отделке комнаты.
После масштабной реставрации засиял Смольный монастырь - одно из грандиознейших творений зодчего Франческо Растрелли. Капитальным ремонтом корпусов и воссозданием лепнины работы не ограничились: завершением возрождения архитектурного ансамбля стала художественная подсветка куполов собора. Нынешней весной здесь состоялось первое за многие десятилетия богослужение.
В 2011 году откроется после реконструкции Летний сад. Он предстанет перед посетителями в давно забытом облике петровских времен: с великолепными прудами, фонтанами и павильонами, разрушенными наводнением
1777 года. На другое место перенесут центральные ворота, отреставрируют ограду, а главное - приведут в первозданный вид достояние Летнего сада -
92 скульптуры. За триста лет влажный петербургский климат практически разрушил нежный итальянский мрамор. Сейчас богов и императоров из Летнего сада лечат лучшие реставраторы России: очищают лазером, обрабатывают хирургическими инструментами, заполняют трещины и восстанавливают недостающие детали.
В скором времени обретет свой изначальный вид и Исаакиевская площадь
- она станет почти такой, какой ее видел в XIX веке великий поэт А.С.
Пушкин. Во многом внешний вид этого красивейшего места Петербурга определил гениальный французский архитектор Огюст Монферран: именно он создал Исаакиевский собор и "Дом со львами", он же руководил установкой конного монумента Николая Первого в центре площади.
В Исаакиевском соборе, который стал одной из крупнейших и великолепнейших зданий своего времени, сейчас кипят реставрационные работы. Специалисты трудятся над возвращением былого блеска монументальной фреске "Сотворение мира", проводятся крупномасштабные исследования прочности конструкций здания, идет реставрация пилонных икон. Одновременно восстанавливаются балюстрада Исаакиевского собора и 24 бронзовых ангела, которые ее украшают.
Близится к завершению реставрация "Дома со львами", памятника архитектуры начала XIX века. Сделав вызов устоявшимся канонам - для первой половины XIX века была характерна застройка отдельными небольшими зданиями,
- Монферран создал здание в форме большого правильного треугольника, который сам по себе образовывает целый квартал в самом центре
Санкт-Петербурга. Величественные фасады здания дополнились скульптурными группами архангелов, поддерживающих герб Российской империи, а парадный вход архитектор украсил скульптурами беломраморных львов работы прославленного итальянского архитектора Паоло Трискорни. Красота и уникальность здания настолько поразили жителей того времени, что Пушкин даже воспел его в знаменитой поэме "Медный всадник".
К сожалению, судьбу этого памятника архитектуры нельзя назвать простой: за свою жизнь он сменил большое количество владельцев, каждый из которых был волен вносить изменения в его облик. Такое положение дел привело к тому, что к моменту передачи здания для реставрационных работ
"Тристар Инвестмент Холдингс" памятник архитектуры более сорока лет не ремонтировался, здание не отапливалось, что привело к утрате ценных интерьеров и разрушению перекрытий. По словам председателя
Росохранкультуры Александра Кибовского, если бы за дом не взялись серьезно, он бы со временем просто рухнул. Теперь шаг за шагом реставраторы восстанавливают детали, которые считались навсегда утраченными. Например, в прошлом месяце на здание вернулись утраченные еще в 30-х годах XIX века скульптурные горельефы. Воссоздать ангелов было непросто, ведь изначальные чертежи не сохранились. К счастью, реставраторам удалось обнаружить в архивах города несколько акварелей и фотопанорам XIX века, запечатлевших "Дом со львами" в его первозданном виде, которые и стали для специалистов ориентиром для возрождения горельефов.
Настоящей сенсацией в декабре 2008 года стало обнаружение реставраторами интерьера "тайной комнаты" на первом этаже здания. По каким-то причинам, она не была зафиксирована в проектных чертежах, ввиду чего не попала в охранную зону.
Почти целый год находка была окутана тайнами и слухами. Лишь недавно историки пришли к выводам относительно предназначения загадочной комнаты: наиболее вероятно, что здесь располагался магазин художественных изделий. Этой осенью "Зеленая комната" - так ее прозвали реставраторы - была полностью восстановлена. Сейчас общестроительные работы в "Доме со львами" завершены. Реставраторы принимаются за отделочные работы интерьеров и экстерьеров. Увидеть обновленный фасад петербуржцы смогут уже этой весной.
"Культурная столица" - это не только большое количество шедевров на улицах города, но и образ мышления его жителей. Петербуржцы ревностно следят за сохранностью памятников, вкладывая силы и деньги в их восстановление. Сейчас реставрационные работы в Санкт-Петербурге как никогда активны, а значит, в жизни города настала эпоха возрождения архитектурных ценностей.