21.05.2006

Техзадание Алексея Козыря, или как доходчиво объяснить архитектору, что вы от него хотите

  • Архитектура
  • Объект

информация:

  • где:
    Россия

Придумать и построить дом… Казалось бы, всё предельно ясно

Идёшь в магазин, покупаешь десяток журналов, пару книг, делаешь закладки, параллельно можно проехать по знакомым и поинтересоваться их опытом, посоветоваться о метраже, этажности, обустройстве подвала и т.п. К сожалению, так гладко всё только на бумаге. Надо отдавать себе отчёт, что рынку частного жилья от силы лет 15.
Ведь и сам заказчик пока толком не знает, что ему нужно: кухня в 100 квадратных метров или всё таки в 30; или где ему будет комфортней — в деревянном доме или кирпичном. Это проблема заказчика. Проблема архитектора в том, что нет опыта строительства, где есть такие позиции, на которые можно закрыть глаза. Важно всё — от количества лестниц, до внешнего вида ревизионных лючков. В сложившейся ситуации клиент никогда не сможет точно сформулировать свои пожелания.
Мне кажется, что ДОМ должен выкристаллизовываться, как скульптура, у которой два полноправных автора — Архитектор (режиссёр), генерирующий идеи, и Заказчик (инвестор), осуществляющий внутренний аудит, посредством ограничения творческого начала. Это процесс непрерывного диалога, длящийся годами, а не месячный монолог архитектора, возникающий после выдачи ему листочка с метражами и книжек издательства Taschen с жёлтенькими закладками — «мне это нравится».
В этом диалоге вопрос доверия архитектору является приоритетным. Банальный пример: приходя к врачу, вы же не советуете ему, какие пилюли вам больше подойдут? В практике многих архитекторов бывают моменты, когда заказчик начинает обращаться к «сведущим людям», показывая им полуфабрикат. Как правило, реакция «знатоков» одна и та же: «в ЭТОМ невозможно будет жить!», или «плоская крыша продавится от снега», или, самое простое и эффективное, «вы знаете, всё это полное дерьмо».
В результате подобных экспертиз появляются червоточины в вышеупомянутом диалоге. Заказчик думает «а к тому ли я пришёл?», а архитектор, соответственно, — «идите к ним, пусть они вам рисуют, раз вы мне не доверяете». К сожалению, избежать такого конфликта удаётся в единичных случаях, поэтому выход — не впадать в крайности и быть терпимее к проявлениям недоверия как одной, так и другой стороной.
Ещё одна крайность, от которой хотелось бы предостеречь, это покупка красивой коробки без внутренней отделки и коммуникаций. В таком варианте таится, как правило, много подводных камней. Во-первых, в домах, строящихся на продажу, экономят на всём, что не видно глазу. И даже самое детальное их обследование не вскроет всех ошибок, допущенных в результате скоростного строительства. В итоге вы оказываетесь втянутыми в длительную реконструкцию. Во-вторых, вместе с реконструкцией начинается адаптация дома к требованиям владельца: если ломаем, почему бы ещё что-нибудь не пристроить? Безусловно, логично, но это логика попавшей в западню жертвы, ибо реконструкция всегда дороже строительства с нуля.
Из всего вышеперечисленного следует, что для достижения взаимопонимания между архитектором и заказчиком, стороны должны быть готовы проделать ВЕСЬ тернистый путь, начиная от первых почеркушек и заканчивая ковриком в прихожей. При этом и архитектор, и заказчик должны запастись недюжинным терпением. А заказчик ещё и деньгами. Моё глубокое убеждение: единственный способ сделать этот процесс увлекательным — максимально наполнить его творчеством.
Архитектурное бюро Алексея Козыря,
тел.: 7 495 250 2156, e-mail: info@ak-p.ru
Комментарии
comments powered by HyperComments