16.11.2009
Евгения Гершкович //
Мезонин, 16.11.2009, декабрь-январь 2009-2010
Карьера архитектурного одиночки
- Архитектура
- Объект
информация:
-
что:
Административно-общественный центр комплекса Park Vill с английской школой в Жуковке; Жилой дом городского семейного клуба «Монолит»; Имперский дом; Помпейский дом; Ротонда «Пушкин и Натали» на площади Никитских ворот -
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Михаил Белов -
мастерская:
Мастерская Михаила Белова
Михаил Белов работает один, без бюро. Он наверно единственный, кто способен делать большую архитектуру в городе вне постоянной команды. Но Белов человек отдельный. Траектория его карьеры витиевата и, быть может даже, странна...
В 1980 г. закончено МАрхИ. Реальность была такова, что от нее все больше хотелось увильнуть в некую утопию. В те годы это означало бумажную архитектуру. Еще студентом (1978) Михаил с друзьями победили в конкурсе Международной ассоциации сценографов OISTAT на проект «Театра для будущих поколений». Японский конкурс журнала «Japan Architect» 1981 г, поддерживаемый компаниями «Shinkenshiku» «Central Glass» назывался «Дом-экспонат». Белов его выиграл. Поэтажные планы здания с футуристическим пространством внутри, смахивающими на декорации немой киноленты «Кабинет профессора Калигари» украсили собой обложку «Japan Architect». Затем последовало участие в еще нескольких десятках японских конкурсов, и несколько побед.
Когда на дворе начались 1990 - е, Белов обратился, как и большинство коллег, к интерьеру. Но, в отличии от большинства, не к жилому, а общественному. Те, кто приглашал его проектировать кооперативный ресторан в подвале, магазин «Белый зал», «Кришна Центр», «Секретный клуб», офисы «Мост через кольцо» в промзоне и «Красная колонна» в школьном спортзале давали зодчему шанс проверить на практике его модернистские фантазии. Неудивительно, что эти приметы лихой перестроечной поры до нас не дошли. Но остались в фотографиях, причем некоторые из них на страницах итальянского журнала «Arca».
1991 г. стал для Белова поворотным. Япония пригласила его, уже известного концептуального архитектора, в проект «Иокогама-2050», а Австрия – на конкурс венской ЭКСПО. Неважно, что идея выставки вскоре отпала, зато наш Белов успел на равных посоревноваться с Т. Андо, Р. Роджерсом, М. Ботта, Ж. Нувелем, Н. Фостером, Б. Чуми, С. Холлом, Р. Пьяно и другими звездами. Через год Мюнхенский Политехнический институт предложил Белову преподавание, а бюро архитектора Карла-Хайнца Риопке сотрудничество. Михаил уехал в Германию. Чем четыре года, спрашивается, он занимался в стране, переживающей строительный бум? Да привычным для себя делом, конкурсами - на проект многофункционального центра на вокзальной площади Мюнхена, представительства Бундеспрезидента в Берлине, общественного центра в Дрездене, музея в Аугсбурге, квартала Бергвахштрассе в Мюнхене - но ничего из списка не выиграл. Бумажник из России и прагматическая Германия общего языка не нашли. Белов вернулся домой, где строительный бум как раз только затевался. Первое, что он сделал по возвращении на родину, это спроектировал модульные детские площадки «Лего», с типовыми качелями, «паутинками», песочницами и даже установками для выбивания ковров. На эти жизнерадостные конструкции (любимый цвет Михаила - красный) и сегодня можно наткнуться в московских дворах. Два следующих по времени и, увы, неосуществленных, беловских проекта, многофункциональный центр на Арбате и галерея «Зигзаг» у Красных ворот, напрямую отсылали к конструктивизму в духе Мельникова и его павильонам СССР на Международной выставке в Париже и «Махорка».
Во дни пушкинского юбилея 1999 г. в Москве забил фонтан. Монумент являл собою ротонду с золотым куполом, под сводами которой в струях воды замерли «Пушкин и Натали». Архитектурная часть сооружения принадлежала «перу» Белова. Мощный дорический ордер с подобающими метопами и триглифами автор одолжил у Парфенона, наметив, таким образом, изменения своих пристрастий в пользу неоклассики. Пользуясь терминологией В.Паперного, Белов перешел из «Культуры Один» в «Культуру Два» Возможно, данное обстоятельство и позволило ему выйти на московский заказ, на этот, и последующие. В начале 2000-х к дворцовой архитектуре с колонными портиками наметился интерес. «Что ни говори, присутствует в них элемент стабильности», рассудил семейный клуб «Монолит», заказав проект жилого дома на ул. Косыгина заделавшемуся в классики Белову. «Чувствовать себя защищенным человек будет, только видя окружающую среду через колонны», уверен архитектор.
Близкое соседство нового дома с высоткой МГУ 1953 года постройки, несомненно, свою роль в формообразовании сыграло. «Монолит», обильно украшенный коринфскими капителями и барельефами, исполнен торжественности и добротности «высокого сталинского стиля». Следующей постройкой стал «Помпейский дом» близ Арбата, самый нарядный дом в столице.
Белов, бывший бумажник, автор «Секретного клуба» и площадок «Лего», ныне профессор МАрХи называет Мельникова «формалистом», свято верит в классический канон, возводит школу в деревне Жуковка и небоскреб «Имперский» близ Кремля.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Когда на дворе начались 1990 - е, Белов обратился, как и большинство коллег, к интерьеру. Но, в отличии от большинства, не к жилому, а общественному. Те, кто приглашал его проектировать кооперативный ресторан в подвале, магазин «Белый зал», «Кришна Центр», «Секретный клуб», офисы «Мост через кольцо» в промзоне и «Красная колонна» в школьном спортзале давали зодчему шанс проверить на практике его модернистские фантазии. Неудивительно, что эти приметы лихой перестроечной поры до нас не дошли. Но остались в фотографиях, причем некоторые из них на страницах итальянского журнала «Arca».
1991 г. стал для Белова поворотным. Япония пригласила его, уже известного концептуального архитектора, в проект «Иокогама-2050», а Австрия – на конкурс венской ЭКСПО. Неважно, что идея выставки вскоре отпала, зато наш Белов успел на равных посоревноваться с Т. Андо, Р. Роджерсом, М. Ботта, Ж. Нувелем, Н. Фостером, Б. Чуми, С. Холлом, Р. Пьяно и другими звездами. Через год Мюнхенский Политехнический институт предложил Белову преподавание, а бюро архитектора Карла-Хайнца Риопке сотрудничество. Михаил уехал в Германию. Чем четыре года, спрашивается, он занимался в стране, переживающей строительный бум? Да привычным для себя делом, конкурсами - на проект многофункционального центра на вокзальной площади Мюнхена, представительства Бундеспрезидента в Берлине, общественного центра в Дрездене, музея в Аугсбурге, квартала Бергвахштрассе в Мюнхене - но ничего из списка не выиграл. Бумажник из России и прагматическая Германия общего языка не нашли. Белов вернулся домой, где строительный бум как раз только затевался. Первое, что он сделал по возвращении на родину, это спроектировал модульные детские площадки «Лего», с типовыми качелями, «паутинками», песочницами и даже установками для выбивания ковров. На эти жизнерадостные конструкции (любимый цвет Михаила - красный) и сегодня можно наткнуться в московских дворах. Два следующих по времени и, увы, неосуществленных, беловских проекта, многофункциональный центр на Арбате и галерея «Зигзаг» у Красных ворот, напрямую отсылали к конструктивизму в духе Мельникова и его павильонам СССР на Международной выставке в Париже и «Махорка».
Во дни пушкинского юбилея 1999 г. в Москве забил фонтан. Монумент являл собою ротонду с золотым куполом, под сводами которой в струях воды замерли «Пушкин и Натали». Архитектурная часть сооружения принадлежала «перу» Белова. Мощный дорический ордер с подобающими метопами и триглифами автор одолжил у Парфенона, наметив, таким образом, изменения своих пристрастий в пользу неоклассики. Пользуясь терминологией В.Паперного, Белов перешел из «Культуры Один» в «Культуру Два» Возможно, данное обстоятельство и позволило ему выйти на московский заказ, на этот, и последующие. В начале 2000-х к дворцовой архитектуре с колонными портиками наметился интерес. «Что ни говори, присутствует в них элемент стабильности», рассудил семейный клуб «Монолит», заказав проект жилого дома на ул. Косыгина заделавшемуся в классики Белову. «Чувствовать себя защищенным человек будет, только видя окружающую среду через колонны», уверен архитектор.
Близкое соседство нового дома с высоткой МГУ 1953 года постройки, несомненно, свою роль в формообразовании сыграло. «Монолит», обильно украшенный коринфскими капителями и барельефами, исполнен торжественности и добротности «высокого сталинского стиля». Следующей постройкой стал «Помпейский дом» близ Арбата, самый нарядный дом в столице.
Белов, бывший бумажник, автор «Секретного клуба» и площадок «Лего», ныне профессор МАрХи называет Мельникова «формалистом», свято верит в классический канон, возводит школу в деревне Жуковка и небоскреб «Имперский» близ Кремля.