Лекция Доменика Перро. Мариинка и не только. Репортаж Архи.ру
- Иностранцы в России
- Репортаж
- лекция
информация:
-
где:
Россия -
архитектор:
Доминик Перро -
событие:
Выступление Доминика Перро (Dominique Perrault). Арх Москва 2006 -
тема:
Реконструкция Мариинского театра
На Арх Москве состялось очередное отчетное выступление Доменика Перро, на этот раз организованное ЦСА. Архитектор рассказывал не только о Мариинском театре, но и о других новых своих проектах в других странах. Новости со строек слушала Анастасия Сырова, Архи.ру
Итак, три года назад, в конкурсе на новое здание Мариинского театра победил Доменик Перро. С тех пор об этом проекте, равно как и о его дальнейшей жизни и вынужденных трансформациях, сказано и написано уже очень много. Нужно отметить, что архитектор сформулировал достаточно ясный ответ на многочисленные упреки в слишком резком нарушении «золотой сеткой» мариинского проекта исторической среды Питера: оказывается, ее источниками были золотые купола церквей, а также петербуржские фестивали Золотая маска и Золотой пуант.
Однако же формальные аллюзии – по словам Перро, не главное, он всегда обращал внимание в первую очередь не на внешние качества архитектуры, а на создание особого комплекса, рассчитанного на его жизнь в городском контексте и на комфортное существование людей в самом сооружении. «Архитектура исчезает. Я создаю не здание, а пейзаж, среду, открытую для жизни, для общения», говорит Перро.
Таков его жилой городок при женском университете в Сеуле. В этом же контексте Перро упомянул и свой проект теннисного стадиона в Мадриде. Этот комплекс является стопроцентно публичным пространством. Спортивное сооружение со всех сторон окружено парком; при этом не только зеленая зона, но и сам стадион имеет постоянный доступ для публики, пусть даже для людей посторонних, не купивших билета на соревнования. «Мой дом живет, и для меня это главное», говорит архитектор.
Затем, переходя к рассказу о реконструкции Мариинского театра, Перро, чтобы снять тему избыточной радикальности этого проекта, еще раз подчеркнул, что ему важен «не архитектурный дизайн, а диалог, т.е. вписанность в окружающую среду». Что касается самого исторического здания, Перро уменьшит его объем, но не за счет уменьшения зрительного зала (оперный зал на 2000 мест является одним из самых вместительных в мире) или сценической площадки. Перро убрал часть репетиционных залов в задней и верхней частях театра. Благодаря этому здание вернулось (!) на единый уровень с окружающей его застройкой.
Эта историческая часть Мариинского театра, по замыслу Перро, соединится с «золотым куполом» специальным мостом. В первых проектах фигурировала конструкция выдвижного моста, чем француз Доменик Перро отдавал должное петербуржским разводным мостам. Однако в конечном варианте мост все-же стал стационарным.
Итак, золотой купол – это огромная металлическая конструкция, напоминающая, по словам автора, «кружевную паутину». Чтобы снять проблему чрезмерного веса купола, Перро сделал его опирающимся прямо на землю. Кроме того, с уменьшением в высоту старого здания театра, был уменьшен и купол, так чтобы их объемы зрительно примерно соответствовали друг другу. В результате, подчеркнул Перро, было сэкономлено порядка 1000 тонн стали.
Одной из актуальных тем проекта Перро стал поиск способа очистки купола от снега зимой: конструкция спроектирована так, что 50% поверхностей не могут задерживать снег. Кроме того, архитектор предложил использовать для очистки специальные краны, похожие на строительные.
Купол представляет собой сеть связанных друг с другом галерей, балконов и террас. Внутри купола будет располагаться огромная лестница во всю высоту здания, которая оканчивается бельведером с видом на Петербург. Смотреть на город можно будет и с других частей лестницы, через купол. «Свежие виды с неожиданной точки», сказал об этом сам Перро. В Золотом куполе должны расположиться рестораны и другие подобные заведения; во время белых ночей здесь также планируют устраивать концерты. Итак, купол представляет собой «что-то вроде живого, оживающего холма. Оживляющий элемент вносят люди, и это очень важно. Это – не вещь в себе, а жизнь и общение», сказал Перро.